Функции государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Управление государством, как процесс, и государственная политика при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений обладает очевидной самостоятельностью. Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражаются его природа, взаимосвязь внутренних элементов. Актуальность этой темы определяется тем, что опора на знание и правильное использование закономерностей государственного управления обеспечивают механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Муниципально управление: понятие и сущность……………………………………………..4
Структура государственного и муниципального управления…………………………….…..7
Задачи и функции муниципального управления………………………………………………8
Функции государственного и муниципального управления………………………………...11
Социальные проблемы муниципального управления……………………………………….14
Нормативные модели систем государственного и муниципального управления…………15
Основные направления совершенствования современного государственного и муниципального управления…………………………………………………………………..17
Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления…………………18
Общеэкономическое управление……………………………………………………………...23
Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.25
Социально-психологические методы…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………………...……27
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК Функции гму.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

а) проведение материально-технических и организационных действий, вытекающих из назначения того или иного органа;

б) заключение гражданско-правовых соглашений, касающихся имущественных интересов конкретного органа;

в) издание в пределах компетенции актов управления;

г) осуществление мер поощрения;

д) применение на основе закона принудительных мер в административном порядке.

Управление и его организация имеют целью создание наиболее благоприятных условий для функционирования исполнительной власти, а поэтому требуют четкого урегулирования статуса субъектов управления и взаимоотношений в пределах и за пределами этой системы. Рациональная организация осуществления исполнительной власти должна обеспечить правильный выбор субъектов управленческой деятельности, устанавливать место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними, что является одним из важнейших условий экономичности и эффективности государственной деятельности. При таких условиях четкое закрепление нормами административного права субъектов, осуществляющих государственное управление, их статуса будет не самоцелью, а подчеркнет роль исполнительной власти в обществе, создаст необходимые условия для решения возникающих проблем, нормального хода социально-экономических процессов.

Современная система управления базируется, с одной стороны, на усовершенствовании и укреплении связей в процессе исполнительной и распорядительной деятельности между органами исполнительной власти разных звеньев, а с другой – на децентрализации, расширении самостоятельности предприятий и учреждений в решении всех вопросов. Степень самостоятельности государственных предприятий (не считая казенных), учреждений и организаций, которые получили государственное имущество в хозяйственное ведение, значительно повысилась по сравнению с их положением в конце 80-х годов XX в., но говорить о том, что они полностью выведены из подчинения отраслевых органов, еще рано или можно только в значительной мере условно. Центральные органы не имеют права осуществлять непосредственное управление подведомственными предприятиями, вмешиваться в их производственную и хозяйственную деятельность, поскольку их основное назначение – регулирование и координация деятельности в соответствующих отраслях. С этой точки зрения государственные предприятия и учреждения, несмотря на сохранение своей ведомственной принадлежности, укрепили свои позиции как субъекты гражданско-правовых отношений и рынка. Их уже нельзя рассматривать как организационные звенья единой системы управления соответствующей сферой либо отраслью.

Вместе с тем в руках центральных отраслевых органов исполнительной власти остались важные рычаги воздействия на подведомственные предприятия и учреждения, что в некоторых случаях может свести на нет всю самостоятельность последних в решении производственных и хозяйственных вопросов, а именно: обеспечение исполнения законов и других нормативно-правовых актов, в том числе актов центральных органов исполнительной власти, занятие должностей руководителей, финансирование в целом или каких-либо мероприятий, контроль.

И в законодательстве, и в практической деятельности наблюдается все больше попыток усилить непосредственное управленческое воздействие на государственные предприятия и учреждения.

Фактически децентрализация управления опирается лишь на разгосударствление, изменение форм собственности и соответственно на дифференциацию по формам на частную, органов местного самоуправления, коллективную, государственную.

Управление негосударственными предприятиями сосредоточили в своих руках собственники или уполномоченные ими лица.

Степень государственного управления предприятиями системы местного самоуправления также значительно сократилась, поскольку они выведены из подчиненности государственных органов при сохранении ведомственной принадлежности.

Таким образом, организация управления охватывает не только государственное, но и негосударственное управление в пределах, которые регулируются нормами административного права.

Элементами организации управления являются:

а) органы исполнительной власти;

б) органы, которые входят в организационный механизм осуществления исполнительной власти (органы государственного управления), но прямо не относятся к органам исполнительной власти;

в) нормы административного права, с помощью которых устанавливаются статус всех звеньев управления, их служащих, пределы взаимоотношений, правовая ответственность субъектов.

Главной целью государственного управления является создание наиболее благоприятных условий для формирования исполнительной власти, отвечающей интересам граждан, общества и государства.

В рамках главной цели достигаются другие, более конкретные цели, сущность которых сводится к установлению принципов и форм, юридическому закреплению содержания управленческой деятельности.

Сюда включаются: решение вопросов относительно системы и структуры органов управления в зависимости от их функционального назначения; разграничение между ними компетенции; определение их задач, функций, прав и обязанностей; урегулирование правовых форм взаимодействия высших и низших звеньев административной системы; выбор оптимальных методов управленческой деятельности и форм их реализации.

Единство целей, стоящих перед органами исполнительной власти, достигается с помощью правовых норм, единой правовой природы органов управления и характера выполняемых ими функций.

Правовые основы организации управления

Виды правовых актов по организации управления по юридической силе:

1 Конституция Российской  Федерации, закрепляющая в общем  виде структуру экономики, социально-культурной  и административно-политической  деятельности;

2 законы Российской Федерации;

3 постановления палат  Федерального Собрания;

4 – конституции, уставы  и законы субъектов Российской  Федерации. Уставы

5 субъектов Российской  Федерации, кроме республик, имеют  большое значение для организации  управления на уровне этих  субъектов. В уставах, принимаемых  законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов  Российской Федерации, решаются  важнейшие вопросы структуры  органов управления и их статуса;

6 подзаконные акты Президента  Российской Федерации и органов  исполнительной власти.

По содержанию различаются:

1 общие правовые акты, распространяющие свое действие  на общественные отношения независимо  от того, в какой сфере или  отрасли они возникают;

2 специализированные, регламентирующие  вопросы организации управления  в отдельных отраслях и сферах.

9.Общеэкономическое управление

Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложными являются те, которые касаются экономики. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства. Развитие законодательства по вопросам экономики в РФ связано с изменениями в правовых формах ее регулирования, переходом к рыночным механизмам. Органы государственной власти осуществляют меры по углублению правовой и административной реформ, созданию гарантий проведения рыночных преобразований, неотвратимости перехода к рыночной экономике.

Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений предусматривает постоянное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и коммунальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий (экологизации общественного производства). Важное значение придается поиску оптимальных форм организации экономики, ее отраслей и комплексов, ускорению предпринимательства, стимулированию научно-технического прогресса, внедрению новых технологий, повышению эффективности, интенсификации инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Вводятся новые административные регуляторы – лицензирование, квотирование, осуществляется структурное преобразование народного хозяйства.

При таких условиях, особенно в нынешней экономической ситуации, государственное управление не только необходимо, наоборот – его значение возрастает. Только государство в лице его органов власти может: осуществлять экономическую и социальную политику с целью обеспечения интересов всех слоев населения; смягчать стихийные процессы рыночной саморегуляции с целью предотвращения хаоса в экономике; стимулировать рыночную экономику, обеспечивать эффективность ее функционирования с одновременным ограничением и предупреждением негативных последствий экономической власти собственников, особенно монополистов; гарантировать защиту национальных интересов и внутреннего рынка от внешней экономической и политической экспансии.

В государственном управлении экономикой речь идет не о возобновлении административно-командной системы, а о создании новой системы управления, которая бы осуществляла исполнительную власть на принципах регулирования, координации, поощрения выбора наиболее приоритетных направлений деятельности, самостоятельности в поисках вариантов решения различных проблем.

Государственное руководство в сфере экономики должно иметь целью создание механизма демократического управления, который бы направлялся и контролировался исполнительной властью. Президентская власть при этом может быть максимально приспособлена для энергичного руководства исполнительной властью, обеспечивать принципы социальной справедливости, человеческого достоинства и ответственности государства перед гражданами, а последних – перед государством и обществом.

Государственное руководство в сфере экономики сочетает органичное объединение мер экономического роста и финансовой стабилизации с активной социальной политикой, стабилизацией и последующим повышением жизненного уровня населения, его платежеспособного спроса, который ныне является основным стимулирующим фактором выхода из экономического кризиса. Главными направлениями, которые охватываются государственным руководством в сфере экономики, являются: финансовая политика и ее стабилизация; денежно-кредитная политика и укрепление банковской системы; инновационно-инвестиционная деятельность; ускорение приватизационных процессов; усиление управления государственным сектором экономики; внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций; преодоление платежного кризиса; политика доходов и регулирования заработной платы; стимулирование малого бизнеса; налоговая политика; социальная политика (погашение задолженности по выплатам заработной платы, пенсионная реформа, занятость население и др.).

Государственное руководство экономикой связано также с дерегуляцией экономики, которая предусматривает реформирование процедуры лицензирования предпринимательства, регистрации предприятий, либерализации финансовых операций, имущественных и арендных ограничений.

Содержание государственного руководства в сфере экономики заключается 1. усовершенствовании взаимодействия центральных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления, организаций и объединений работодателей; четком закреплении компетенции центральных и местных органов исполнительной власти в экономической сфере;

3. углублении децентрализации  в управлении экономикой, гарантировании  реализации экономических прав  местных органов исполнительной  власти, предприятий и учреждений, невмешательства в вопросы, отнесенные  к их компетенции и компетенции  органов местного самоуправления; усовершенствовании правового статуса  министерств и ведомств, осуществляющих  Управление отраслями народного  хозяйства;

5. конкретизации в нормативных  актах (уставах) задач и функций  центральных органов исполнительной  власти, их полномочий по координации  и регулированию в соответствующих  отраслях и сферах управления; передаче в государственную собственность на местах предприятий, учреждений, организаций общегосударственной собственности или расширении их воздействия на таких субъектов;

6. подготовке специалистов  для отраслей народного хозяйства, негосударственных структур –  на договорных началах, их переподготовке  и переквалификации и др.

10.Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления

Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя способами правовыми и организационными.

Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления.

Организационный способ предполагает организацию работ по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.

Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование.

Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.

Информация о работе Функции государственного и муниципального управления