Изменения в специальных налоговых режимах за 2013 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:37, доклад

Краткое описание

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. 2012 г. не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение минувшего года, вступил в силу с 1 января 2013 г. Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый — патентная система налогообложения, которые и будут рассмотрен в данной статье.

Вложенные файлы: 1 файл

Изменения в специальных налоговых режимах за 2013 г.docx

— 28.48 Кб (Скачать файл)

«Изменения в специальных налоговых режимах за 2013 г.»

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. 2012 г. не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение минувшего года, вступил  в силу с 1 января 2013 г. Основная масса  поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также  сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы  действующие специальные налоговые  режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый  — патентная система налогообложения, которые и будут рассмотрен в  данной статье.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в  части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный  закон N 94-ФЗ) внесены следующие изменения  в специальные налоговые режимы и порядок зачисления поступающих  от них налогов.

1. Патентная система  налогообложения

Основным содержанием Федерального закона N 94-ФЗ является дополнение перечня  специальных налоговых режимов (пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации) специальным  налоговым режимом "Патентная  система налогообложения", применение которого установлено новой главой 26.5 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ).

Патентная система налогообложения  заменит с 2013 года упрощенную систему  налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая  применяется в настоящее время  в соответствии со статьей 346.25.1 НК РФ главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Указанная статья НК РФ с 1 января 2013 г. утрачивает силу.

Патентная система налогообложения  применяется индивидуальными предпринимателями, переход на нее является добровольным и она может совмещаться с  иными режимами налогообложения.

По сравнению с действующей  упрощенной системой налогообложения  на основе патента средняя численность  наемных работников (в т.ч. по договорам  гражданско-правового характера), которых  при применении патентной системы  налогообложения вправе привлекать индивидуальный предприниматель за налоговый период, увеличилась с 5 до 15 человек. Указанное ограничение  применяется по всем видам предпринимательской  деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Субъекты Российской Федерации  в обязательном порядке вводят патентную  систему налогообложения по 47 видам  предпринимательской деятельности, указанным в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, что меньше по сравнению с  действующей упрощенной системой налогообложения  на основе патента (69 видов деятельности). Сокращение произошло за счет укрупнения видов предпринимательской деятельности; кроме того наименование ряда видов предпринимательской деятельности приведено в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Запрещено применять патентную  систему налогообложения в отношении  видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, в случае их осуществления в  рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Налоговой базой для исчисления налога, уплачиваемого в связи  с применением патентной системы  налогообложения, является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры  которого устанавливаются законами субъектов Российской Федерации  по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется  патентная система налогообложения.

Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для  расчета налога не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей.

Указанные минимальный и максимальный размеры дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий  изменение потребительских цен  на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, установленный на соответствующий  календарный год. При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 94-ФЗ коэффициент-дефлятор на 2013 год в целях главы 26.5 НК РФ установлен в размере, равном 1.

Субъектам Российской Федерации предоставлено  право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

  • не более чем в три раза — по таким видам предпринимательской деятельности как: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом; занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; обрядовые и ритуальные услуги (подпункты 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42, 43 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ);
  • не более чем в пять раз — по тем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, и которые осуществляются на территории города с численностью населения более одного миллиона человек;
  • не более чем в десять раз — по таким видам предпринимательской деятельности: как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания (подпункты 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ).

При установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, если такая дифференциация предусмотрена  ОКУН или ОКВЭД. Например, подпункт 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ предусматривает  такой вид предпринимательской  деятельности как "ремонт жилья и  других построек" (код ОКУН 016100), который  включает такие виды работ как  ремонт кровель (код 16106), ремонт садовых  домиков (016109), ремонт индивидуальных гаражей (код 016112) и другие. В отношении  них могут быть установлены разные размеры потенциально возможного к  получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Субъекты Российской Федерации  также вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению  индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости:

  • от средней численности наемных работников, количества транспортных средств;
  • от количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; розничная торговля и услуги общественного питания).

Налогоплательщики (индивидуальные предприниматели) патентной системы налогообложения  освобождены от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Документом, удостоверяющим право  на применение патентной системы  налогообложения, является патент на осуществление  одного из видов предпринимательской  деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации  введена патентная система налогообложения. Патент выдается налоговым органом  индивидуальному предпринимателю  по месту его постановки на учет и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. При этом индивидуальный предприниматель, получивший патент в  одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы  налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения  с начала налогового периода, на который  ему был выдан патент в случае:

  • если с начала календарного года его доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей. При этом, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам;
  • если в течение налогового периода им было допущено превышение ограничения по средней численности наемных работников;
  • если им не был уплачен в установленные сроки налог в связи с применением патентной системы налогообложения.

 

При этом сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый  период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право  на применение патентной системы  налогообложения, уменьшается на сумму  налога, уплаченного в связи с  применением патентной системы  налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной  системы налогообложения или  прекративший предпринимательскую  деятельность, в отношении которой  применялась патентная система  налогообложения, до истечения срока  действия патента, о чем он должен сообщить в налоговый орган в  течение 10 дней со дня наступления  такого обстоятельства, вправе вновь  перейти на патентную систему  налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года. По действующей сейчас упрощенной системе налогообложения на основе патента таким правом индивидуальный предприниматель может воспользоваться через 3 года.

Налоговым периодом признается календарный  год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.

Налог исчисляется по ставке в размере 6% процентов от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Поправками, внесенными в Бюджетный  кодекс РФ (п. 2 ст. 611, п. 2 61.2) установлено, что суммы налога, взимаемого в  связи с применением патентной  системы налогообложения, по нормативу 100% будут зачисляться в бюджеты  муниципальных районов и муниципальных  округов. В настоящее время суммы  налога, взимаемого в виде стоимости  патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляются по нормативу 100% в бюджеты субъектов РФ.

Налог уплачивается по месту постановки индивидуального предпринимателя  на учет в налоговом органе в следующие  сроки:

  • если патент получен на срок до 6 месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
  • если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года: в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента; в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

2. Единый сельскохозяйственный  налог

В главу 26.1 "Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН) внесены следующие изменения:

Установлен уведомительный порядок  перехода на ЕСХН, согласно которому организации  и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на ЕСХН, уведомляют об этом налоговый орган  по месту нахождения организации  или месту жительства индивидуального  предпринимателя не позднее 31 декабря  календарного года, предшествующего  календарному году, начиная с которого они переходят на ЕСХН.

Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о  переходе на ЕСХН в установленные  сроки, не признаются налогоплательщиками  ЕСХН (п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

Внесены изменения в порядок  представления налоговой декларации и уплаты ЕСХН (п. 9 ст. 346.3, п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ). Так, если налогоплательщик ЕСХН прекратил предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕСХН, он в течение 15 дней обязан уведомить налоговый орган о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения, представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению им прекращена указанная *предпринимательская деятельность и не позднее срока подачи налоговой декларации уплатить сумму налога. В настоящее время для налогоплательщиков ЕСХН действует один срок представления налоговой декларации по итогам налогового периода (календарного года) - не позднее 31 марта.

Уточнен порядок определения и  признания доходов и расходов при исчислении ЕСХН, в частности, установлено, что:

  • в расходы не включаются суммы уплаченного ЕСХН;
  • в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат;
  • переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком России, в целях главы 26.1 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

Информация о работе Изменения в специальных налоговых режимах за 2013 г