Финансовый контроль в таможенном деле: цели, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – необходимое условие существования финансовой системы государства. Осуществление грамотного финансового контроля служит важнейшим условием успешного и эффективного функционирования экономики страны. Финансовый контроль в Российской Федерации на современном этапе - явление сложное и многогранное; его субъектами выступают органы государственной власти общей и специальной компетенции, в частности: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы прокуратуры, Счетная палата Российской Федерации, налоговые и таможенные органы, суды.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и цели финансового контроля 4
1.1 Понятие финансового контроля 4
1.2 Принципы финансового контроля в области таможенного дела 4
2. Формы, методы финансового контроля в таможенном деле 4
2.1 Классификации финансового контроля в области таможенного дела по видам 4
2.2 Характеристика основных форм финансового контроля в области таможенного дела 4
Заключение 4
Библиографический список 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Формы,  методы финансового контроля в таможенном деле

2.1 Классификации финансового контроля в области таможенного дела по видам

В зависимости от объекта контроля он дифференцируется на внешний и внутренний. Объектом внешнего контроля являются финансовые потоки, поступающие в бюджет. Он включает: контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей; контроль за обоснованностью применения ставки ноль процентов при экспорте товаров; валютный контроль уполномоченных банков за проведением валютных операций, а также за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации; ведомственный (внешний) контроль, осуществляемый вышестоящими таможенными органами (должностными лицами) за деятельностью нижестоящих таможенных органов (должностных лиц) по различным направлениям финансового контроля в области таможенного дела.

Внутренний  контроль своим объектом имеет бюджетные средства, предоставленные таможенным органам как распорядителям и получателям бюджетных средств и может быть дифференцирован на следующие виды: вневедомственный контроль; ведомственный внутренний контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществляемый внутри системы таможенных органов, Федеральной таможенной службой Российской Федерации, региональными таможенными управлениями и в каждом отдельно взятом таможенном органе собственной службой финансового обеспечения (бухгалтерией). Кроме того, классификация финансового контроля в области таможенного дела проводится: в зависимости от ветви власти, органами которой осуществляется контроль; компетенции органов финансового контроля; времени проведения.

Наряду с  формами таможенного контроля необходимо выделять также виды контроля, проводимые в рамках его осуществления. Так, предложена подробная классификация видов таможенного контроля: 1) по субъектам, подпадающим под таможенный контроль; 2) по характеру осуществления; 3) по предмету таможенного контроля; 4) по форме осуществления; 5) по направлению движения товаров; 6) по способу перемещения товаров; 7) по используемым таможенным процедурам.3

Указанные классификации  позволяют увидеть многообразие проводимых таможенными органами контрольных  мероприятий. Вместе с тем одни указанные  в данной классификации виды таможенного  контроля имеют теоретическое значение, другие - практическое, представляя  собой административные процедуры, выделяющиеся в общем порядке  проведения таможенного контроля.

В числе данных видов таможенного контроля следует  выделить виды контроля, характеризующиеся  особым предметом контроля. К ним  относятся: контроль правильности классификации  товаров (ст. 52 ТК ТС); контроль определения  страны происхождения товаров (ст. 110 Закона о таможенном регулировании  в РФ); контроль таможенной стоимости  товаров (ст. 66 ТК ТС). Их отличает то, что  данные виды таможенного контроля выделяются непосредственно таможенным законодательством, являются обязательными этапами  таможенного контроля, представляют собой комплекс проверочных мероприятий.

По результатам  их проведения принимаются строго формализованные  решения (о классификации товара; стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций; принятии заявленной таможенной стоимости  товаров; корректировке заявленной таможенной стоимости), влекущие важные для лиц, осуществляющих декларирование товаров, правовые последствия: подтверждение  таможенными органами заявленных при  таможенном декларировании сведений либо неподтверждение и, как следствие, доначисление причитающихся к уплате таможенных платежей, применение к товарам запретов и ограничений, отказ в предоставлении тарифных преференций, отказ в выпуске товара и др.

 

2.2 Характеристика основных форм финансового контроля в области таможенного дела

Формами финансового  контроля в области таможенного  дела являются проверки.

Среди всех двенадцати форм таможенного контроля, предусмотренных  ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении  таможенного контроля. Так, таможенной проверке посвящены ст. 122 ТК ТС, а  также отдельная гл. 19 "Порядок проведения таможенных проверок".

Таможенная  проверка - это осуществляемая с  использованием специальных методов  форма финансового контроля в  области таможенного дела, проводимая таможенными органами, в целях  установления соблюдения физическими  и юридическими лицами требований, установленных таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  государств - членов Таможенного союза. Методы же финансового контроля являются конкретными приемами, посредством  которых финансовый контроль осуществляется в определенных формах, в частности  в области таможенного дела он проводится с использованием методов  сопоставления сведений, их изучения и анализа, получения объяснений участников внешнеэкономической деятельности, истребования документов (информации) и иных.

По своей  правовой сущности таможенная проверка является определенным аналогом предусмотренной  ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно  видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки - соблюдение лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.4

Таможенные  проверки проводятся таможенным органом  государства - члена Таможенного  союза в отношении проверяемых  лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством  этого государства - члена Таможенного  союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения  товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность  сведений, заявленных в таможенной  декларации и иных документах, представленных при таможенном  декларировании товаров, повлиявших  на принятие решения о выпуске  товаров;

3) соблюдение  ограничений по пользованию и  распоряжению условно выпущенными  товарами;

4) соблюдение  требований, установленных таможенным  законодательством Таможенного  союза и законодательством государств - членов Таможенного союза, к  лицам, осуществляющим деятельность  в сфере таможенного дела;

5) соответствие  лиц условиям, необходимым для  присвоения статуса уполномоченного  экономического оператора;

6) соблюдение  установленных таможенным законодательством  Таможенного союза и (или) законодательством  государств - членов Таможенного  союза условий таможенных процедур, при помещении под которые  товары не приобретают статус  товаров таможенного союза;

7) соблюдение  иных требований, установленных  таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законодательством  государств - членов Таможенного  союза.

Существенным  изменением в порядке осуществления  таможенного контроля по ТК ТС является увеличение проверяемого периода, что  связано с увеличением срока  таможенного контроля после выпуска  товара.

В соответствии со ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Таким образом, можно заметить, что камеральная проверка является совершенно новым контрольным мероприятием таможенных органов.

Согласно  п. 2 ст. 132 ТК ТС выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными  органами. ТК ТС не определяет основания  для включения в план проверок, отдавая этот вопрос в компетенцию  самого таможенного органа. В соответствии с п. 8 ст. 132 ТК ТС отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной: 1) из информационных ресурсов таможенных органов; 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок; 3) от государственных органов; 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; 5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза; 6) из средств массовой информации; 7) из других источников официальным путем. Таким образом, как правило, основанием для включения в план становятся результаты аналитической работы с информацией, полученной из вышеперечисленных источников.

Кроме того, выездная таможенная проверка, как плановая, так и внеплановая, может назначаться  по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также  по результатам камеральной таможенной проверки (п. 5 ст. 132 ТК ТС).

В отличие  от плановых проверок, п. 4 ст. 132 ТК ТС перечисляет  основания проведения внеплановых  выездных таможенных проверок. При  этом перечень оснований не является исчерпывающим и может быть дополнен законодательством государств - членов Таможенного союза.5

Выездная  таможенная проверка проводится на основании  решения таможенного органа, форма  которого определяется законодательством  государств - членов Таможенного союза. В связи с этим п. 3 ст. 132 ТК ТС предусматривает  альтернативное название данного документа: решение, предписание, акт о назначении проверки.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать два месяца. В указанный  срок не включается период времени  между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении  документов и сведений и датой  их получения. При этом срок проведения выездной таможенной проверки может  быть продлен еще на один месяц.

К числу принципиально  новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся  под таможенным контролем, и совершаемых  с ними таможенных операций, в том  числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и  формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Проверка  системы учета товаров и отчетности была предусмотрена ст. 364 ТК РФ, которая  закрепляла обязанность лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного  дела, лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также  лиц, пользующихся и (или) владеющих  условно выпущенными товарами по требованию таможенных органов представить  в таможенные органы отчетность о  хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах. Аналогичная обязанность теперь закреплена в п. 1 ст. 121 ТК ТС. Таким образом, по ТК ТС данная проверка получила статус формы таможенного контроля.

Согласно  п. 3 ст. 121 ТК ТС проверка системы учета  товаров как форма таможенного  контроля проводится:

- при применении  специальных упрощений в соответствии  с ТК ТС;

- при условном  выпуске товаров;

- в отношении  лиц, осуществляющих деятельность  в сфере таможенного дела;

- в отношении  товаров, помещенных под таможенные  процедуры, предусматривающие ведение  учета таких товаров.

Наибольшую  детализацию в ТК ТС получила такая  новая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении  таможенного контроля. Таможенной проверке посвящена ст. 122 ТК ТС, а также отдельная гл. 19 "Порядок проведения таможенных проверок". По своей правовой сущности данная форма контроля является аналогом предусмотренной ранее в ТК РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной.

Согласно  п. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях  соблюдения лицами требований, установленных  таможенным законодательством Таможенного  союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Так, ТК РФ позволял осуществлять таможенные ревизии у следующих категорий лиц: 1) декларантов; 2) лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков); 3) лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами; 4) участников внешнеэкономической деятельности.

По ТК ТС вторая категория добавляется владельцами  магазинов беспошлинной торговли, а  также уполномоченным экономическим  оператором. Уполномоченный экономический  оператор является новым субъектом  таможенных правоотношений, под которым  понимается юридическое лицо, которое  вправе пользоваться специальными упрощениями.6

Третья категория  проверяемых лиц вообще не выделяется в качестве самостоятельной категории.

Наибольшие  изменения затронули четвертую  категорию проверяемых лиц. В  соответствии с ТК РФ таможенным контролем  охватились практически только непосредственные участники внешнеэкономической  деятельности. Так, согласно ст. ст. 16, 376 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то таможенная ревизия могла быть проведена только у российского лица, которое заключило данную сделку или от имени либо по поручению которого сделка была заключена. И только если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения сделки - у лица, имеющего право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории, или у иных лиц, выступающих в достаточном качестве для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Так как основная доля перемещений товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществлялась на основании внешнеэкономической сделки, то таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям (владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки. Данные ограничения ТК ТС снимает.

Информация о работе Финансовый контроль в таможенном деле: цели, формы и методы