Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:12, реферат
Выездные налоговые проверки: новые правила взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Год назад, в марте 2003 г., было принято решение о реорганизации налоговой полиции и передаче ее функций органам внутренних дел — Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (ФСЭНП МВД России).
В целях организации взаимодействия между органами внутренних дел налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений совместным Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 было утверждено несколько весьма интересных для налогоплательщиков документов.
Выездные налоговые проверки
ДАТА: Март 28, 2012 | АВТОР: admin ПОДЕЛИТЬСЯ
Выездные налоговые проверки: новые правила
взаимодействия органов внутренних дел
и налоговых органов Год назад, в марте
2003 г., было принято решение о реорганизации
налоговой полиции и передаче ее функций
органам внутренних дел — Федеральной
службе по экономическим и налоговым преступлениям
МВД России (ФСЭНП МВД России).
Максим Краснов, юрист, юридическая фирма
«Алимирзоев и Трофимов». В целях организации
взаимодействия между органами внутренних
дел налоговыми органами по предупреждению,
выявлению и пресечению налоговых правонарушений
и преступлений совместным Приказом МВД
России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37
было утверждено несколько весьма интересных
для налогоплательщиков документов. 1.
Инструкция о порядке взаимодействия
органов внутренних дел и налоговых органов
при осуществлении выездных налоговых
проверок; 2. Инструкция о порядке направления
органами внутренних дел материалов в
налоговые органы при выявлении обстоятельств,
требующих совершения действий, отнесенных
к полномочиям налоговых органов, для
принятия по ним решения; 3. Инструкция
о порядке направления материалов налоговыми
органами в органы внутренних дел при
выявлении обстоятельств, позволяющих
предполагать совершение нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления. Инструкция о порядке взаимодействия
органов внутренних дел и налоговых органов
при осуществлении выездных налоговых
проверок (далее — Инструкция) регламентирует
порядок организации и проведения налоговыми
органами с участием органов внутренних
дел (ОВД) выездных налоговых проверок,
оформления и реализации результатов
этих проверок. Говоря о полномочиях органов
внутренних дел в сфере налоговых правоотношений,
законодатель в п.1 ст.36 НК РФ упоминает
лишь, что органы внутренних дел по запросу
налоговых органов участвуют вместе с
налоговыми органами в проводимых ими
выездных налоговых проверках. Это подтверждено
и нормой п.33 ч.1 ст.11 Закона РФ от 18.04.1991
N 1026-1 “О милиции” (в ред. от 23.12.2003, далее
— Закон о милиции). Правовой основой для
подобного предписания служит ст.5 Закона
РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах
Российской Федерации” (в ред. от 22.05.2003,
далее — Закон о налоговых органах), согласно
которой органы МВД России обязаны оказывать
практическую помощь работникам налоговых
органов при исполнении ими служебных
обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных
Законом мер по привлечению к ответственности
лиц, насильственным образом препятствующих
выполнению работниками налоговых органов
своих должностных функций. В Инструкции
перечислены четыре основания, которые
могут стать причиной привлечения налоговыми
органами сотрудников ОВД для проведения
выездной налоговой проверки: - наличие
у налогового органа данных, свидетельствующих
о возможных нарушениях налогоплательщиками,
плательщиками сборов, налоговыми агентами
законодательства о налогах и сборах,
и необходимости проверки указанных данных
с участием специалистов-ревизоров и (или)
сотрудников оперативных подразделений;
- назначение выездной (повторной выездной)
налоговой проверки на основании материалов
о нарушениях законодательства о налогах
и сборах, направленных органом внутренних
дел в налоговый орган, для принятия по
ним решения в соответствии с п.2 ст.36 НК
РФ; - необходимость привлечения сотрудников
органа внутренних дел в качестве специалистов
для участия в проведении конкретных действий
по осуществлению налогового контроля;
- необходимость содействия должностным
лицам налогового органа, проводящим проверку,
в случаях воспрепятствования их законной
деятельности, а также обеспечения мер
безопасности в целях защиты жизни и здоровья
указанных лиц при исполнении ими должностных
обязанностей. По мнению автора, включение
в текст Инструкции закрытого перечня
оснований для проведения совместных
выездных налоговых проверок свидетельствует
о том, что во всех иных ситуациях должностные
лица налоговых органов не должны прибегать
к помощи сотрудников ОВД. Вместе с тем
прямого запрета подобных действий в Инструкции
не содержится, поэтому обжаловать факт
отсутствия оснований для проведения
совместной налоговой проверки налогоплательщику
вряд ли удастся. Отметим, что согласно
Инструкции в запросе, который налоговые
органы направляют в ОВД, среди других
обязательных реквизитов должны быть
изложены обстоятельства, вызывающие
необходимость участия сотрудников органа
внутренних дел в выездной (повторной
выездной) налоговой проверке. При этом
на основании имеющейся у налогового органа
информации требуется заранее указать
характер и содержание предполагаемого
нарушения законодательства о налогах
и сборах. В результате содержание запроса
налогового органа может представлять
определенную практическую ценность для
недобросовестного налогоплательщика.
Получив доступ к тексту направленного
запроса на этапе его рассмотрения сотрудниками
ОВД, налогоплательщик получает возможность
заранее узнать не только о предстоящей
проверке, но и просчитать ее возможные
направления и заранее скрыть следы совершенного
правонарушения. Ответ на запрос налогового
органа органы внутренних дел направляют
не позднее 5 дней со дня поступления запроса.
В ответе должна содержаться информация
о сотрудниках, назначенных для участия
в выездной налоговой проверке, или мотивированный
отказ от участия в ней. Инструкция содержит
закрытый перечень оснований для отказа
органов внутренних дел от участия по
запросу налогового органа в выездной
налоговой проверке. Такими основаниями
могут стать: - отсутствие в запросе налогового
органа фактов, свидетельствующих о возможных
нарушениях организациями и физическими
лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие изложенной в запросе
налогового органа цели привлечения сотрудников
органа внутренних дел для участия в проверке
компетенции органов внутренних дел; -
отсутствие обоснования необходимости
привлечения сотрудников органа внутренних
дел в качестве специалистов и (или) для
обеспечения мер безопасности в целях
защиты жизни и здоровья проверяющих.
Других оснований для отказа Инструкцией
не предусмотрено, равно как и не определен
порядок действий налогового органа в
случае, если отказ ОВД неправомерен. В
Инструкции особо отмечено, что сотрудники
налоговых органов и органов внутренних
дел при осуществлении возложенных на
них задач обязаны действовать в строгом
соответствии с федеральными законами,
корректно и внимательно относиться к
представителям организации, физическим
лицам и иным участникам налоговых правоотношений,
не унижать их честь и достоинство, а также
соблюдать налоговую тайну. В Инструкции
указано, что взаимодействие должностных
лиц налоговых органов и сотрудников органов
внутренних дел при проведении выездной
налоговой проверки не препятствует их
самостоятельности при выборе предусмотренных
законодательством средств и методов
проведения контрольных и иных мероприятий
в рамках своей компетенции при одновременном
обеспечении согласованности всех осуществляемых
ими в процессе проверки действий. Это
значит, что при проведении выездной налоговой
проверки сотрудник налогового органа
может производить только те действия,
право на проведение которых предоставлено
налоговым органам. Соответственно, и
сотрудник ОВД будет действовать в пределах
своей компетенции, указанной в Законе
о милиции, и не сможет воспользоваться
полномочиями служащего МНС России. Напомним,
что при проведении выездной налоговой
проверки должностные лица органов внутренних
дел могут воспользоваться предоставленными
им в ст.11 Закона о милиции правами и выполнять
следующие действия: - осуществить доступ
на территорию и в помещения проверяемого
лица и произвести ее осмотр; - воспрепятствовать
совершению правонарушения; - проверить
у граждан документы, удостоверяющие личность;
- провести личный досмотр, досмотр находящихся
при них вещей и досмотр принадлежащих
им транспортных средств; - произвести
проверку и изъятие необходимых документов
и предметов; - проверить наличие лицензий
и специальных разрешений; - направить
требование или самостоятельно произвести
проверку, а также ревизию финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого лица; - получить
устные и письменные объяснения от проверяемых
лиц; - применить меры, предусмотренные
законодательством об административных
правонарушениях; - использовать средства
документирования произведенных действий.
При воспрепятствовании законной деятельности
проверяющих сотрудники органа внутренних
дел, привлекаемые для обеспечения мер
безопасности в целях защиты жизни и здоровья
должностных лиц налоговых органов, принимают
меры по пресечению противоправных деяний
в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации. В свою очередь,
должностные лица налоговых органов при
проведении проверки совершают действия
по осуществлению налогового контроля,
предусмотренные не только Налоговым
кодексом, но и Законом о налоговых органах
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. В Инструкции указано,
что функцию общей координации мероприятий,
осуществляемых в процессе проведения
проверки, выполняет руководитель проверяющей
группы. Таким образом, на время проведения
выездной налоговой проверки сотрудники
ОВД обязаны в пределах своей компетенции
выполнять предписания должностного лица
налогового органа, назначенного руководителем
проверяющих. Решение о проведении выездной
налоговой проверки совместно с сотрудниками
ОВД оформляется по тем же правилам, что
и для проведения обыкновенной выездной
налоговой проверки. Основанием для проведения
выездной налоговой проверки является
решение руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа о ее проведении. Указанное
решение оформляется в соответствии с
Порядком назначения выездных налоговых
проверок, утвержденным Приказом МНС России
от 08.10.1999 N АП-3-16/318. Следует обратить внимание
на то, что в соответствующей графе решения
должны быть указаны фамилии, имена и отчества,
должности и классные чины (специальные
звания) всех лиц, входящих в состав проверяющей
группы, в том числе и сотрудников ОВД.
Согласно действующему законодательству
участие в проведении выездной налоговой
проверки лиц, не указанных в соответствующей
графе решения, признается незаконным
и может стать причиной для обжалования
и отмены результатов всей проверки. Если
же сотрудники органа внутренних дел были
привлечены к проведению проверки уже
по ходу ее проведения, то руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа должен вынести решение о внесении
соответствующих дополнений в принятое
решение (постановление) о проведении
данной проверки. Изменение состава проверяющей
группы в ходе выездной налоговой проверки
возможно только с момента вынесения указанного
решения. Следует обратить внимание на
то, что согласно Инструкции при возникновении
необходимости проверки налогов (сборов),
не включенных в принятое решение (постановление)
о проведении выездной (повторной выездной)
налоговой проверки, руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа должен
вынести решение о назначении новой выездной
(повторной выездной) налоговой проверки
по указанным налогам (сборам). Дополнение
ранее принятого решения в данном случае
Инструкцией не рекомендовано. В случае
если выездная налоговая проверка проводится
с целью уточнения материалов по факту
налогового преступления, находящегося
в производстве ФСЭНП, в налоговые органы
должно быть направлено соответствующее
постановление следователя с предложениями
по характеру, сроку и объемам проверки.
На основании этого постановления решение
о проведении выездной налоговой проверки
оформляют опять же налоговые органы.
Налоговые органы и сотрудники ОВД не
могут провести совместную выездную налоговую
проверку на основании любого документа
(решения, постановления и т.п.), подписанного
любым должностным лицом органов внутренних
дел, и не имея при этом соответствующего
решения руководителя или заместителя
руководителя налогового органа. Сразу
после прибытия на объект проверки проверяющие
обязаны предъявить проверяемому налогоплательщику
свои служебные удостоверения, а также
решение о проведении выездной (повторной
выездной) налоговой проверки. Факт предъявления
решения (постановления) удостоверяется
подписью проверяемого лица. В случае
отказа проверяемого от подписи руководитель
проверяющей группы (должностное лицо
налогового органа) в конце указанного
документа производит запись о том, что
решение (постановление) предъявлено проверяемым
лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление
данного решения (постановления), эти лица
отказались. Сделанная запись обязательно
должна быть заверена личной подписью
указанного должностного лица налогового
органа. Оформление и реализация результатов
проверки осуществляется, как и при проведении
обыкновенной выездной налоговой проверки,
в порядке, установленном ст.ст.100 и 101 НК
РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N
60. Но существуют и некоторые отличия.
При выявлении проверкой фактов неуплаты
(неполной уплаты) сумм налогов (сборов)
проверяющими производится исчисление
сумм неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов (сборов) и пени, а также формируются
предложения о привлечении к налоговой,
административной и уголовной ответственности.
В последнем случае дополнительно производятся
расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов)
по их видам, налоговым периодам и финансовым
годам (финансовый год соответствует календарному
году). Независимо от того, было ли выявлено
по результатам совместной проверки налоговое
преступление, акт выездной налоговой
проверки всегда составляется в трех экземплярах:
- один хранится в налоговом органе; - второй
в установленном порядке вручается проверяемому
налогоплательщику (его представителю);
- третий направляется органу внутренних
дел, сотрудники которого участвовали
в проведении проверки. Акт выездной налоговой
проверки должен быть подписан всеми участвовавшими
в проверке должностными лицами не только
налогового органа, но и сотрудниками
органа внутренних дел, а также руководителем
проверяемой организации или проверяемым
налогоплательщиком (их представителями).
На акте выездной налоговой проверки не
требуется подписей сотрудников органа
внутренних дел, которые привлекались
для: - участия в проведении конкретных
действий по осуществлению налогового
контроля в качестве специалистов; - обеспечения
мер безопасности в целях защиты жизни
и здоровья должностных лиц налогового
органа, проводящих проверку. При наличии
разногласий между проверяющими по содержанию
акта окончательное решение по данному
вопросу принимается руководителем проверяющей
группы, то есть должностным лицом налогового
органа. В Инструкции указано, что по спорному
вопросу проверяющие вправе изложить
свое мнение в заключении, которое должно
быть приобщено к материалам проверки,
остающимся в налоговых органах и органах
внутренних дел. Таким образом, о разногласиях
в проверяющей группе по результатам налоговой
проверки налогоплательщику не сообщается.
Решение по результатам проверки, как
это и предусмотрено Налоговым кодексом,
выносит единолично руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа, а должностным
лицам ОВД, участвовавшим в проверке, направляется
лишь его копия. В случае выявления фактов,
указывающих на возможность совершения
проверяемым лицом налогового преступления,
предусмотренного ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК
РФ, налоговые органы обязаны направить
все материалы проверки в орган внутренних
дел. В случае принятия решения о прекращении
уголовного дела орган внутренних дел
в трехдневный срок уведомляет об этом
налоговый орган. В п.2 ст.36 НК РФ установлена
обязанность органов внутренних дел при
выявлении обстоятельств, требующих совершения
действий, отнесенных Налоговым кодексом
РФ к полномочиям налоговых органов, в
десятидневный срок со дня выявления указанных
обстоятельств направить материалы в
соответствующий налоговый орган для
принятия по ним решения. Порядок направления
органами внутренних дел этих материалов
разъяснен в Инструкции о порядке направления
органами внутренних дел материалов в
налоговые органы при выявлении обстоятельств,
требующих совершения действий, отнесенных
к полномочиям налоговых органов, для
принятия по ним решения. Хотя в Налоговом
кодексе подобного исключения не предусмотрено,
в названной выше Инструкции говорится,
что в десятидневный срок со дня выявления
указанных обстоятельств в налоговые
органы направляются только материалы,
по которым органом внутренних дел не
проводилась самостоятельная проверка.
В случае же проведения органом внутренних
дел проверки, ревизии производственной
и финансово-хозяйственной деятельности
(в соответствии с п.25 ст.11 Закона о милиции)
либо проверки при наличии достаточных
данных, указывающих на признаки преступления,
связанных с нарушением законодательства
о налогах и сборах (в соответствии с п.35
ст.11 Закона о милиции), материалы в налоговый
орган направляются в десятидневный срок
не со дня выявления соответствующих обстоятельств,
а со дня подписания соответствующего
акта проверки или ревизии. По мнению автора,
предусмотренное Инструкцией исключение
при определенном стечении обстоятельств
может стать причиной нарушения прав проверяемого
налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик
может обжаловать указанное предписание
Инструкции, обосновывая свое требование
приоритетом норм Налогового кодекса
по отношению к предписаниям подзаконных
актов, к числу которых относится рассматриваемая
Инструкция. По общему правилу налоговый
орган не позднее 10 дней с момента получения
материалов должен принять решение о форме
налоговой проверки налогоплательщика
и сроках проведения этих действий. Основаниями
для отказа налогового органа в принятии
решения о проведении мероприятий налогового
контроля по материалам, представленным
органом внутренних дел, могут являться
только: - отсутствие в представленных
органом внутренних дел материалах фактов,
свидетельствующих о нарушении законодательства
о налогах и сборах; - наличие обстоятельств,
препятствующих проведению выездной налоговой
проверки. Например, если период деятельности
организации или физического лица, в котором
согласно материалам органа внутренних
дел были совершены налоговые правонарушения,
ранее был проверен налоговым органом
по соответствующим видам налогов (за
исключением случаев реорганизации и
ликвидации организации), или если материалы
органа внутренних дел свидетельствуют
о налоговых правонарушениях, совершенных
в период, выходящий за три календарных
года деятельности организации или физического
лица, непосредственно предшествовавших
году, в котором может быть проведена выездная
налоговая проверка; - наличие обстоятельств,
препятствующих проведению камеральной
налоговой проверки. Например, если период
деятельности организации или физического
лица, в котором согласно материалам органа
внутренних дел были совершены налоговые
правонарушения, выходит за рамки срока
проведения камеральной налоговой проверки.
В случае отказа налогового органа в проведении
мероприятий налогового контроля орган
внутренних дел вправе направить материалы,
свидетельствующие о нарушениях законодательства
о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый
орган с предложением рассмотреть вопрос
об обоснованности данного отказа. - See
more at: http://www.atlawyers.com/ru/%
Информация о работе Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел