Генезис понятия "налог"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:32, реферат

Краткое описание

Понятие "налог" существовало еще в древние века. Не смотря на то, что налоговые формы были варварскими, например, трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др., налоги считали необходимым и полезным явлением в обществе. Появление этого понятия связано с самыми первыми потребностями общества. Со временем общество развивалось и поэтому налоговые формы также менялись, стремясь к их современному содержанию. Экономисты, философы и государственные деятели разных эпох были озабочены проблемами налогообложения.

Содержание

Введение 3
2. Возникновение налогообложения России4
2.1Налоги Древней Руси
2.2 Налоги средневековой Руси
2.3 Налогообложение в 18-начале 20 веках
3. Заключение13
4. Примечание14
5. Список использованной литературы15

Вложенные файлы: 1 файл

Генезис понятия _налог_.docx

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

“РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

 

 

 

Реферат на тему:

Генезис понятия "налог"

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент I курса,

группы 1401,

Факультета Экономики и Финансов,

направление «Экономика»

Малов Сергей Сергеевич

Проверила:

кандидат экономических наук, доцент

Васильева Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

1. Введение                                                                                                                            3

2. Возникновение налогообложения России                                                                            4

2.1 Налоги Древней Руси

2.2 Налоги средневековой  Руси 

2.3 Налогообложение в 18-начале 20 веках

3. Заключение                                                                                                                         13

4. Примечание                                                                                                                              14

5. Список использованной  литературы                                                                                     15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Налог - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

       Понятие "налог" существовало еще в  древние века. Не смотря на  то, что налоговые формы были  варварскими, например, трофеи, использование  труда рабов, жертвоприношения и  др., налоги считали необходимым  и полезным явлением в обществе. Появление этого понятия связано  с самыми первыми потребностями  общества. Со временем общество  развивалось и поэтому налоговые  формы также менялись, стремясь  к их современному содержанию. Экономисты, философы и государственные  деятели разных эпох были озабочены  проблемами налогообложения. Известные  деятели тех времен, говорили  о том, как они определяют, понимают  налог и вообще хорошо это  или плохо. Например, Фома Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа, а Ш. Монтескье говорил, что: "ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им." А вот, что говорил Адам Смит (один из основоположников теории налогообложения): "налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы."

     Труды таких  людей, как Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Самой первой формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием.  Налоговая система появилась и развивалась вместе с государством. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. В целом, в истории развития налоговой науки РФ главную роль сыграли марксистское и неоклассическое научные течения. Налоговая система Российской Федерации прошла 3 совершенно разных исторических рубежа: дореволюционный, советский, постсоветский. В данном исследовании я буду рассматривать только налоги до 20 века, потому что нам нужно узнать корни понятия "налог" и узнать как зарождалась налоговая система.

Итак, целью данного доклада является: рассмотреть историю налогообложения России,  параллельно изучая финансово-технические детали.

Для того чтобы цель была достигнута, я поставил перед собой следующие задачи:

  • как выглядели раньше налоги;
  • узнать как зарождалась налоговая система;
  • как собирали налоги и как они развивались с течением времени.

 

Возникновение налогообложения России

2.1 Налоги Древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создав церковь святой Богородицы десятинную и дав ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

  Объединение Древнерусского  государства началось лишь с  конца IX в, где дань была основным  источником дохода княжеской  казны. Князь Олег, утвердившись  в Киеве, занялся установлением  дани с подвластных племен. Историк  Соловьев писал: «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»1. Шляг, скорее всего, это арабские монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала»  — т. е. с плуга или сохи.

    Князь Олег  установил дань ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Данное обложения оказалось проще, легче для северян, чем в то время, когда они зависели от хазар. Поэтому они не оказали никакого сопротивления дружине Олега.  Киевский князь защищал радимичей от хазар, а они взамен на это стали уплачивать дань, за защиту.

       В это же время появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривна - это слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в. Дань взималась двумя способами: повозом (привозилась в Киев) и полюдьем(князья или княжеские дружины сами ездили). Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит. Известно в Древней Руси поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

  Интересно, что такая  же пошлина, как за холопа, устанавливалась  за убийство чужого коня или  скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну»2. Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

  После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

  Каждый удельный князь  сам собирал дань в своем  уделе и передавал ее великому  князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания  дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

  Сумма «выхода» стала  зависеть от соглашений великих  князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей»3. А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

        Взимание  прямых налогов в казну самого  Русского государства стало уже  почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

 Торговые пошлины в  то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

 Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался "осьмеником". Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

 Уплата «выхода» была  прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось  создание финансовой системы  Руси. В качестве главного прямого  налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

 Кроме дани, источником  дохода казны великого князя  служили оброки. На оброк отдавались  пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил  больше.

 Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

  Для определения размера  налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

 Сошное письмо составлял  писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

 Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

         Таким образом, финансовая система  Древней Руси начала складываться  только с конца 9 века в период  объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в  княжескую казну была дань. После  свержения татаро-монгольского ига  податное дело было кардинально  реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

 

2.2 Налоги средневековой Руси

  Немецкий дипломат  Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»4.  Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

Информация о работе Генезис понятия "налог"