Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:50, доклад
Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует в свою очередь необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых систем.
Можно выделить пять основных этапов процесса гармонизации.
Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства, сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.
Гармонизация национальных налоговых систем в
мировой экономике
Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.
Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходящие в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует в свою очередь необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых систем.
Можно выделить пять основных этапов процесса гармонизации.
Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства, сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.
Второй этап - проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативно-правовых актов, подлежащих гармонизации.
Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов.
Пятый этап - контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.
Основаниями гармонизации служат
заключенные международные
Гармонизация предполагает сближение позиций, согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия, а так же унификацию – введение общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
В целом, гармонизация налогов способствует преодолению ряда отрицательных налоговых явлений:
Одним из важнейших факторов, позволяющих говорить о становлении единой Европы, является гармонизация налоговых систем стран – членов Европейского союза (ЕС). Этому процессу уделяется особенное внимание, поскольку только при его успешной реализации можно говорить о создании единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
При проведении совместной политики в области налогообложения в рамках ЕС, с одной стороны, понимается важное значение максимально возможной степени унификации в этой области, с другой – требование учета интересов стран - членов Союза, зачастую прямо противоположных. Это приводит к тому, что, как правило, вначале на уровне декларации принимается принципиальное решение, как должен быть в будущем решен тот или иной вопрос, затем проводится длительная и постепенная работа по гармонизации национального налогового законодательства.
Поэтому одновременно с основными нормами существует большое число переходных положений, а также правил, имеющих локальное действие для одного государства или группы государств.
Впервые положение об унификации
национальных налоговых систем ряда
европейских стран
В дальнейшем, проводя единую
финансовую политику, европейские государства
стали создавать условия
Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС. В частности, национальная налоговая политика не должна:
1. препятствовать свободе продвижения товаров;
2. мешать свободе передвижения лиц;
3. вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС.
Исполнение этих принципов
гарантируется
В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран – участниц ЕС проводилась обязательная и последовательная унификация взимания косвенных налогов.
В частности, введено новое налоговое peгулирование по НДС путем:
1. унификации принципов его исчисления
2. введения единых правил
взимания при проведении
3. сближения уровней налоговых ставок.
Были отменены акцизы на некоторые товары (чай, соль, сахар), а на остальные товары установлены единые ставки.
Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 г. - с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988г. принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80-90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отчетности о прибылях в налоговых целях и др.
Для создания реальных условий гармонизации национальных налоговых систем государств - участников ЕврАзЭС на первом этапе было проведено глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривалось сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.
Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Рабочая группа определила следующие основные направления работы:
- гармонизация налоговых законодательств;
- совершенствование принципов налогового администрирования;
- укрепление информационного
обмена между налоговыми
- подготовка кадров.
Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства стала разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран – участниц интеграционного взаимодействия.
По степени влияния на экономику соседних государств виды налогов можно разделить на две группы:
- прямые и целевые налоги
(налог на прибыль, подоходный
налог с физических и
- косвенные налоги (акциз, НДС).
Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников Таможенного союза.
Основными направлениями гармонизации являются исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения», выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.
Работа по гармонизации прямых налогов ведется по следующим направлениям:
- построение рациональных
систем налогообложения,
- формирование согласованной
системы налогового
- отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);
- снижение количества налоговых льгот;
- упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.
Одним из завершающих этапов гармонизации является подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования.
Можно сделать вывод о
том, что гармонизация национальных
налоговых систем в мировой экономике
играет немаловажную роль и позволяет
добиться цели единообразного порядка
регулирования
Список использованной литературы:
Информация о работе Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике