Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:43, контрольная работа
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Этот вид контроля проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики таможенного дела
Контрольная работа по теме:
«Виды и содержание налогового контроля»
по дисциплине
«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
Ростов-на-Дону
2013г.
Налоговым контролем признается деятельность
уполномоченных органов по контролю
за соблюдением
Проверки, проводимые иными органами,
не являются налоговыми и не учитываются
при принятии решений о повторности проверок.
Не относятся к налоговым также проверки,
хотя и проводимые с участием налоговых органов, но осуществляемые
в соответствии с законодательством о контрольно-кассовой технике, валютном
регулировании и валютном контроле, производстве
и обороте.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.03.91
г. № 943-1 «О налоговых органах Российской
Федерации» налоговые органы – это единая
система контроля за соблюдением налогового
законодательства Российской Федерации,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей.
Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы
проводят следующие виды налоговых проверок
налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов:
камеральные налоговые проверки;
выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций
и документов, представленных налогоплательщиком,
а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового
органа. Согласно ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится
уполномоченными должностными лицами
налогового органа в соответствии с их
служебными обязанностями в течение трех
месяцев со дня представления налогоплательщик
Таким образом, камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком,
независимо от установленной законодательством
о налогах и сборах периодичности их представления.
В процессе камеральной налоговой проверки
выявляются ошибки в налоговой декларации
и противоречия между сведениями, содержащимися
в представленных документах. Кроме того, устанавливается несоответствие между
данными, представленными налогоплательщиком,
и данными, содержащимися в документах или полученными
в ходе налогового контроля. О выявленных
ошибках и несоответствиях сообщается
налогоплательщику с требованием представить
в течение пяти дней необходимые пояснения
или внести соответствующие исправления
в установленный срок.
Налогоплательщик вправе дополнительно
представить любые документы в подтверждение
данных, отраженных в декларации, в том числе документы, подтверждающие
обоснованность применения налоговых льгот, налоговых вычетов,
а также правильность исчисления и уплаты
налогов, связанных с использованием природных
ресурсов.
Налоговые органы по результатам
проведения камеральных проверок в случае
установления факта совершения налогового
правонарушения или иного нарушения законодательства
о налогах и сборах должны составлять
акты в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Такой акт оформляется после рассмотрения
представленных налогоплательщиком пояснений
и с учетом дополнительно представленных
документов, подтверждающих сведения,
отраженные в налоговой декларации.
Конкретный период, который может
быть охвачен камеральной налоговой проверкой,
в НК РФ не определен. Однако из содержания ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая
проверка может проводиться только на
основании представленной налогоплательщиком
налоговой декларации (расчета) за период,
охваченный декларацией.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении)
налогоплательщика на основании решения
руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа. Если у налогоплательщика
отсутствует возможность предоставить
помещение для проведения выездной налоговой проверки, то выездная налоговая
проверка может проводиться по месту нахождения
налогового органа.
Выездная налоговая проверка
в отношении одного налогоплательщика
может проводиться по одному или нескольким
налогам.
В рамках выездной налоговой проверки
может быть проверен период, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих
году, в котором вынесено решение о проведении
проверки.
До 1 января 2007 г. в срок проведения выездной
налоговой проверки засчитывалось время
фактического нахождения проверяющих
на территории налогоплательщика. Это
позволяло работникам налогового органа неоднократно приостанавливать
проведение выездной налоговой проверки
на сроки, в течение которых проверяющие изучали
представленные налогоплательщиком (либо
изъятые у него) документы по месту нахождения
налогового органа. С 1 января 2007 г. срок
проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения
о проведении выездной налоговой проверки
до дня составления справки о проведенной
проверке.
Выездная налоговая проверка не может
продолжаться более двух месяцев. Указанный
срок может быть продлен до четырех месяцев, а в
исключительных случаях – до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения
выездной налоговой проверки устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов.
Решение о проведении выездной налоговой
проверки организации, отнесенной в порядке,
предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков,
выносит налоговый орган, осуществивший
постановку этой организации на учет в
качестве крупнейшего налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе проводить
две и более выездные налоговые проверки
по одним и тем же налогам за один и тот
же период.
Однако налоговые органы могут
проводить повторные выездные налоговые
проверки:
вышестоящим налоговым органом – в порядке
контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку;
налоговым органом, ранее проводившим
проверку, – в случае представления налогоплательщиком
уточненной налоговой декларации, в которой
указана сумма налога в размере, меньшем
ранее заявленного; в рамках этой проверки
исследуется период, за который представлена
уточненная налоговая декларация.
Налоговый орган вправе проводить
повторные выездные налоговые проверки независимо от времени проведения предыдущей проверки
по тем же налогам и за тот же период:
в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика;
в порядке контроля вышестоящего налогового
органа за деятельностью налогового органа,
проводившего проверку;
в случае представления налогоплательщиком
уточненной налоговой декларации, в которой
указана сумма налога в размере, меньшем
ранее заявленного;
по решению руководителя ФНС России.
Не признаются повторными самостоятельные
выездные налоговые проверки филиалов
и представительств налогоплательщика.
При определении частоты выездных
налоговых проверок налогоплательщика
не учитывается количество проведенных
самостоятельных выездных налоговых проверок
его филиалов и представительств.
Налоговые органы вправе приостанавливать проведение
выездной налоговой проверки при (ст. 89 НК РФ):
необходимости истребовать документы
(информацию) о налогоплательщике от иных
лиц, а также от иностранных государственных
органов;
проведении экспертиз;
переводе документов на русский язык.
На срок, на который приостановлено
проведение выездной налоговой проверки,
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию
документов у налогоплательщика. Ему возвращаются
все подлинники, истребованные при проведении
проверки, за исключением документов,
полученных в ходе проведения выемки.
Также приостанавливаются действия налогового
органа на территории (в помещении) налогоплательщика,
связанные с указанной проверкой.
Если при проведении повторной выездной
налоговой проверки выявлен факт совершения
налогоплательщиком налогового правонарушения,
которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки,
то к налогоплательщику не применяются
налоговые санкции, за исключением случаев, когда
невыявление факта налогового правонарушения
при проведении первоначальной налоговой
проверки явилось результатом сговора
между налогоплательщиком и должностным
лицом налогового органа.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную
налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления
и своевременности уплаты региональных
и (или) местных налогов, срок которой не
может превышать один месяц. Самостоятельная
выездная налоговая проверка филиала или представительства
проводится на основании решения налогового
органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Ознакомление должностных лиц налоговых
органов с подлинниками документов допускается
только на территории налогоплательщика,
за исключением случаев проведения выездной
налоговой проверки по месту нахождения
налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
При необходимости уполномоченные должностные
лица налоговых органов, осуществляющие
выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества
налогоплательщика, а также производить осмотр производственных,
складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения.
При наличии у осуществляющих выездную
налоговую проверку должностных лиц достаточных
оснований полагать, что документы, свидетельствующие
о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов
в порядке, указанном в ст. 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной
налоговой проверки проверяющий обязан
представить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки
и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику
или его представителю. Если налогоплательщик
(его представитель) уклоняется от получения
справки о проведенной проверке, то данная
справка направляется налогоплательщику
заказным письмом по почте.
При проведении налогового контроля могут
возникать спорные ситуации, разрешение которых возможно иногда
в судебном порядке.
Так, определением ВАС РФ от 26.06.07 г. № 1580/07 было вынесено решение, что налоговый
орган не ограничен в области налогового контроля
правом на получение и проведение анализа
сведений о деятельности налогоплательщика
только на основании налоговых деклараций,
представляемых самим налогоплательщиком.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.10.05 г. № 5308/05 определено, что лицо не может быть привлечено
к ответственности за совершение налогового
правонарушения, если со дня его совершения
либо со следующего дня после окончания
налогового периода, в течение которого
было совершено это правонарушение, истекли три года.
Часто возникает вопрос, может
ли налоговый орган вне рамок проведения
налоговой проверки потребовать у налогоплательщика
представить какие-либо документы, касающиеся
деятельности его контрагентов, а также
конкретных сделок. Учитывая нормы налогового
законодательства, по нашему мнению, налоговый
орган не вправе истребовать у налогоплательщиков,
а также у иных лиц какие-либо документы,
в том числе относящиеся к конкретным
сделкам (договоры, счета-фактуры, товарные накладные и т.п.). Следовательно, если
налогоплательщик получил требование
о представлении документов, но ни в нем, ни в копии поручения
об истребовании документов (информации)
нет указаний на проведение налоговой
проверки (пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ), налогоплательщик вправе
такое требование проигнорировать (п.п. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений. В данном разделе будет рассмотрен механизм контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах и его основной инструмент — налоговые проверки.
Значимость налогового
контроля заключается в том, что
посредством его достигается
упорядоченность налоговых
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В целях осуществления налогового контроля налоговые органы вправе:
— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
— проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
— определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
— требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль — это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является составной частью государственного финансового контроля.
Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:
— предварительный;
— текущий;
— последующий.
В Российской Федерации
преобладает последующий
Круг субъектов налогового
контроля ограничен должностными лицами
налоговых органов. В соответствии
со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля
над соблюдением
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таковым органом сегодня в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России);
— территориальные органы ФНС России.
Объектом налогового
контроля являются отношения, связанные
с исчислением и уплатой
Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля:
— наблюдение;
— проверка;
— обследование;
— анализ;
— ревизия.
В соответствии со ст. 82 гл. 14 части первой НК РФ под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
— налоговых проверок;
— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
— проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
— в других формах, предусмотренных НК РФ.
Проверки, проводимые иными органами, не являются налоговыми и не учитываются при принятии решений о повторности проверок. Не относятся к налоговым проверкам также проверки, хотя и проводимые с участием налоговых органов, но осуществляемые в соответствии с законодательством о контрольно-кассовой технике, валютном регулировании и валютном контроле, производстве и обороте.
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 части второй НК РФ.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового
контроля не допускаются сбор, хранение,
использование и
Данное положение основано на ст. 24 Конституции Российской Федерации, которой установлен категорический запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Налоговые органы при осуществлении налогового контроля не могут собирать и каким-либо образом использовать информацию о частной жизни налогоплательщика (сотрудников организации, в том числе директора и главного бухгалтера). Нарушение данного требования может повлечь административную или уголовную ответственность.
Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
— камеральные налоговые проверки;
— выездные налоговые проверки.
Оба этих вида объединяет
общая, единая цель, которая состоит
в контроле над соблюдением
Основным отличием же является тот факт, что камеральная проверка охватывает тех лиц, которые представляют в налоговые органы декларации и иные документы, то есть это весьма широкий круг налогоплательщиков. Выездная налоговая проверка проводится выборочно. От камеральной ее отличает полнота и глубина проверки, которая не может быть достигнута при проведении камеральной налоговой проверки.
Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Обратите внимание, что в ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.