Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:00, реферат

Краткое описание

Основным принципом земельного права дореформенного периода был принцип бесплатного землепользования. При этом следует отметить, что хотя законодательство 50-х годов, регулирующее налогообложение личных подсобных хозяйств, в качестве критерия исчисления таких налогов предусматривало размер и качество земельных участков, тем не менее, объектом налогообложения являлись не земельные участки как таковые, а деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства. Поэтому принцип бесплатности землепользования имел универсальное значение. В 70-х годах на страницах печати началась поднятая рядом экономистов дискуссия о введении платности природопользования, в том числе платности пользования землей. Основные аргументы в пользу ее введения заключались в том, что бесплатность ведет к нерациональному использования земли, необоснованному закреплению за хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые зачастую остаются неиспользованными.

Вложенные файлы: 1 файл

Земельный налог.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Земельный налог 

1. История образования земельного налога

 
Основным принципом земельного права дореформенного периода был принцип бесплатного землепользования. При этом следует отметить, что хотя законодательство 50-х годов, регулирующее налогообложение личных подсобных хозяйств, в качестве критерия исчисления таких налогов предусматривало размер и качество земельных участков, тем не менее, объектом налогообложения являлись не земельные участки как таковые, а деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства. Поэтому принцип бесплатности землепользования имел универсальное значение. В 70-х годах на страницах печати началась поднятая рядом экономистов дискуссия о введении платности природопользования, в том числе платности пользования землей. Основные аргументы в пользу ее введения заключались в том, что бесплатность ведет к нерациональному использования земли, необоснованному закреплению за хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые зачастую остаются неиспользованными.  
 
Так, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. было установлено что землевладение и землепользования в СССР является платным. Были определены и форма платы за землю. Таковыми являются земельный налог и арендная плата. Порядок и ставка налогообложения должны были устанавливаться законодательством союзных и автономных республик. Арендная же плата должна была определяться по соглашению сторон в порядке и пределах, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик. 
 
В законе РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» было предусмотрено, что использование земли в РСФСР является платным. 
 
Более обстоятельная правовая регламентация налогообложения была в Законе РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В данном законодательном акте, помимо общих положений, содержатся нормы права о плате за землю сельскохозяйственного назначения, за земли несельскохозяйственного назначения, о льготах по взиманию платы за землю, о порядке взимания платы за землю, об использовании средств, поступивших в качестве платы за землю, о нормативной цене земли. 

    1. Цель земельного налога

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

3. Объект земельного  налога  
 
В соответствие с Инструкцией по применению Закона «О плате за землю», утвержденной Министром РФ по налогам и сборам 21 февраля 2000 г., объектами обложения земельным налогом и взимания арендной плате являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользования (аренда). К ним, в частности относятся: 

  • земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам, государственным сельскохозяйственным предприятиям и другим юридическим лицам для введения сельскохозяйственного производства и подсобного хозяйства;
  • земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства:
  • земельные участки, предоставлены кооперативам граждан для тех же целей;
  • земельные участки, предоставлены отдельным категориям работников предприятия, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства;
  • земельные участки для жилищного, дачного и гражданского строительства;
  • земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения;
  • земли лесного фонда, на которые проводиться заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
  • земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
  • земли лесного и водного фонда, предоставленные в рекреационных целях.

 
4. Плательщики земельного налога

 
Плательщиками земельного налога являются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), в том числе индивидуальные предприниматели, которые имеют земельные участки на территории РФ праве пользования, владения либо аренды. 
 
За земельные участки, находящиеся в долевом пользовании (владении), плательщиком земельного налога является каждый субъект землепользования соразмерно его доле. За земельные участки, находящиеся в совместном пользовании (владении) нескольких физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, плательщиком является каждый субъект землепользования в равных долях, если иное не предусмотрено законом или соглашением вышеуказанных лиц. 

