Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение постановки налогового учёта в санаторно-курортных предприятиях.
Для достижения этой цели предполагается решить ряд взаимосвязанных частных задач:
- определить теоретико-правовые подходы к налоговому учету;
- изучить отраслевые особенности учета деятельности санаторно-курортных предприятий;
- проанализировать и выявить проблемы налогообложения и постановки налогового учёта деятельности открытого акционерного общества «Санаторий «Металлург».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И НАЛОГОВОМУ УЧЁТУ ……………………..………………………………….5
2. АНАЛИЗ ПОСТАНОВКИ НАЛОГОВОГО УЧЁТА В САНАТОРИИ .... 14
Анализ постановки налогового учета в ОАО «Санаторий «Металлург» ..14
Выявленные проблемы налогообложения в ОАО «Санаторий «Металлург»………………………………………………………………… 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

В таких случаях налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые  регистры бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым  регистры налогового учета, либо вести  самостоятельные регистры налогового учета.

По налоговому учету  отсутствуют какие-либо нормативные  документы, существуют только рекомендации по его ведению, что         осложняет его ведение.

Наличие многочисленных нюансов, отличающих налоговый учет от бухгалтерского учета, обуславливают  необходимость формирования отдельного документа, входящего в систему внутреннего нормативного регулирования и определяющего учетную политику для целей налогообложения.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

- обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского учета. Такая ситуация возможна в случае, когда на предприятии имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

- объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

- смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ «Налог на прибыль». [27]

Первый способ ведения  налогового учета в рамках бухгалтерского возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Схема ведения налогового учета при сходных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете представлена на рисунке 2. [23]

Эти комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения. Явным преимуществом этого варианта ведения налогового учета является относительно небольшой объем учетной работы.

Но его применение возможно только при условии сходности  методов группировки данных в  финансовом и налоговом учете.

Если наряду с финансовыми  и комбинированными регистрами возникает  необходимость в применении еще  и аналитических регистров налогового учета, то появляется другой способ ведения налогового учета.








 

 

Рис. 2 Схема ведения налогового учета при сходных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете

 

Схема формирования налогового учета при различных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете представлена на рисунке 3. [23]










 

 

 

Рис. 3 Формирование налогового учета при различных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете

 

Такая схема позволяет  в максимальной степени использовать данные финансового учета и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии.

К аналитическим регистрам  налогового учета относятся накопительные  ведомости, справки-расшифровки, специальные  расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.

Они предназначены для  систематизации и накопления первичной  информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета.

На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой  базы. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, видно, что налоговый учет не может иметь собственную информационную базу. Организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского учета, налоговый учет на средних и крупных предприятиях практически невозможно. В противном случае понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в области налогового учета, которых надо еще обучить и подготовить.

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ПОСТАНОВКИ НАЛОГОВОГО УЧЁТА В САНАТОРИИ

 

2.1 Анализ постановки налогового учета в ОАО «Санаторий «Металлург»

 

Каждое предприятие  должно самостоятельно организовать систему  налогового учета, закрепив ее положения  в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой руководителем  предприятия.

Основными задачами системы  организации налогового учета являются:

- определение общих  принципов разделения полномочий  и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления

(по вертикали) и  внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

- создание единой системы  внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами  могут являться:

- положения о налоговых  и учетных службах;

- учетная политика  в целях налогообложения;

- различного рода внутренние  инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Что касается ОАО «Санаторий «Металлург» (далее - Санаторий), то учетной политики для целей налогообложения в организации нет. Как таковой налоговый учет ведется в части обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных в организации самостоятельно и утвержденных Приказом об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В соответствии с классификацией налоговых регистров, рекомендованной Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации (далее ФНС РФ), регистры налогового учета делятся на четыре группы:

- регистры учета хозяйственных  операций;

- регистры промежуточных  расчетов;

- регистры учета состояния  единицы налогового учета; 

- регистры формирования отчетных данных.

Фактически налоговые  регистры являются теми документами, в  которых содержатся данные о доходах  и расходах организации за определенный период, что необходимо при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

- минимизация трудозатрат  для дальнейшей обработки информации;

- возможность переносить  данные налоговых регистров в  налоговую декларацию непосредственно  или после незначительной обработки;

- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Первичный учетный документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. К учету могут приниматься только правильно оформленные первичные документы, которые будут иметь юридическую силу.

Достоверность информации напрямую зависит от качества составленного документа. Поэтому каждый первичный учетный документ должен составляться с соблюдением установленных правил и требований.

В настоящее время  существуют множество унифицированные  формы первичной учетной документации. Приведем перечень некоторых из них, применяемых на предприятии:

- табель учета использования  рабочего времени и расчета заработной платы;

- акт о приемке товаров;

- товарная накладная  и прочие.

Аналитические регистры налогового учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Организация системы  налогового учета подразумевает  определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

В бухгалтерии Санатория регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм в электронном виде. При этом аналитический учет данных организован так, что обеспечивается непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывается порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги  покупок и книга продаж являются основой формирования информации по расчету НДС для составления налоговой декларации, которая является формой налоговой отчетности.

Проанализируем методику заполнения налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, используя данные регистров.

Все счета-фактуры, полученные или  выставленные предприятием за 4 квартал, сводятся в таблицу книги продаж или книги покупок, в зависимости  от того является предприятие покупателем  или продавцом товаров (работ, услуг). Например, счет-фактура от 1 октября 2009 года, где продавцом является Санаторий находится в перечне документов в таблице книги продаж за 4 квартал 2009 года .

Налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2009 года включает в  себя:

- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая  уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;

- раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет  по операциям по реализации  товаров (работ, услуг), передаче  имущественных прав, облагаемых  по налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ».

В разделе 1 по стр.040 отражается сумма  налога, исчисленная к уплате в бюджет - 387 502 рублей. Эта сумма налога получена путем разности общей суммы НДС, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога - 525 303 рубля и общей суммы НДС, подлежащей вычету - 137 801 рубль.

Общая сумма НДС, подлежащая вычету складывается из двух сумм - сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих вычету - 5 740 рублей и суммы налога, исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующих товаров - 132 061 рубль. Как раз таки эта сумму - 137 801 рубль получена с данных книги покупок за соответствующий период по строке «8б» всего - 137 800,69 рублей, где отражена сумма НДС по покупкам, облагаемым налогом по ставке 18% за период.

Расходы, которые относятся  к облагаемой и необлагаемой НДС  деятельности распределяются по следующей  методике:

- НДС на прямые расходы (по  электроэнергии по показаниям счетчика бассейна, теплоэнерго - по показаниям теплосчетчика и прочее), предъявленный поставщиками, распределяется пропорционально выручке, полученной от продажи облагаемых (без НДС) и необлагаемых налогом товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- по всем другим расходам, относящимся  к содержанию бассейна, налог  предъявленный поставщиками, распределяется  пропорционально выручке, полученной  от продажи облагаемых (без НДС)  и не облагаемых налогом товаров  (выполнения работ, оказания услуг).

Выручка от выполнения работ, услуг, не облагаемых НДС, учитывается  по кредиту счета 90.1.1 «Выручка от продаж, не облагаемых единым налогом на вмененный доход» (далее ЕНВД), а выручка от выполнения работ, услуг облагаемых НДС учитывать по кредиту счета 90.1.2. «Выручка от продаж, облагаемых ЕНВД», что необходимо для раздельного учета доходов. Отражение выручки от продажи при этом строится на принципе начисления (переход права собственности к покупателю в момент отгрузки продукции).

Указанный принцип определения  выручки от реализации по отгрузке применяется в налоговом учете  при установлении момента налоговой  базы, исходя из даты отгрузки товаров, передачи работ и услуг.

Также предприятием обеспечивается раздельный учет имущества:

- на субсчете 01.1 «Основные  средства», 10.9.10.4 «Материалы» учитываются  участвующие в не облагаемой  НДС деятельности;

- на субсчете 01.1.1 «Основные  средства», 1-.9.1; 10.4.1 «Материалы» учитываются участвующие в облагаемой НДС деятельности.

Предприятие использует способы определения текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых операций осуществляется следующим образом:

Информация о работе Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта