Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 00:26, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги, как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации………….3
Нормативные правовые акты о налогах и сборах………………………… 6
Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоги таня.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также  иной орган исполнительной власти или  исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный  акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые  изменения.

  1. Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи Налогового кодекса

НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

Первая (общая) часть НК

Первая часть Кодекса подписана  Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. 
    Вторая (специальная) часть

Вторая часть Кодекса подписана  Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса  устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и  сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава  второй части Кодекса. Также отдельной  главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и  уплаты сборов за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц

 

С 1 января 2002 года введены:

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Налог с продаж
  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

  • Транспортный налог
  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций

 

И лишь с 1 января 2005 года действуют  главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог
  • Государственная пошлина
  • Земельный налог

По состоянию на 2012 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

В состав Специальной части  включен дополнительный раздел «Специальные налоговые режимы», которым устанавливается  порядок применения особых режимов  налогообложения для:

– предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

– организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

– предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предусмотренное Налоговым  Кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом Кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в НК РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как «религиозная организация», «материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия», «налоговое партнерство», «пассивная и активная экономическая деятельность», «сельскохозяйственное предприятие» и ряд других.

Существенным образом  уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам  между взаимозависимыми лицами, при  товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в НК РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В НК РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Реализация предусмотренных  в НК РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

Как верно считают отдельные  авторы, одним из ключевых условий  преодоления кризиса нашей экономики  является создание рациональной налоговой  системы. Именно этим обусловлена длительная подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской Федерации . После  многолетнего законотворческого марафона была принята Первая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги. Но работа над кодексом, как известно, не закончена. Сразу же после его принятия стали вводиться новые налоги, что свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме того, изменение действующей налоговой системы связано с пересмотром внебюджетных и межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных органов власти, что является необходимым условием функционирования системы государственного управления.

В настоящее время большинство  тех, кому предстоит работать с Налоговым  кодексом, сошлись на необходимости  его дальнейшего совершенствования.

Думается, что еще достаточно времени для его доработки  посредством поправок, не затрагивающих  саму структуру кодекса, в которой  удовлетворено большинство специалистов.

На сегодняшний день достоинства  и преимущества Налогового кодекса  состоят в следующем:

1. Закрепление и развитие  в НК Российской Федерации  конституционных прав и гарантий, как-то:

  • о невозможности лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда;
  • о праве каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа;
  • об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы;
  • о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика;
  • о недопущении установления на территории России налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

2. Возможность использования  в налоговом праве институтов, понятий и терминов финансового  и других отраслей права, например, гражданского и семейного в  том значении, в каком они используются  в этих отраслях права, если  иное не установлено НК Российской  Федерации.

3. Введение системы понятий  и терминов, применяемых в налоговых  правоотношениях, включая те, которые  будут применяться для целей  налогообложения в несколько  ином смысле, чем это принято  в гражданском законодательстве. Данные понятия распределены  по всему тексту НК Российской  Федерации. К ним относятся  определения

    • законодательства о налогах и сборах (ст. 1);
    • налога и сбора (ст. 8);
    • организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, налогового резидента, бюджета, банка, счета, источников выплаты доходов;
    • федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 12);
    • специальных налоговых режимов (ст.18);
    • налогоплательщика и плательщика сборов (ст. 19);
    • взаимозависимых лиц (ст. 20);
    • налоговых агентов (ст. 24);
    • налоговых органов (ст. 30);
    • объектов налогообложения (ст. 38), и другие.

Однако следует согласиться  с мнением о том, что все  имеющиеся определения, к сожалению, пока еще не образуют стройную и  законченную систему налогового права, но вместе с тем являются необходимыми предпосылками на пути ее построения.

4. Расширение и конкретизация  прав налогоплательщиков, обеспеченных  соответствующими обязанностями  налоговых органов: право получать  от налоговых органов бесплатную  информацию по указанному кодексом  перечню вопросов; право получать  от налоговых органов письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах (п. 1 ст. 32). При этом в соответствии  с п. 1 ст. 111 кодекса, выполнение  налогоплательщиком письменных  указаний налоговых органов является  обстоятельством, исключающим вину  налогоплательщика. Новый кодекс  предоставляет право налогоплательщикам  использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах, а также  право получать инвестиционный  налоговый кредит, отсрочку или  рассрочку на уплату налогов.

Информация о работе Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации