Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 09:08, контрольная работа
В свете развивающейся глобализации мирового сообщества, перспектив вступления России во Всемирную торговую организацию и административной реформы вопросы взаимодействия в системе федеральных органов исполнительной власти выходят на передний план.
Функционирование государственного аппарата в целом и каждого из органов, входящих в его состав, в частности, преследует своей целью создание условий для поддержания и обеспечения экономической безопасности государства. По сути, такая деятельность институтов власти направлена на регулирование экономики и всего государства для обеспечения национальных интересов, социальной направленности развития и поддержания обороноспособности Российской Федерации.
Вся совокупность юридических лиц, деятельность которых связана с внешней торговлей, представляет собой специфический субъект национальной экономики. Деятельность данного субъекта концентрирует на себе работу двух важнейших государственных органов по контролю за соблюдением национального законодательства: Федеральной налоговой службы (в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах) и Федеральной таможенной службы (в сфере соблюдения таможенного законодательства) с учетом вышеизложенных требований.
В.В. Горлов, канд. экон. наук, доцент кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга Российского университета кооперации; И. С. Ларина, инспектор Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 2
В свете развивающейся глобализации мирового сообщества, перспектив вступления России во Всемирную торговую организацию и административной реформы вопросы взаимодействия в системе федеральных органов исполнительной власти выходят на передний план.
Функционирование государственного аппарата в целом и каждого из органов, входящих в его состав, в частности, преследует своей целью создание условий для поддержания и обеспечения экономической безопасности государства. По сути, такая деятельность институтов власти направлена на регулирование экономики и всего государства для обеспечения национальных интересов, социальной направленности развития и поддержания обороноспособности Российской Федерации.
Вся совокупность юридических лиц, деятельность которых связана с внешней торговлей, представляет собой специфический субъект национальной экономики. Деятельность данного субъекта концентрирует на себе работу двух важнейших государственных органов по контролю за соблюдением национального законодательства: Федеральной налоговой службы (в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах) и Федеральной таможенной службы (в сфере соблюдения таможенного законодательства) с учетом вышеизложенных требований.
Исходя из единого субъекта контроля, выделим из всей государственной системы по обеспечению экономической безопасности подсистему таможенных и налоговых органов.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ, а ее территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
ФТС выполняет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными - объединениями и др.
Общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) по реализации их полномочий и взаимодействия, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, устанавливаются Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.05 г. N 30) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (далее - Правительство).
ФОИВ ведут свою деятельность строго на основании названного регламента, в который включаются разделы, определяющие общие правила организации деятельности по реализации их полномочий, а также организуют свою работу на основании утверждаемых Правительством планов и показателей деятельности, которые учитываются в процессе бюджетного планирования.
Для обеспечения согласованных действий при решении определенного круга задач образуются координационные органы (межведомственные комиссии или организационные комитеты).
Таким образом, при осуществлении своих полномочий ФОИВ, включая федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении федерального министерства, непосредственно взаимодействуют между собой, а также с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На сегодня вопросы взаимодействия налоговых и таможенных органов урегулированы Соглашением от 14.07.05 г. «О сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы» (далее - Соглашение). На основании данных договоренностей, а также п. 3 ст. 82 Налогового кодекса РФ и ст. 10 Таможенного кодекса РФ службы осуществляют плановый и оперативный обмен информацией, участвуют в проведении совместных проверочных мероприятий и пр.
Главными направлениями взаимодействия и координации деятельности ФНС и ФТС являются:
обмен информацией для целей контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства;
разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и валютного законодательства, а также направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в таможенной, налоговой и иных сферах, представляющих взаимный интерес;
обеспечение контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности путем оперативного информационного обмена и проведения скоординированных проверок участников внешнеэкономической деятельности, лиц, выполняющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами;
разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок организаций-участников внешнеэкономической деятельности, лиц, выполняющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами;
унификация информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;
разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС.
Для повышения эффективности проведения мероприятий таможенного и налогового контроля наиболее важное значение имеет обмен информацией между службами на безвозмездной основе.
Плановый (в установленные сроки) обмен информацией в электронном виде производится на федеральном уровне через Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД) и Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России (ГНИВЦ ФТС России). А ФНС и ФТС, в свою очередь, обеспечивают доведение плановой информации до региональных органов по ведомственной принадлежности.
Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией производится на федеральном, региональном и территориальном уровнях взаимодействия.
Запрос о предоставлении информации оформляется в письменном виде на бланке налоговых или таможенных органов в произвольной форме, сопровождается всеми нужными документами.
Письменный запрос подписывается на федеральном уровне руководителем структурного подразделения ФНС России и ФТС России или его заместителем; на региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях - руководителем (начальником) налогового или таможенного органа (его заместителем) и заверяется печатью.
В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть сделаны и в устной форме, но с обязательным письменным подтверждением в минимальный срок.
Запрос принимается к исполнению незамедлительно после получения соответствующим органом и должен быть выполнен в течение 10 рабочих дней.
Если одна из сторон не имеет информации, запрашиваемой другой стороной, либо данная информация была ранее представлена на плановой основе, или если информация не может быть представлена по объективным причинам, она письменно информирует об этом заинтересованную в получении информации службу о невозможности исполнения запроса с указанием конкретных причин.
В целях реализации Соглашения ФНС России и ФТС России:
могут согласовывать и утверждать планы совместной работы, разрабатывать методические указания, оказывать взаимную методологическую помощь;
разрабатывают скоординированные контрольные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере налогового, валютного, таможенного законодательства Российской Федерации;
могут проводить проверки участников внешнеэкономической деятельности, лиц, выполняющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, либо, по предварительному согласию, привлекать в этих целях в качестве экспертов сотрудников таможенных и налоговых органов;
могут создавать совместные рабочие группы из представителей заинтересованных подразделений для эффективного решения стоящих перед ними задач.
Исходя из вышеизложенного, взаимодействие Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы выглядит очень перспективно, но на практике сложилась иная ситуация.
Службы активно работают по многим направлениям противодействия незаконному функционированию фирм. Основы системы управления рисками внедряются с большим успехом в обеих службах. ФНС разработан алгоритм отнесения компаний к «белым», «серым» и «черным», исследуются приемы и способы выявления фирм-однодневок и пр. ФТС анализирует критерии выбора объектов проверочных мероприятий на основе системы управления рисками, введенной в действие и совершенствующейся уже на протяжении нескольких лет. Тем не менее необходимость объединения усилий и организации согласованных действий очевидна. Данную мысль подтверждает опыт подразделений ФТС и ФНС России в отдельных регионах.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.06 г. N 473 Федеральной таможенной службе переданы функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Службой таможенной инспекции еженедельно проводится мониторинг предприятий-экспортеров, оформлявших экспортные товары в таможнях федеральных округов. В дальнейшем эта информация направляется в налоговые органы для установления последующего контроля за правомерностью обращения по возмещению НДС. По результатам мониторинга за 2006-2007 гг. в таможни, например, Северо-Западного федерального округа было направлено 91 информационное письмо для организации проверок по 196 грузовым таможенным декларациям, с одновременным направлением информации о завышении цен экспортных сделок по сравнению со сложившейся в регионе ценой в налоговые органы.
Налоговыми органами Москвы за прошлый год с использованием информации таможенных органов было проведено 7234 проверки по вопросам обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по экспортным операциям, а общая сумма НДС, отказанного в возмещении, составила 1682,1 млн руб.
Тем не менее опыт отдельных регионов в настоящее время не распространяется на федеральном уровне. Существуют некоторые проблемы в обеспечении администрирования налога на добавленную стоимость, своевременного выявления фирм-однодневок, применения налоговой ставки 0% НДС.
За 2006 г. бюджет недополучил более 47 млрд руб. и, что не менее важно, по прогнозу, такая негативная тенденция с собираемостью налога продлится и в среднесрочной перспективе, т.е. до конца 2008 г. По некоторым оценкам, доля налоговых вычетов и возмещений по экспорту в начисленном НДС достигла 90%. В 2006 г. поступления налога составили
839.7 млрд руб. и по сравнению с прошлогодними показателями выросли всего на 2,4%. Зато в 1,3 раза увеличились суммы, возмещенные налогоплательщикам по нулевой ставке, и достигли
649.8 млрд руб. При сохранении такой тенденции к 2013 г. сумма НДС, возмещенного из бюджета, сравняется с суммой поступлений этого налога, что будет означать бессмысленность его сбора.
Для предотвращения такой ситуации прежде всего необходимы совершенствование информационного обмена, внедрение новых информационных технологий (разработка систем доступа, администрирования), позволяющих фиксировать и постоянно обновлять информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, операциях с товарами, быстро получать ее пользователями и соответственно принимать решения. Важно понимать, что благодаря поступлению финансовых средств из международных организаций таможенная служба обладает значительным потенциалом по сравнению с другими органами государственной власти в области развития информационных технологий. Необходимо развивать имеющиеся возможности и в направлении налаживания коммуникаций в режиме реального времени не только среди таможенных органов, но и с такими источниками информации, как налоговая служба.
Информация о работе Взаимодействие налоговых и таможенных органов