Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- в заключении сделать выводы.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5
1.1.Историческое развитие водного налога 5
1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога 6
Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13
2.1. Методика исчисления водного налога 13
2.2. Плата за водопользование 17
2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19
Глава 3.Анализ и пути совершенствования водного налога 22
3.1.Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе 22
3.2. Пути совершенствования водного налога 28
Заключение 32
Библиографический список 34
3.2. Пути совершенствования водного налога
В последние годы идет активный процесс формирования правовой базы в сфере водного хозяйства.
Важнейшим правовым актом в данной
сфере является Водный кодекс РФ. Уже
несколько лет ведется
Последняя редакция проекта Водного
кодекса РФ, в принципе, как и
предыдущие, вызвала тревогу у
большинства специалистов, экспертов,
общественных организаций работающих
в области природоохраны, а также
большинства активного
В случае принятия законопроекта, он существенно ослабит роль государства в управлении важнейшим национальным ресурсом нашей страны - пресной водой. Закон фактически передаст водное богатство нашей страны в свободный неконтролируемый рынок, ущемит конституционное право граждан на доступ к воде и безопасное питьевое водоснабжение
При разработке проекта Водного кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран.
Одним из самых совершенных считается законодательство Франции. Принятый в 1964 г. Закон о воде действует по сей день. Вся территория страны разбита на шесть гидрографических бассейнов, в каждом из которых были созданы свои водные парламенты и бассейновые агентства. На территории Англии и Уэльса также действует централизованная система управления водными ресурсами.
В Испании Водный закон от 1985 г. объявил все водные ресурсы государственной собственностью и установил, что за право пользования ресурсами должна взиматься плата. Платежи начисляют за общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение воды.
Водное законодательство США регулируется
законами отдельных штатов. В некоторых
из них действует принцип
В Германии полномочия по управлению
водными ресурсами распределены
между федеральным
В декабре 2000 г. Евросоюз принял Рамочную директиву по воде, в которой обобщены все самые современные подходы к управлению водными ресурсами. Основополагающим принципом этого документа является обеспечение охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов. Целью Водной директивы является достижение до "удовлетворительного экологического состояния" европейских рек, озер и морей к 2015 г.13
Комитет по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) на заседании 17 апреля принял решение о вынесении на рассмотрение ОЗС вопрос о внесении изменений в Водный кодекс РФ в части уточнения нормативов качества сбрасываемых сточных вод в водные объекты, расположенные в зонах, округах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
В ходе заседания руководитель аппарата комитета по экологии Павел Миронов отметил, что Водный кодекс РФ с 2007 года фактически отменил все ранее действовавшие законодательные акты, которые содержали нормы, регулирующие водные отношения, в том числе и водохозяйственную деятельность по сбросу сточных вод.
Действующий Водный кодекс позволяет
фирмам и предпринимателям использовать
водные объекты для производственных
нужд только на основании лицензии.
Договор водопользования
Нарушения в области водопользования
Использовать водные объекты для тех целей, которые требуют разрешения, организации и предприниматели вправе лишь на основании договора или решения. В противном случае им грозит административный штраф (ст.7.6 КоАП РФ). Для организаций его сумма составляет от 50 до 100 МРОТ (5000 - 10 000 руб). А вот предпринимателей могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 руб). Такие же санкции предусмотрены и за нарушение условий водопользования. Напомним, они должны быть прописаны в договоре или решении.15
Если речь идет о заборе воды, то
одним из условий договора или
решения будет объем
Кроме того, за нарушение правил водопользования
(например, при сбросе сточных вод)
предусмотрена и
Также не нужно забывать, что моря,
реки, озера, пруды и прочие водные
объекты предоставляют в
Заключение
Итак, вступивший в силу с 1 января 2006 Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса. И это было лишь единственным дополнением в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ.
В остальном порядок исчисления
и уплаты водного налога, а также
представления налоговых
Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды, примерно половина из них, по заключению экологов, не соответствует санитарным нормам, а в регионах с развитой промышленностью вода вообще непригодна для питья. Поэтому данная тема актуальна, так как водный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представлений о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Также с введением главы 25.2 «Водный налог» НК РФ и ряда других нормативных актов, включая Водный Кодекс РФ, проблема несанкционированного использования водных объектов будет исключена, тем более ставки водного налога повышаются.
Хотелось бы еще раз отметить важность и необходимость налогообложения водных объектов. Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями. Так давайте же использовать их рационально и не обкрадывать самих себя и будущие поколения, а действовать во благо своей страны, ведь от благополучия страны, в которой мы живем, зависит и наше личное благополучие. Однако этого можно добиться только путем совершенствования системы налогообложения природных ресурсов. Многие считают, что совершенствование связано в первую очередь с утяжелением налогового бремени. Но это не так. И неправильность бытующего мнения состоит в том, что непомерное увеличение приведет не к увеличению поступлений в бюджет, а наоборот вызовет массовое недовольство, желание уклониться от уплаты. Поэтому было бы целесообразно, учитывая прошлый опыт, дифференцировать налоговые платежи с учетом качества водных объектов. Что касается загрязнения окружающей среды, то здесь увеличение ставок может привести к изменению характера самого платежа. Попросту он станет штрафом. Следовательно, государству нужно подумать не об увеличении бремени, а наоборот ввести систему поощрения тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и соблюдении экологических нормативов, стараться создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов.
А в основу этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. Но кроме этого необходимо совершенствовать налоговую отчетность по данному виду платежей. И в этом случае курс нужно брать на прозрачность и понятность.
Наше законодательство настолько
запутано, что порой противоречит
самому себе. А это в первую очередь
вводит в заблуждение
Библиографический список
1 Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Г.В. Савченко, Л.Н. Семочкина – М.: КНОРУС, 2008.
2 Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.Ф. Юткин - М.: ИНФРА-М,2009
3 Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Г.В. Савченко, Л.Н. Семочкина – М.: КНОРУС, 2008.
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (ред. от 25.12.2012) № 145-ФЗ // СЗ РФ.1998.№31.Ст.3823.
5Водный кодекс Российской
Федерации от 3 июня 2006 г.
(в ред. от 28 июля 2012 г.) №74-ФЗ // СЗ РФ.2006. № 23. Ст. 2381.
6 Кузьменко В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / В.В. Кузьменко. - СПб.: ГИОРД. 2008.
7 Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. 2007. №12. С.15-19.
8. Карасев М.Н., Петрунин В.В. Вопросы исчисления и уплаты водного налога // Налоговый вестник. 2010. № 7. С.59-64.
9 Елгина Д.А. Водный налог: порядок исчисления и уплаты // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 5. С.15-29.
10 Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылкова, А.А. Тарасевич – Спб.: Питер, 2010.
11 Соловьева М.В. Водный налог: смена караула// Главная книга. 2010. № 1. С.23-24.
12 Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая газета. 2006.№ 34.С.84
13 Моторин М.А. О налогоплательщиках водного налога//Налогообложение. 2010. №4. С.77.
14 Петрунин В.В. О платежах за водопользование (комментарий к новой редакции Водного Кодекса РФ) Налоговый вестник. 2007. № 9. С.29-34.
15 Перов А. В., Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин — М.: Юрайт-М, 2011.