Виды налогов и сборов, их классификация в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 07:15, контрольная работа

Краткое описание

Выяснение местоположения каждого налога в финансовой «системе координат» способствует точному установлению механизма его установления и введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщиков и перечня объектов, с которых взимается платеж. Посредством деления на различные виды налоги объединяются в отдельные группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.

Содержание

Виды налогов и сборов, их классификация. 3
Виды налоговых правонарушений 6
Налог на доходы физических лиц 10
Практические задания:
Задание 10 19
Задание 20 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Виды налогов и сборов, их классификация. 3
  2. Виды налоговых правонарушений  6
  3. Налог на доходы физических лиц 10

Практические  задания:

  1. Задание 10 19
  2. Задание 20 20

Список использованной литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Виды налогов и сборов, их классификация

В настоящее время система  налогов и сборов Российской Федерации  довольно обширна и в некоторой  степени громоздка. Вместе с тем  каждый налог индивидуален, поскольку  предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов  и сборов, но и в финансовой системе  в целом.

Выяснение местоположения каждого  налога в финансовой «системе координат» способствует точному установлению механизма его установления и  введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщиков и перечня  объектов, с которых взимается  платеж. Посредством деления на различные  виды налоги объединяются в отдельные  группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой  компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований. Особое значение видовые  критерии налога имеют в правоприменительной  практике, поскольку влияют на объем  налоговой обязанности налогоплательщика.

Выявлению видовой сущности налога способствует классификация, проведенная  по систематизированным критериям.

Видовое многообразие налогов  предполагает их классификацию по различным  основаниям.

1. В зависимости от  плательщика:

1) налоги с организаций  — обязательные платежи, взыскиваемые  только с налогоплателыциковорганизаций,  в том числе налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль  и др. (необходимо помнить, что  субъектами налогового права  являются организации, а не  юридические лица, хотя в большинстве  случаев организации имеют статус  юридического лица; вместе с тем  все организации относятся к  плательщикам налогов независимо  от наличия статуса юридического  лица, в частности филиалы и  представительства);

2) налоги с физических  лиц — обязательные платежи,  взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков  — физических лиц (налог на  доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц  и др.);

3) общие налоги для  физических лиц и организаций  — обязательные платежи, уплачиваемые  всеми категориями налогоплательщиков  независимо от их организационноправового  статуса. Наличие общих налогов  обусловлено тем, что главным  принципом их взимания является  наличие какоголибо объекта в  собственности лица (например, земельный  налог).

2. В зависимости от  формы обложения:

1) прямые (подоходноимущественные) — налоги, взимаемые в процессе  приобретения материальных благ, определяемые размером объекта  обложения и уплачиваемые производителем  или собственником (налог на  прибыль и др.). Прямые налоги  подразделяются на:

• личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости  от полученного дохода (прибыли) и  учитывающие финансовую состоятельность  плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);

• реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых  лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов  рассчитываются, как правило, по результатам  деятельности нескольких одинаковых категорий  налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог  на игорный бизнес, земельный налог);

2) косвенные (на потребление)  — налоги, взимаемые в процессе  расходования материальных благ, определяемые размером потребления,  включаемые в виде надбавки  к цене товара и уплачиваемые  потребителем (акцизы, налог на добавленную  стоимость и др.); при косвенном  налогообложении формальным плательщиком  выступает продавец товара (работ,  услуг), являющийся как бы посредником  между государственной казной  и потребителем товара (работ,  услуг), а реальным же плательщиком  налога является потребитель  (именно критерий соотношения  юридического и фактического  плательщика является одним из  основных при разграничении налогов  на прямые и косвенные).

3. По территориальному  уровню:

1) федеральные налоги  — устанавливаемые и вводимые  в действие федеральным органом  представительной власти — Государственной  Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы);

2) налоги субъектов РФ  — налоги, перечисленные в НК  РФ, но вводимые в действие  представительными (законодательными) органами государственной власти  субъектов РФ и обязательные  к уплате только на территории  соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций,  транспортный налог, налог на  игорный бизнес);

3) местные налоги —  налоги, устанавливаемые НК РФ, но  вводимые в действие представительными  органами местного самоуправления  и обязательные к уплате на  территории соответствующего муниципального  образования (например, земельный  налог, налог на имущество физических  лиц).

4. В зависимости от  канала поступления:

1) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные  бюджеты;

2) местные — налоги, полностью  зачисляемые в муниципальные  бюджеты;

3) пропорциональные —  налоги, распределяемые между бюджетами  различных уровней по определенным  квотам;

4) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные  фонды.

5. В зависимости от  характера использования:

1) налоги общего значения, используемые на общие цели, без  конкретизации мероприятий или  затрат, на которые они расхо

дуются; таковыми являются большинство  налогов, взимаемых в Российской Федерации;

2) целевые налоги, зачисляемые  в целевые внебюджетные фонды  или выделяемые в бюджете отдельной  строкой и предназначенные для  финансирования конкретноопределенных  мероприятий (например, земельный  налог).

