Формы самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть местное самоуправления, дать ему определение и формы его осуществления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1.Понятие местного самоуправления ……………………………….….4
2.Формы осуществления местного самоуправления…..……….…….7
Заключение ……………………..…………………………………………15
Список литературы ……………………………………………………....16

Вложенные файлы: 1 файл

Формы осуществления местного самоуправления в РФ .docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

- -

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….3

1.Понятие местного самоуправления  ……………………………….….4

2.Формы осуществления местного самоуправления…..……….…….7

Заключение ……………………..…………………………………………15

Список литературы ……………………………………………………....16

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление – одна из основ  конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который  наряду с принципом разделения властей  определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение  их в общность с близкими каждому  целями.

Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно  рассматривается как нижний уровень  управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной  и общественной жизни каждого  государства.

Основы  местного самоуправления определены, прежде всего, в Конституции РФ. Данная конституция содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации, гарантии прав местного самоуправления. Основой так же является Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ”. Нормами этого закона закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизлияния граждан  и другие формы осуществления  местного самоуправления, государственные  гарантии местного самоуправления, ответственность  должностных лиц.

Актуальность В настоящее время местное самоуправление один из важнейших атрибутов демократического правового государства. Наличие его означает децентрализацию власти, расширения возможностей для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Цель работы: рассмотреть местное самоуправления, дать ему определение  и формы его осуществления.

 

 

1.Понятие местного самоуправления

 

Понятие «местное самоуправление» (самоуправление) встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление  делами территориальной общности, организации  или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью  собраний, референдумов и т.п.)»1. Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»2.

Интересным  является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь  «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»1.

В данном определении, во-первых, достаточно четко  указано   на   правосубъектность   органов   местного самоуправления, это «право и реальная способность»; во-вторых. что органы местного самоуправления «регулируют», то есть имеют право издавать в рамках своей компетенции локальные нормативные акты, а также «управлять», то есть осуществлять           исполнительно-распорядительные. управленческие функции. И еще одна особенность в указанном определении: в отличие от российских субъектов осуществления местного самоуправления признается не население, а органы местного самоуправления.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией  определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия  местного самоуправления, даваемого  в настоящем документе. Отметим  также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила  ориентиром формирования национального  законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»2.

На очередном заседании Сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, где было сказано что «органы местного самоуправления входят в систему публичной власти». А также Большая Советская Энциклопедия среди основных признаков самоуправления называет «принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива»1. Вышесказанное свидетельствует о том, что понятия «местное самоуправление» и «публичная власть» не просто близкие, но и взаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление» неотъемлемо от «политической власти».

Федеральный закон Российской Федерации  от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как - форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая  и  гарантированная  Конституцией  РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного с самоуправления вопросов местного значения. исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Одним из недостатков всех определений является отсутствие в них указания на то, в каких территориальных   пределах   осуществляется   местное самоуправление.

Обобщив все вышесказанное о понятии  местного самоуправления, можно выделить ряд характерных для него признаков (применительно, естественно, к РФ).

Итак. местное самоуправление в РФ это:1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления; 5) под свою собственную ответственность;6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;7) достаточной материальной и финансовой базы;8) исходя из интересов населения;9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций

 

2. Формы осуществления местного самоуправления

 

 Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются:

-  Местный референдум

 Местный  референдум может проводиться  на всей территории муниципального  образования.Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1

1) по  инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими  право на участие в местном  референдуме;

2) по  инициативе, выдвинутой избирательными  объединениями, иными общественными  объединениями, уставы которых  предусматривают участие в выборах  и (или) референдумах и которые  зарегистрированы в порядке и  сроки, установленные федеральным  законом;

3) по  инициативе представительного органа  муниципального образования и  главы местной администрации,  выдвинутой ими совместно.

Условием  назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений,  является сбор подписей в поддержку  данной инициативы, количество которых  должно составлять не менее 5 процентов  от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования  в соответствии с федеральным  законом. 1

Инициатива  проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными  общественными объединениями оформляется  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

-  Муниципальные выборы

 Муниципальные  выборы проводятся в целях  избрания депутатов, членов выборного  органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании.

 Муниципальные  выборы назначаются представительным  органом муниципального образования  в сроки, предусмотренные уставом  муниципального образования. В  случаях, установленных федеральным  законом, муниципальные выборы  назначаются соответствующей избирательной  комиссией муниципального образования  или судом.

 Гарантии  избирательных прав граждан при  проведении муниципальных выборов,  порядок назначения, подготовки, проведения  и подведения итогов муниципальных  выборов устанавливаются федеральным  законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

- Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Голосование проводится по инициативе населения  в порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным  законом.

 Основания  для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления и процедура  отзыва указанных лиц устанавливаются  уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения  в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее  половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе).

 В  случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, в целях  получения согласия населения  при изменении границ муниципального  образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

- Сход граждан

 В  поселении с численностью жителей,  обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения  вопросов местного значения проводится  сход граждан. Сход граждан  правомочен при участии в нем  более половины жителей поселения,  обладающих избирательным правом.

Сход  граждан осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, в  том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования.

 Сход  граждан может созываться главой  муниципального образования самостоятельно  либо по инициативе группы  жителей поселения численностью  не менее 10 человек.

На сходе  граждан председательствует глава  муниципального образования или  иное лицо, избираемое сходом граждан.

Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе  граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

 Правотворческая инициатива граждан

С правотворческой  инициативой может выступить  инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан  устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа  жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового  акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок  реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и  рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с  настоящим Федеральным законом.

 Территориальное общественное самоуправление

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Информация о работе Формы самоуправления