Не подлежат налогообложению:

  • зоны государственной границы;
  • земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования;
  • земли общего пользования населенных пунктов, находящихся на балансе государственных администраций городов, районов, сел, за исключением случаев передачи их в краткосрочное пользование или аренду;
  • земли, находящиеся под строительством, реконструируемыми объектами, в пределах нормативных сроков строительства (реконструкции), предусмотренной проектно-сметной документацией;
  • земли сельскохозяйственного назначения государственногорезервного фонда, находящиеся на балансе государственных администраций городов, районов и сел, за исключением передачи земли в краткосрочное пользование или аренду. 

От уплаты земельного налога освобождаются полностью:

  • заповедники, дендрологические парки, ботанические сады, земли водного и лесного фонда, не вовлеченные в производственную деятельность;
  • органы государственной власти и управления, а также подведомственные им организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, за земли, предоставленные им для обеспечения основной 
    деятельности;
  • научные организации, опытные, экспериментальные хозяйства научно исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые дня научных, научно экспериментальных, учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур. Площади земли для научных, научно-экспериментальных и учебных целей определяются Президентом РФ;
  • учреждения культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет профсоюзов; санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности профсоюзных организаций; детские оздоровительные учреждения и детские спортивные организации независимо от источника финансирования. Льгота предоставляется по земельным участкам, используемым указанными организациями для обеспечения основной деятельности согласно положению, уставу или иным организационно-распорядительным документам;
  • предприятия, учреждения и организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных целей нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 7 лет пользования, а также земли, занятые многолетними насаждениями и требующие раскорчевки и проведения, восстановительных культурно-технических мероприятий, на первые три года пользования от начала раскорчевки, пропорционально раскорчеванному участку;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы;
  • инвалиды войны;
  • пенсионеры по возрасту;
  • участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • педагогические и медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности.

 
5. Льготы по земельному налогу

 
Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. 
 
Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. 
 
Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. 
 
Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

 

 
6. Порядок расчёта земельного налога

 

1. Основанием для установления и взимания земельного налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право пользования или аренды земельного участка. 
 
2. Учет плательщиков налога производится ежегодно по состоянию на 1 января. 
 
Земельный налог с юридических лиц и физических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления в установленном законодательством порядке им земельных участков. 
 
В случаях перехода в течение года права пользования земельными участками от одного плательщика к другому, земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на этот земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок. 
 
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. 
 
При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. 
 
3. Земельный налог вносится в бюджет в следующие сроки:

  • юридическими лицами, кроме сельскохозяйственных организаций - поквартально 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в размере % годовой суммы по каждому сроку уплаты;
  • сельскохозяйственными организациями- 1 сентября;
  • физическими лицами – 15 сентября и 15 ноября; в размере годовой суммы по каждому сроку уплаты.

Субъекты землепользования предоставляют в налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в следующие сроки:

  • юридические лица, кроме сельскохозяйственных организаций -10 
    марта, 10 июня, 10 сентября, 10 декабря;
  • сельскохозяйственные организации - 25 августа;
  • садово-огороднические товарищества, гаражные, гаражно-строительные, жилищно-строительные кооперативы 10 августа.

Уплата не внесенных плательщиками сумм земельного налог либо пересмотр неправильно произведенного налогообложения, допускается:

  • по физическим лицам - не более чем за три года с момента 
    выявления нарушения;
  • по юридическим лицам - не более чем за шесть лет с момента 
    выявления нарушения.

Нормы данной статьи не распространяются на сельскохозяйственные организации, работающие по фиксированному сельскохозяйственному налогу с 1 января 2004 года по 1 января 2011 года. 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Закон РФ «О плате за землю» от 11 ноября 1991 года.
  2. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.: МЦФЭР, 2008.
  3. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие.-М.: Омега-Л, 2008.
  4. Черник Д.Г. Налоги.-М.: ЭНИТИ, 2007.
  5. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. История образования земельного налога.

2. Цель земельного налога.

3. Объект земельного налога.

4. Плательщики земельного  налога.

5. Льготы по земельного  налога.

6. Порядок расчета земельного налога.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Земельный налог