Гармонизация налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Термин «гармония» происходит от греческого harmonia – связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает «взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера».

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 20.24 Кб (Скачать файл)

 

Термин «гармония» происходит от греческого harmonia  – связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает «взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера».

Рассмотрим более подробно проблемы гармонизации налоговых отношений. При этом следует различать гармонизацию налоговых отношений в узком  и широком смысле.

В экономической литературе можно встретить определение   о гармонизации налогов, под которой понимают «систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки. На территориях интегрирующихся государств определяются основные принципы и правила в организации налогообложения в пределах регионального экономического образования.

В более широком смысле под гармонизацией налоговых  отношений понимают «построение  национальной системы налоговых  отношений, обеспечивающей установление долгосрочного и устойчивого  баланса интересов государства, налогоплательщиков, других государств». При этом выделяют «четыре вида направлений гармонизации налоговых отношений:

  1. Гармонизацию построения налоговой системы.
  2. Обеспечение равенства прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и государства.
  3. Сочетание налоговых интересов всех уровней власти.
  4. Межстрановую гармонизацию налоговых отношений»

Рассмотрим более подробно одно из направлений гармонизации налоговых  отношений: сочетание налоговых  интересов всех уровней власти на примере федеративного государства.

Введение федерализма  в сферу государственного строительства  России как федеративного государства  требует гармонизации отношений, реализуемых  в процессе разграничения налоговых  полномочий различных уровней власти.

Отношения, связанные с  формированием бюджетных ресурсов и их расходованием, в федеративном государстве определяются как «бюджетно-налоговый  федерализм». Безусловно, нельзя рассматривать  категорию «налог» в отрыве от «бюджета».  Большинство авторов пишут о «фискальном федерализме» (Горский И.В., Галицкая С.В.), «финансово-бюджетном федерализме» (Поляк Г.Б.), «бюджетном федерализме» (Пансков В.Г., Лыкова Л.Н., Ревенко С.С., Добрынин Н.М.), «налогово-бюджетном федерализме» (Садков В., Аронов Д.), «финансовом федерализме» (Немкина О.И.), «налоговом федерализме» (Пансков В.Г., Майбуров И.А.).

В настоящее время в  научной литературе раскрытию смысла понятия «налоговый федерализм»  уделено недостаточно внимания. В  большинстве случаев ограничиваются лишь разработкой принципов налогового федерализма и описанием механизма разграничения налогов между уровнями бюджетной системы.

Обычно под налоговым  федерализмом понимают «основной организационный  принцип функционирования налоговой  системы страны, наделяющий различные  уровни управления разными налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых  отчислений и распределения налоговых  доходов между бюджетами соответствующих  уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности».

Думается, что рассмотрение налогового федерализма только в  качестве организационного принципа функционирования налоговой системы страны не позволяет  в достаточной степени отразить его специфику как совокупности закрепленных в законодательном  порядке представлений о сущности и характере отношений между уровнями власти, механизмов и методов гармонизации налоговых отношений.

Под  гармонизацией налоговых отношений мы понимаем четкое разграничение полномочий между носителями власти, согласованную и упорядоченную деятельность федерального центра и составных частей федерации, взаимное согласование их интересов и действий по поводу формирования доходов бюджетов, выработку и реализацию управленческих решений, обеспечивающих каждый уровень власти необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения возложенных на них функций, их кооперацию (сотрудничество) и солидарную ответственность.

Исходя из вышеизложенного, под налоговым федерализмом следует  понимать законодательно установленный  порядок разграничения полномочий различных уровней власти в области  установления налогов и сборов, их изменения и отмены, систему организации  налоговых потоков по соответствующим  иерархическим уровням, базирующуюся на автономизации, и обеспечивающую гармонизацию налоговых отношений через проведение рациональной и справедливой политики перераспределения финансовых ресурсов между Федерацией, субъектами Федерации и внутри самих субъектов Федерации для выполнения ими конституционно закрепленных полномочий.

Инструментами гармонизации налоговых отношений выступают  налоговая конкуренция и финансовая эквализация.

Целесообразно учитывать  налоговую составляющую конкурентных преимуществ территорий при формировании доходов региональных и местных  бюджетов. Налоговая конкуренция  представляет собой конкуренцию  между федеральным центром и  регионами за налоговые полномочия, а также конкуренцию между  территориями за налогоплательщика. Она  является побудительным мотивом  для достижения справедливости при  перераспределении бюджетных ресурсов как между странами, так и внутри одного государства. В последнем случае авторами налоговой конкуренции выступают региональные органы управления и представительные органы муниципальных образований.

Индикаторами межстрановой конкуренции могут служить доли в налоговых доходах государства в динамике, а также рейтинги конкурентоспособности государств, проводимые различными международными организациями и институтами. Для сглаживания негативных последствий такой конкуренции используют механизм гармонизации налоговых отношений, когда страны договариваются установить минимальные налоговые ставки или решают облагать налогом по одним и тем же ставкам.

Индикаторами территориальной  конкуренции внутри одной страны служат динамика инвестиций в отдельные  регионы, рейтинги конкурентоспособности  регионов, а также региональные различия между предоставляемыми налоговыми преимуществами, особые налоговые режимы на специально выделенных территориях.

Другой инструмент гармонизации налоговых отношений – финансовая эквализация – способствует нахождению баланса, или, другими словами, оптимального соотношения между налоговыми источниками пополнения доходов региональных бюджетов и объемом выделяемых межбюджетных трансфертов. В отличие от финансового выравнивания, она предполагает многопараметрическую оптимизацию распределения налогов и межбюджетных трансфертов по уровням бюджетной системы.

Эти инструменты  являются системообразующими и интегрирующими процессами, создающими в некотором смысле «обратные связи», обеспечивающими механизм повышения устойчивости федеративной системы через гармонизацию налоговых отношений. Налоговая конкуренция способна оказывать усиливающее воздействие на инициативу регионов в укреплении своих бюджетов за счет привлечения новых налогоплательщиков  и, таким образом, создавать положительную обратную связь. В  отличие от неё, финансовая эквализация способна оказывать на федеративную систему уравновешивающее воздействие, компенсируя степень экономического неравенства регионов и, таким образом, создавать отрицательную обратную связь.

Таким образом,  гармонизация налоговых отношений в федеративном государстве означает обеспечение устойчивого баланса налоговых интересов всех уровней власти. Она способствует сохранению единства и устойчивому развитию государства.

Таким образом, гармонизация налоговых отношений, означающая обеспечение  паритета налоговых полномочий и  налоговой ответственности публично-правовых образований, а также разделение налогов между разными бюджетами, способствует повышению роли налогов  в развитии и укреплении федеративных отношений, а также усилению ответственности  публично-правовых образований за результаты перераспределения финансовых ресурсов.

В федеративном государстве каждый уровень власти, согласно конституции, наделен самостоятельностью. Однако специфика концентрации средств в соответствующих уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации негативно сказывается на   возможностях реализации этой самостоятельности. Поэтому существует объективная потребность в трансформации патерналистской модели перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетов в соревновательную, основанную на усилении налоговых конкурентных преимуществ субъектов Федерации. Достижение оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижение уровня их дотационности способны противостоять негативному влиянию на российскую экономику развивающегося мирового финансово-экономического кризиса.

Это нацелено на решение  методологических аспектов народнохозяйственной проблемы, которая нашла отражение  в Постановлении СФ ФС РФ от 26.11.2008 № 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года»: «существующее распределение  доходных источников между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами  не обеспечивает в полном объеме исполнение органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления закрепленных за ними федеральными законами полномочий». Это необходимо для сохранения единства налоговой и бюджетной системы страны, особенно в условиях наметившейся из-за кризиса тенденции к сокращению финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / И.А. Майбуров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 312.
  2. Пансков В., Игнатьев Д. Налоговый федерализм и местные налоги // Российский экономический журнал. 1995. № 4. С. 40-41.
  3. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003. С. 228.
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М. 2006.
  5. Ревенко С.С. Конкурентен ли российский федерализм?/ Препринт #BSP/01/052 R. М.: Российская экономическая школа, 2001. C. 7.
  6. Экономика и финансы. EDI-Press & Web Mission, 2000-2006. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/glossary/article/91/091_846.HTM (Дата обращения: 17.09.2008г.).

Информация о работе Гармонизация налоговых отношений