Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы, я попытаюсь вскрыть современные проблемы федерализма и федеративного взаимоотношения центра и субъектов России. И это и есть глобальная цель моего исследования.
Для достижения цели моей курсовой работы мне не обходимо решить ряд задач:
– изучить сущность и понятие федерализма в Российской Федерации;
– проанализировать историю развития федерализма в Российской Федерации;
– рассмотреть принципы федеративной государственности;
– определить современные проблемы федерализма на данном этапе развития Р.Ф..
Ознакомившись со всем вышеперечисленным и мнениями экспертов в этой области, можно выделить следующие реально осуществимые пути решения, некоторые из них применяются в настоящее время, и надеюсь, способствуют созданию федерализма без «изъянов».
Возможно,
ключевая проблема современного Российского
федеративного государства
Еще одна
важнейшая, по моему мнению, проблема
нашего государства заключается
в национально-территориальном
История
уже не раз доказывала, что использование
национального принципа устройства
федерации для решения
Следовательно, для соблюдения принципа равноправия необходимо преобразовать национальные республики в составе РФ в другие субъекты и лишить их особого статуса, которым они наделены в настоящее время. Переход на территориальный принцип устройства РФ, несомненно, следует осуществлять поэтапно, иначе вновь может возникнуть угроза национального сепаратизма. Думается, что налаживание нормальной жизни в регионах, подъем и развитие в них экономики, социальной сферы приведет к подавлению каких-либо сепаратистских настроений. Народу в них будет уже неважно, какой статус у их субъекта, и региональные лидеры, ратующие за особое положение своего субъекта в РФ, потеряют поддержку населения. Что же касается юридической стороны решения этого вопроса, то уже давно Конституционному Суду следовало признать неконституционными внутрифедеральные договоры РФ и отдельных субъектов РФ, а также конституции республик в составе РФ, содержащие положения, противоречащие федеральному Основному Закону. Это бы способствовало реализации на практике принципа равноправия субъектов РФ.
Но не следует забывать о тех условиях, в которых эти Договоры заключались. Поэтому, возможно, следует признать разумными действия федеральных властей, не поднимавших вопроса неконституционности данных документов из-за своей слабости и невозможности справиться с сепаратистскими настроениями в регионах. Однако в последние годы произошло существенное укрепление позиций Центра, и уже сейчас, с моей точки зрения, следует приступать к решительным шагам по наведению порядка в субъектах, где подчас отдельные лидеры пользуются «отвоеванными» у Федерации полномочиями исключительно в своих целях.
Еще один
момент, который я хотел бы отметить
- огромное число субъектов Федерации.
Как уже упоминалось выше, РФ -
самая большая Федерация в
мире по количеству членов. Это создает
определенные трудности в отношениях
Центра и регионов. Основную долю внимания
федеральных властей
Параллельно можно разрешить еще одну проблему - асимметрии РФ. Ни в одной федерации нет такого многообразия различных видов ее членов, как в России, в которой их насчитывается целых 6 (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Лично мне, да, я думаю, и многим другим, непонятно зачем было создано и конституционно закреплено такое многообразие разновидностей субъектов. Ведь по своему статусу в Конституции они все равноправны, а даже если признать Федеративный Договор и другие внутрифедеральные договоры имеющими силу, то субъекты делятся на 3 группы (республики; края, области, города федерального значения; автономная область, автономные округа), но никак не на 6.
Такое разнообразие также создает, по моему мнению, определенные трудности, которые можно достаточно легко разрешить. Города Москва и Санкт-Петербург, с моей точки зрения, вообще не следовало отделять от, соответственно, Московской и Ленинградской области, так как их раздельное существование порождает многочисленные проблемы (начиная от объединения в городах федерального значения органов государственной власти и местного самоуправления в одном, так сказать, «в лице» и заканчивая проблемами снабжения этих городов продуктами). Кажется, в этих субъектах уже осознали необходимость объединения. Идем дальше. Так как статус области ничем не отличается ни в одном из документов от статуса края, то, на мой взгляд, не имеет смысла их различать и следует преобразовать 6 краев в 6 областей. Терминологическая разница здесь, я думаю, не важна, а историческим названием субъектов можно пожертвовать для эффективности и удобства функционирования органов государственной власти. Затем можно говорить о необходимости реформирования российских автономий.
Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ непосредственно входят в РФ, а потому не являются автономиями в полном смысле этого слова. Остальные автономные округа, входящие в другие субъекты РФ, я считаю, следует либо ликвидировать, либо выделить и преобразовать в самостоятельные субъекты, наделив статусом области. Это нужно сделать с учетом экономических, социальных, национальных и иных факторов. Таким образом, вместо 6 различных видов субъектов РФ в результате постепенного реформирования должно остаться только 2 - республики и области. Последним же шагом должно стать преобразование республик в области, тем самым РФ превратится в симметрическую федерацию, что стало бы логическим завершением воплощения принципа равноправия субъектов в жизнь.
Однако
все это отходит на второй план
по сравнению с проблемой
Принцип
федерализма жизненно важен для
интеграции Российского государства,
отличающегося не только своими масштабами,
но и многообразием регионов: экономическим,
национальным, историческим, социально-политическим,
идеологическим. Уже в процессе перехода
от прежней жестко централизованной
экономики к рыночным хозяйственным
отношениям быстро выявилась необходимость
многих специфических форм и методов
такого перехода. Федерализм призван
стать твердой гарантией
Федерализм
в его современном
C сожалением
приходится констатировать, что
российский федерализм в своем
развитии страдает, и страдал
множеством недостатков и
Однако хочется заметить, что эта ситуация со временем исправляется, и развитие федеративных отношений в Р.Ф. приходит в нормальное русло. С недавнего времени наметилась тенденция укрепления федеральной власти и установления контроля за действиями региональных властей, что дает надежду на улучшение. Также Мы наблюдаем, упразднение некоторых субъектов в составе Р.Ф., в настоящее время их 86. Россия взяла курс построения отношений по принципам уравнительного подхода, который определяет помощь «слабым» и «сильным» субъектам Российской Федерации в равной доле. И если присмотреться, то не сложно заметить тенденцию перехода Российского государства на принцип территориального деления территорий (данная оценка носит только мой субъективный характер).
В тоже время десятилетний период развития российского федерализма при всех своих минусах имеет и ряд плюсов, чего нельзя не отрицать. Прежде всего, в 1991-1993 годах удалось избежать распада государства, установить более или менее стабильные и нормальные отношения Центра и регионов, а в последующем погасить региональный сепаратизм и худо-бедно разграничить предметы ведения и полномочия РФ и субъектов Р.Ф..
В конце моей курсовой работы хочется заметить, что судьба российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей!