Виды неналоговых доходов и их роль в формировании местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

В бюджеты городских округов поступают: доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

Вложенные файлы: 1 файл

1.2.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

     Неналоговые доходы, в свою очередь, делятся на неналоговые доходы федерального бюджета (ст. 51 БК), бюджетов субъектов Федерации (ст. 57 БК), местных бюджетов (ст. 62 БК). К неналоговым доходам бюджетов относятся (ст. 41 БК РФ):

     1) доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, а также имущества государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  в том числе казенных;

     2) доходы от продажи имущества  (кроме акций и иных форм  участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней), находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, а также имущества государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  в том числе казенных;

     3) доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

     4) средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные  в возмещение вреда, причиненного  Российской Федерации, субъектам  РФ, муниципальным образованиям, и  иные суммы принудительного изъятия;

     5) средства самообложения граждан;

     6) иные неналоговые доходы.

     Доходы  бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов  и расходов бюджетного учреждения и  отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных  услуг.

     Неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе за счет (ст. 62 БК):

     1) доходов от использования имущества,  находящегося в муниципальной  собственности, за исключением  имущества муниципальных автономных  учреждений, а также имущества  муниципальных унитарных предприятий,  в том числе казенных;

     2) доходов от продажи имущества  (кроме акций и иных форм  участия в капитале), находящегося  в муниципальной собственности,  за исключением имущества муниципальных  автономных учреждений, а также  имущества муниципальных унитарных  предприятий, в том числе казенных;

     3) доходов от платных услуг, оказываемых  муниципальными бюджетными учреждениями;

     4) части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей1. Доходы в виде поступлений в части  чистой прибыли унитарных предприятий определяется исходя из предполагаемого размера чистой прибыли унитарного предприятия и установленного законодательством нормативам перечислению в бюджет в части чистой прибыли. Перечисление прибыли в ФБ части прибыли осуществляется до 15 июня текущего года. В соответствии с Постановлением кабинета министров РТ от 01.04.10 г. № 222 «О перечислении части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет Республики Татарстан по итогам 2009 года», руководители Государственных унитарных предприятий РТ завершивших 2009 г. с прибылью должны обеспечить перечисление 30% прибыли, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, полученный по итогам 2009 г. в бюджет РТ до 01.07.10 г.

     В бюджеты муниципальных образований  также подлежит зачислению: плата за негативное воздействие на окружающую среду; сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления; до разграничения государственной собственности на землю –  доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах муниципального образования, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходы от продажи земельных участков. В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты.

     Таким образом, уже в основном бюджетном  своде законов определен достаточно подробно весь спектр возможных неналоговых  доходов, а также нормативы отчислений от этих доходов отдельным бюджетам.

     К доходам бюджетов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся (ст. 42 БК РФ):

     1) доходы, получаемые в виде арендной  либо иной платы за передачу  в возмездное пользование государственного  и муниципального имущества, за  исключением имущества автономных  учреждений, а также имущества  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных;

     2) средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств  на счетах в Центральном банке  РФ и в кредитных организациях;

     3) средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности  (за исключением имущества автономных  учреждений, а также имущества  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных), в залог, в  доверительное управление;

     4) плата за пользование бюджетными  кредитами;

     5) доходы в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ или муниципальным образованиям;

     6) часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

     7) другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

     Имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и  муниципальными предприятиями и  учреждениями во владение, пользование  и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ). Порядок учета  доходов от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных  правовых актах подзаконного характера2.

     Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в  процессе приватизации государственного или муниципального имущества и  зачисляемых в соответствующие  бюджеты (определяются законодательством  о приватизации); порядком продажи  и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и  актами представительных органов муниципальных  образований).

     Законодатель  особо отмечает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов данного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (п. 2 ст. 42 БК). Доходы от использования имущества являются основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

     Доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами.

     К ним относятся административные платежи и сборы: исполнительский  сбор; сборы, взимаемые Государственной  инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ; прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

     Платные медицинские услуги - одна из обширных сфер деятельности большинства бюджетных  медицинских учреждений. На примере  платных медицинских услуг можно  понять суть этого вида неналоговых  доходов бюджетов. Платные медицинские  услуги осуществляются в рамках договоров, заключенных с гражданами, предприятиями,  учреждениями на оказание платных услуг. В договоре регламентируются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В случае если момент заключения договора совпадает с моментом оказания услуг, факт установления договорных отношений между гражданином и учреждением здравоохранения может подтверждаться выдачей кассового чека или квитанцией установленного образца. Здесь кроме возмездного оказания данных услуг существует и условно безвозмездная основа – оплата их из средств соответствующего внебюджетного фонда. Также в этой связи можно упомянуть и платные образовательные услуги государственных высших учебных заведений.

     Весьма  актуальной проблемой этого вида доходов бюджетов является их разграничение  с доходами от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Эта проблема возникает из-за очевидного вовлечения упомянутого имущества в оказание данных услуг. Решение данного вопроса находится в том, что в данную группу доходов бюджетов должны быть отнесены доходы именно от услуг в гражданско-правовом смысле, а не от действий с имуществом, конкретно определенных в ст. 42 БК. При оказании услуг юридическое состояние данного имущества не изменяется вовсе, в  отличие от аренды, залога и т.п. использования его.

     Доходы, полученные в результате применения мер ответственности, а также  возмещения вреда. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, определенном ст. 46 БК. Суммы денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством применительно к соответствующим налогам (сборам).

     За  нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в муниципальной собственности, - соответственно зачисляются в федеральный  бюджет, бюджет субъекта РФ, местный  бюджет.

     Суммы денежных взысканий за нарушение  бюджетного законодательства РФ в части  бюджетов муниципальных образований, а также денежных взысканий, установленных  правовыми актами органов местного самоуправления, подлежат зачислению соответственно в бюджеты муниципальных  образований.

     Как видно, смысл взимания подобных средств  в бюджет определяется их карательным  и возместительным характером, то есть они имеют вид юридической  ответственности.

     Неналоговые доходы, как правило, составляют менее 10 % доходов бюджета. Это вызвано  тем, что эти источники, как правило, влекут за собой дополнительные эффекты. Кроме того, неналоговые доходы являются нестабильным и сокращающимся источником - государственный заем может быть принят, а может быть отказано в нем (например, финансовый кризис августа 1998 году был в основном вызван кризисом на рынке государственных ценных бумаг); приватизированное предприятие снова продать в частные руки можно только предварительно отняв его у прежнего владельца - только вряд ли кто тогда захочет инвестировать в это предприятие. Однако отказаться от неналоговых доходов невозможно, поскольку они выступают дополнительной опорой для бюджета в случае возникновения кризисных явлений в экономике, когда налоговых доходов недостаточно для реализации социальных программ и политических задач государства.

     Наибольший  удельный вес в структуре неналоговых  доходов составляют доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

     Значительным  резервом увеличения неналоговых доходов  консолидированного местного бюджета РФ является рост доходов от использования муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.

Информация о работе Виды неналоговых доходов и их роль в формировании местных бюджетов