Изменения в налоговой системе в период царствования Александра I (1801—1825): реформы М.М. Сперанского (1772—1839)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги.

Содержание

Введение. 3
Формирование личности Александра I 5
Биография М. М. Сперанского 7
Реформаторская деятельность в налоговой сфере 9
Заключение 15
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (Рыдзевская-Тарасова) ДБУ 38.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Н.К. Бржеский отметил, что Манифесту 16 мая 1811 г. принадлежит, несомненно, видное место в истории нашего податного законодательства. В этом акте впервые приведены в стройную систему разнородные постановления, коими до того времени определялся порядок взыскания недоимок; впервые нашли свое выражение в законе заботы правительства о том, чтобы взысканием недоимок не подрывать основы платежной способности крестьян».

После войны 1812 г. в связи с большими военными расходами, разорением страны и наводнением оккупированных французами губерний фальшивыми ассигнациями, напечатанными по приказу Наполеона, финансовое положение страны резко ухудшилось.

Манифестом от 30 августа 1814 г. по всей империи были сложены податные недоимки, накопившиеся до 1 января 1813 г. (по подушной подати и по процентным отчислениям с купеческих капиталов). Сумма недоимок составила 18,5 млн. руб. ассигнациями и 234 тыс. руб. серебром. Однако к 1 января 1816 г. вновь накопилось недоимок на 60 млн. руб.

Правительство повышало налоги и с состоятельных групп населения. Так, неоднократно повышалась гильдейская подать. В 1807 г. был повышен размер гильдейских капиталов: по 1й гильдии—от 50 тыс. руб.; по 2й—от 20 тыс. руб.; по 3й — от 8 тыс. руб.; повысился и процентный сбор. С февраля 1810 г. гильдейская подать возросла на 0,5%, с февраля 1812г. — еще на 3%.В 1816г.для формирования «дорожного капитала» введен дополнительный сбор в размере 5% уплачиваемых повинностей. В 1818 г. — новая прибавка в том же размере на улучшение водных путей.

Правительство решило расширить и облегчить возможности торговли крестьян, т.к. в начале XIX в. стали усиленно развиваться крестьянские промыслы. Манифест 11 февраля 1812 г. утвердил новые начала крестьянской торговли. Казенным и помещичьим крестьянам разрешено производить торговлю по временным договоренностям с теми лицами, которые имеют право на торговлю.

Соответственно роду торговли крестьяне должны выбирать свидетельства:

1) желающие производить  оптовую торговлю общую и при  бирже — 2500 руб.;

2) желающие вести внутреннюю  оптовую торговлю — 1000 руб.;

3) за право розничной  торговли в городах и уездах  — 400 руб. Однако вместо облегчения  получилось затруднение, т.к. крестьянам  эти размеры платежей оказались  не по силам.

Уже в декабре 1812 г. последовал новый указ: «все, свойственные крестьянскому быту промыслы, оставлены свободными без всякого сбора или платежа». Запрещалась продажа не принадлежащих крестьянам товаров на сумму свыше 2 тыс. руб. в год без взятия установленных свидетельств. Крестьянские свидетельства дифференцировались в зависимости от величины объявленного капитала.

По совету Сперанского была предпринята первая реальная попытка налогообложения дворянства. В Манифесте от 2 февраля 1810 г. содержалось следующее обращение правительства к дворянству: «В сем затруднительном положении потребно пособие от дворянского сословия, коего ревность и усердие к пользам Отечества во всех чрезвычайных обстоятельствах всегда предшествовали всем другим сословиям и служили им примером и поощрением. Дабы определить сему пособию точную меру, полагается со всех помещичьих имений, не исключая и удельных и прочих, императорской фамилии принадлежащих, собрать единовременно и единственно на сей 1810 г. умеренную часть чистого дохода, расчисляя оный по количеству недвижимых их имуществ, в деревнях стоящих, по 50 коп. с каждой ревизской души». На деле получилась прибавка к подушной подати. Взимание этого сбора прекратилось с 1 января 1811 года.

По Манифесту от 11 февраля 1812 г. решено было установить временный сбор с помещичьих доходов, включая удельные имения. Каждый владелец имения должен был ежегодно представлять в дворянское собрание сведения о «действительном доходе». Таковым признавался весь доход, получаемый владельцем имения со всех доходных статей: леса, мельницы, оброчные статьи, фабрики, заводы и т.п. Из дохода допускался вычет процентов, уплачиваемых по долгам. Никакие доносы на утайку доходов не принимались. Владельцы имений с доходом менее 500 руб. освобождались от налога. Имевшие доход от 500 до 1 тыс. руб. платили 1%; далее оклады прогрессивно возрастали; имевшие доход 18 тыс. руб. платили 10%. Владельцы имений, живущие за границей, платили двойной процент. Уже в августе 1814 г. Гурьев в записке Александру I предложил отменить этот налог ввиду «разных неудобств взыскания» (нельзя было проверить правильность заявления о доходе). Налог был отменен с 1 января 1820 года.

Впервые при Александре I были законодательно оформлены земские повинности — местные налоги. Закон под названием «Предварительное положение о земских повинностях» был издан в 1805 году. Он определил назначение, раскладку, порядок взимания и использования земских сборов. Земские сборы падали исключительно на податные сословия. С 1812 г. земский сбор с купцов взимался не подушно, а в размере 1/2% с объявленного капитала. По указу от 14 июня 1816г. были четко определены и сами повинности, и их раскладка, сведения о которой должны были направляться теперь в Министерство финансов.

 

Комитет по откупам под председательством графа П.В. Завадовского внес небольшие изменения в правила: повысил цену на ведро водки с 4 до 6 руб. и снизил в 2 раза залоговые суммы, вносимые откупщиками при закупках водки. Откупная сумма на 1811—1815 гг. составила 53 млн. руб. ассигнациями.

В 1815 г. под влиянием внешнеполитических обстоятельств запретительный тариф был отменен. Новый тариф был утвержден Александром I в виде «Манифеста 31 марта 1816 г.». Он представлял собой «меру переходную и довольно осторожную». Многие товары остались неразрешенными к ввозу: железо в деле, кружева, ленты, обои, обувь, платки, полотно, многие сорта шелковых тканей, сукно, сургуч, фаянсовая и хрустальная посуда, чай и другое. Разрешены к ввозу: писчебумажные товары, хлопчато-бумажные и шерстяные ткани, простейшие шелковые ткани, ковры, одеяла, готовое платье, железо в сортах, оружие, недорогая посуда. Эти товары облагались в 25% .

В 1822 г. вступил в действие новый тариф, в соответствии с которым: иностранные сырые материалы и пищевые продукты, на производство которых нельзя рассчитывать в России, остаются свободными от обложения; необходимые или полезные товары, производство которых возможно только в будущем, должны облагаться небольшими пошлинами; предметы роскоши, товары не первой необходимости должны быть обложены высокими пошлинами; ввоз товаров, которые могут составить конкуренцию местной промышленности, должен быть запрещен. Для Царства Польского сохранялся тариф 1819 г.; между собственно Россией и польскими землями устанавливалась таможенная граница.

Заключение

Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года в возрасте 23 лет. Он имел хорошее образование. Он говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик на берегах Рейна.

Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. "Дней Александровских прекрасное начало" - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период "просвещенного абсолютизма". Открывались университеты, лицеи, гимназии. Принимались меры к облегчению положения крестьян во владение помещикам.

На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление.

Но решительной победы в борьбе с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Александру I удалось найти человека, который « - полным правом мог претендовать на роль реформатора» Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

Личность М.М. Сперанского равно как и его работа были оценены историками и его современниками неоднозначно. Все отзывы действительно в той или иной мере отражали какую-либо сторону его деятельности. Конечно, нельзя сказать, что все его реформы, рассматриваемые в реферате, вполне удались, но Сперанский в какой-то степени сумел добиться реализации своих идей и замыслов, разумеется, не без помощи Александра I. Если бы реформы, задуманные этим выдающимся государственным деятелем, были воплощены в жизнь немного позже, то они вполне вероятно прижились бы и могли принести более позитивный результат. 
Список использованной литературы

 

  1. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России.IX-начало XX в. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006.
  2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века: учебное пособие. М.: Дрофа, 2001.
  3. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (Введение к Уложению государственных законов). Издание Русской мысли. М., 1905.
  4. Карамзин Н.М. «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»
  5. Сперанский С.И. Практика регионального управления М.М.Сперанского (1816-1821гг.) // Государство и право, 2003, 5, с.76-84

 

 


Информация о работе Изменения в налоговой системе в период царствования Александра I (1801—1825): реформы М.М. Сперанского (1772—1839)