6. В зависимости от  периодичности взимания:

1) разовые — налоги, уплачиваемые  один раз в течение определенного  периода при совершении конкретных  действий (например, единый налог  на вмененный доход);

2) регулярные налоги —  взимаемые систематически, через  определенные промежутки времени  и в течение всего периода  владения или деятельности плательщика  (налог на доходы физических  лиц, налог на имущество организаций  и др.).

Перечисленные критерии классификации  налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для  юридической характеристики всех действующих  ныне налогов и сборов в Российской Федерации.

В научной и учебной  литературе налоги группируются и  иными способами, что позволяет  более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.

 

2. Виды налоговых  правонарушений

 

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое  устанавливается ответственность (ст. 106 НК РФ).

Нормативным актом, регулирующим порядок  уплаты налогов и устанавливающим  меры наказания за нарушение порядка  уплаты и начисления налоговых платежей, является Налоговый кодекс РФ.

Ответственность за совершение налоговых  правонарушений несут организации  и физические лица, достигшие 16-летнего  возраста. Противоправное деяние может  быть произведено либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 110 НК РФ).

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, осознавало противоправный характер своих действий, и признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть штрафные санкции (ст. 114 НК РФ), взыскиваемые в судебном порядке (административная ответственность) или заключение под  стражу (уголовная ответственность).

Определяющим в образовании  состава правонарушений являются ошибки, группированные в несколько групп:

- ошибки, связанные с непредставлением  первичной информации о налогоплательщике  (нарушение срока постановки на  учет в налоговом органе —  ст. 116 НК РФ, уклонение от данной  постановки — ст. 117 НК РФ, нарушение  срока представления сведений  об открытии или закрытии счета  в банке — ст. 118 НК РФ);

- ошибки, непосредственно возникающие  из-за действий, которые привели  к неуплате налогов (грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов, и объектов налогообложения  — ст. 120 НК РФ, неуплата или  неполная уплата сумм налога  — ст. 122 НК РФ, невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и перечислению налогов — ст. 123 НК РФ);

- ошибки лиц, нарушающих правила  проведения налогового контроля, установленные законодательством  РФ (незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового  органа в помещение — ст. 124 НК РФ, несоблюдение порядка пользования  имуществом, на которое возложен  арест — ст. 125 НК РФ, неправомерное  несообщение сведений налоговому  органу — ст. 129 НК РФ и другие);

- ошибки, которые создают составы  финансовых правонарушений банков (нарушение срока исполнения поручения  о перечислении налога — ст. 133 НК РФ, нарушение банком порядка  открытия счета налогоплательщику  — ст. 132 НК РФ, невыполнение банком  решения о взыскании налога  — ст. 135 НК РФ и другие);

- ошибки, которые могут привести  к нарушению Закона РФ от 24.06.1993г.  № 5238–1 «О федеральных органах налоговой полиции» (не допуск сотрудников налоговой полиции на территорию склада — ч. 2 п. 6 ст. 11 Закона № 5238–1, невыполнение письменного предостережения органа налоговой полиции — п. 7 ст. 11 Закона № 5238–1 и другие).

В виду того, что в настоящее  время орган налоговой полиции  отменен, ошибки пункта пять не имеют  силы.

За налоговые правонарушения предусмотрена  либо административная, либо уголовная  ответственность. К налоговым правонарушениям, за совершение которых предусмотрена административная ответственность должностных и других лиц, относятся:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе включает следующие  наказания: нарушение срока подачи заявления о постановке на учет независимо от наличия обстоятельств по уплате налога — штраф 5000 рублей; нарушение  срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 дней — штраф 10000 рублей (ст. 116НК РФ).

Уклонение от постановки на учет в  налоговом органе влечет следующие  наказания: ведение деятельности без  постановки на учет — штраф 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не более 20000 рублей; ведение  деятельности без постановки на учет более трех месяцев — штраф 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней (ст. 117 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета  доходов и расходов, и объектов налогообложения влечет следующие  наказания: если оно производилось  в течение одного налогового периода  — штраф 5000 рублей; в течение более  одного налогового периода — штраф 15000 рублей; занижение налоговой  базы — штраф 10% от суммы неуплаченного  налога, но не менее 15000 рублей (ст. 120 НК РФ). К этим нарушениям относятся: отсутствие первичных документов, несвоевременное  или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, товарно-материальных ценностей налогоплательщика.

Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет следующие наказания: занижение налогооблагаемой базы —  штраф 20% от неуплаченной суммы налога; неправильное исчисление налога, подлежащего  уплате — штраф 20% от неуплаченной суммы  налога; и то, и другое — штраф 40% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, наказывается штрафом в размере 10000 рублей (ст.125 НК РФ).

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля наказывается штрафом  в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ; 5000 рублей — за уклонение  от представления документов либо представление  документов с заведомо ложными сведениями юридическими лицами 500 рублей — за те же деяния физическими лицами (ст. 126 НК РФ).

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу называется штрафом  в размере 1000 рублей, при повторном  совершении этих же деяний — штраф 5000 рублей (ст. 1291 НК РФ).

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику влечет следующие наказания: без наличия  свидетельства о постановке организации  на учет в налоговом органе —  штраф 10000 рублей; несообщение информации налоговому органу об открытии или  закрытии счета организацией — штраф 20000 рублей (ст. 132 НК РФ).

Нарушение срока исполнения поручения  о перечислении налога наказывается пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ,

но не более 0,2% за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ).

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика наказывается (штрафом в размере 20% от суммы, перечисленной  в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, ели это не связано с погашением задолженности перед бюджетом и  внебюджетными фондами (ст. 134 НК РФ).

Не допуск сотрудников налоговой  полиции на территорию склада наказывается штрафом в размере до ста МРОТ (ч. 2 п. 20 ст. 11 Закона № 5238-1).

К налоговым правонарушениям, за совершение которых предусмотрена уголовная  ответственность должностных и  других лиц в соответствии с УК РФ, относятся:

Уклонение физического лица от уплаты налога во внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ) наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, удержанием зарплаты за 5–7 месяцев  либо лишением свободы до двух лет.

Утайка гражданином факта дарения  ему дома наказывается также в  соответствии со ст. 198 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов во внебюджетные фонды с организации наказывается лишением права должностного лица организации  занимать определенные должности на срок до пяти лет, арестом на срок дот 4-х до 6-ти месяцев либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст. 199 УК РФ).

Подача главным бухгалтером  искаженной  налоговой отчетной документации в налоговую инспекцию за предприятие наказывается также в соответствии со ст. 199 УК РФ.

3.Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщики

    • Физические лица - налоговые резиденты РФ.
    • Физические лица - нерезиденты, получающие доход в РФ. 1

Объектом налогообложения  признаются доходы физических лиц - налоговых  резидентов РФ и нерезидентов от источников в РФ, а также доходы физических лиц - налоговых резидентов РФ от источников за пределами РФ.

Виды доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты;
  • доходы от использования авторских и иных смежных прав;
  • доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, акций, долей в уставном капитале, прав требования, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу или оказанную услугу, совершение определенных действий, а также вознаграждение директоров и выплаты, получаемые членами органа управления организации;
  • пенсии, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • доходы от использования любых транспортных средств, а также штрафы и санкции, полученные за их простой;
  • иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

К доходам, полученным на территории РФ, относят также следующие:

  • доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Налоговая база

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов  налогоплательщика. При определении  налоговой базы учитываются все  доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению  суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, которые предусмотрены  ст. 218-221 НК РФ. Если доходы налогоплательщика  меньше вычетов, налоговая база равна  нулю.

Доходы (расходы, принимаемые  к вычету), выраженные в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных  доходов (дату фактического осуществления  расходов).

С 1 января 2011 г. вступила в  силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая  особенности определения налоговой  базы по операциям РЕПО, объектом которых  являются ценные бумаги.

Информацию об особенностях определения налоговой базы по различным  видам доходов содержат ст. 211-215 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

   Общая налоговая ставка составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указанные в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

  Доходы иностранных работников - высококвалифицированных специалистов и иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента облагаются по ставке 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ.

В отношении отдельных видов  доходов предусмотрены специальные  налоговые ставки - 9, 15 , 30 и 35%.


 

Доходы, не облагаемые НДФЛ

Некоторые доходы освобождены  от налогообложения НДФЛ. Их исчерпывающий  перечень предусмотрен ст. ст. 215 и 217 НК РФ.

К таким доходам, в частности, относятся:

  1. Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), иные выплаты и компенсации;
  2. Пособия по безработице, беременности и родам;
  3. Государственные и трудовые пенсии, социальные доплаты;
  4. Компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления (в определенных пределах);
  5. Выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение их расходов, связанных с исполнением таких договоров - на жилье, транспорт, связь и т.д. (введено с января 2012 г.);
  6. Вознаграждения за донорскую помощь (за сданную кровь, молоко и т.д);
  7. Алименты;
  8. Гранты (безвозмездная помощь) для поддержки науки, образования, культуры, искусства в РФ, предоставленные международными, иностранными или российскими организациями, определенных в Перечнях Правительства РФ;
  9. Международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации:
  • по утвержденному перечню Правительства РФ от 06.02.2001 N 89;
  • по перечням, утвержденным в субъектах РФ  и т.д.

Налоговые вычеты

Доходы физических лиц, которые  облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на сумму налогового вычета. Вычеты нельзя применить к  доходам, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35%.

Вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), освобожденные от уплаты НДФЛ. К  таким физическим лицам, в частности, относятся:

- пенсионеры, инвалиды, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий;

-  безработные;

-   лица, получающие пособие по уходу за ребенком;

Информация о работе Виды налогов и сборов, их классификация в РФ