Финансовая основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:40, реферат

Краткое описание

Исследование этих и других факторов делают выбранную тему «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации» актуальной для исследования в рамках изучения курса «Конституционное право РФ».
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы, научные источники, оперативную информацию раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделить конституционным основам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, полномочиям местного самоуправления, роли местного самоуправления в осуществлении народовластия.

Содержание

Введение
3
Местное самоуправление: понятие, конституционное закрепление
5
Правовые, территориальные, организационные основы
местного самоуправления
8
Финансовая основа местного самоуправления
11
Заключение
18
Приложение
20
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

муниц.право2.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

Анализируя сказанное, нельзя также не отметить и те проблемы, которые возникают при формировании бюджета и по вине самих муниципальных образований. Например, льготы, предоставляемые по аренде земли. Здесь необходимо инвентаризировать тех льготников, которые имеют эти льготы и реально оценить целесообразность их предоставления, а также может быть, и передать функции контроля за правильностью использования земли, исчислением и оплатой соответствующего налога.

Не менее важна полнота учета налогоплательщиков. Для муниципальных образований очень важно своевременное формирование налога на имущество. Мы все знаем, что есть подстройки, есть здания, сооружения, собственники которых не платят налога на имущество. Почему? Потому что оно не зарегистрировано в установленном порядке. А мы даем разрешение на строительство. Например, строится дом, дверная ручка не прикручена – незавершенное строительство, налог на имущество не платится. В данном случае целесообразно законодательно установить срок обязательной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и землю. А в случае нарушения таких сроков предоставлять право органам местного самоуправления совместно, возможно, с органами БТИ оценивать такое имущество и предоставлять сведения в ФНС для выставления счетов на оплату налогов.

Также необходимо законодательно урегулировать вопросы по налогообложению имущества в случае не соблюдения норм и правил, сроков строительства, так как значительные объемы недостроя или длительного строительства не обременяются налогом.

Заключение

 

Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов перехода России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства. Процесс должен осуществляться в рамках специальной общегосударственной программы.

Условием развития местного самоуправления является наличие общей стратегии государственного строительства и представлений о роли и месте местного самоуправления в системах публичной власти и управления развитием.

Роль государства в становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти.

Усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований.

Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местного самоуправления.

Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного самоуправления (как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).

Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому основная стратегическая задача – сделать все возможное, чтобы вступивший в силу 131-й ФЗ «заработал», чтобы оптимальная система распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований создавали стимулы социально-экономического развития.

Но сегодня приходится констатировать, что реформа местного самоуправления практически не принесла положительных результатов. И прежде всего это связано с многочисленными недоработками и пробелами в федеральном законодательстве, регулирующем эту сферу.

По неоптимистическим прогнозам организации «Всероссийский совет местного самоуправления»1, в 2007 году в России могут появиться первые муниципалитеты, объявившие дефолт. По данным Конгресса муниципальных образований, лишь 2% муниципалитетов в РФ обеспечены собственными доходами, а налоговая бюджетная обеспеченность в них за первое полугодие 2006 года снизилась на 5%. При этом суммарная кредиторская задолженность муниципалитетов  сейчас, по оценкам специалистов, составляет 36 млрд рублей.

Согласно проекту бюджета на 2007 год собственные налоговые доходы муниципалитетов вырастут не более чем на 11%, что не только не позволит местному самоуправлению взять на себя ряд переданных ему функций с регионального уровня, но и приведет к невозможности органов местного самоуправления решать уже находящиеся в ведении вопросы местного значения.

Речь о грозящем кризисе шла и на недавнем семинаре в Иркутске, где ряд ораторов заявил, что сегодняшнее относительное спокойствие в муниципалитетах - это не что иное, как затишье перед бурей. И если в ближайшее время проблемы действующего законодательства не будут разрешены, то через некоторое время произойдет кризис местного самоуправления.

Изменить ситуацию можно путем развития межбюджетных отношений на основе нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы.

Необходимо признать, что наша страна (а вместе с ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и грядущие изменения в системе организации местной власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Приложение

 

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  
местного самоуправления в РФ»

Статья 50. Муниципальное имущество

 

1. В собственности муниципальных  образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное  для решения установленных настоящим  Федеральным законом вопросов  местного значения;

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования.

1.1. В собственности муниципальных  образований могут находиться  объекты культурного наследия (памятники  истории и культуры) независимо  от категории их историко-культурного  значения в случае, если такие  объекты необходимы для осуществления  полномочий органов местного  самоуправления, а также в иных  случаях, установленных федеральным  законом.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1.2. В собственности муниципальных  образований также может находиться  имущество, необходимое для осуществления  полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

(часть первая.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. В собственности поселений  могут находиться:

1) имущество, предназначенное  для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги  общего пользования, мосты и иные  транспортные инженерные сооружения  в границах населенных пунктов  поселения, за исключением автомобильных  дорог общего пользования, мостов  и иных транспортных инженерных  сооружений федерального и регионального  значения, а также имущество, предназначенное  для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях  договора социального найма, а  также имущество, необходимое для  содержания муниципального жилищного  фонда;

4) пассажирский транспорт  и другое имущество, предназначенные  для транспортного обслуживания  населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное  оборудование и снаряжение, предназначенные  для обеспечения первичных мер  по тушению пожаров;

7) имущество библиотек  поселения;

(п. 7 в ред. Федерального  закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

8) имущество, предназначенное  для организации досуга и обеспечения  жителей поселения услугами организаций  культуры;

9) объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) независимо от категории  их историко-культурного значения  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

(п. 9 в ред. Федерального  закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

10) имущество, предназначенное  для развития на территории  поселения физической культуры  и массового спорта;

(п. 10 в ред. Федерального  закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

11) имущество, предназначенное  для организации благоустройства  и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства  мест общего пользования и  мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное  для сбора и вывоза бытовых  отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные  участки, предназначенные для организации  ритуальных услуг и содержания  мест захоронения;

14) имущество, предназначенное  для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых  актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  поселения в соответствии с  федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры  на территории поселения;

(п. 16 в ред. Федерального  закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

17) леса, расположенные в  границах населенных пунктов  поселения;

18) имущество, предназначенное  для создания, развития и обеспечения  охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов местного  значения на территории поселения;

(п. 18 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

19) имущество, предназначенное  для организации защиты населения  и территории поселения от  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

20) имущество, предназначенное  для обеспечения безопасности  людей на водных объектах, охраны  их жизни и здоровья.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

3. В собственности муниципальных  районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное  для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги  общего пользования между населенными  пунктами, мосты и иные транспортные  инженерные сооружения вне границ  населенных пунктов в границах  муниципального района, за исключением  автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных  инженерных сооружений федерального  и регионального значения, а также  имущество, предназначенное для  их обслуживания;

3) пассажирский транспорт  и другое имущество, предназначенные  для транспортного обслуживания  населения между поселениями  на территории муниципального  района;

4) имущество, предназначенное  для организации и осуществления  экологического контроля;

5) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  на территории муниципального  района;

6) имущество, предназначенное  для организации охраны общественного  порядка на территории муниципального  района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное  для обеспечения общедоступного  и бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также  предоставления дополнительного  образования и организации отдыха  детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное  для оказания на территории  муниципального района скорой  медицинской помощи (за исключением  санитарно-авиационной), первичной  медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных  учреждениях, медицинской помощи  женщинам в период беременности, во время и после родов;

(в ред. Федерального закона  от 18.07.2006 N 120-ФЗ)

9) имущество, предназначенное  для утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, 

том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные  участки, предназначенное для содержания  на территории муниципального  района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) имущество межпоселенческих библиотек;

(п. 12 в ред. Федерального  закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

13) имущество, необходимое  для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых  актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  муниципального района в соответствии  с федеральными законами;

Информация о работе Финансовая основа местного самоуправления