История налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши.

Содержание

Введение 2
1. Эволюция налогообложения 3
1.1. Древняя Греция VII-VI вв. до н. э. 3
1.2. Древний Рим IV- I вв. до н. э. 3
1.3. Византия до VII в. 5
1.4. Эволюция налоговой системы России 5
2. Классификация налогов Российской Федерации 10
2.1. Принципы налогообложения 10
2.2. Классификация по механизму формирования 11
2.3. Классификация по уровням налогообложения 12
2.4. Классификация по объектам налогообложения 15
3. Основные налоги Российской Федерации 16
3.1. Налог на добавленную стоимость 16
3.2. Налог на прибыль 20
3.3. Единый социальный налог 21
3.4. Налог на доходы физических лиц 23
3.5. Акцизы 25
3.6. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России 26
4. Заключение 28
Литература 30

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

В 1990 году вместо управлений, отделов и инспекций  государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая  инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.

Закон «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», принятый в декабре 1991 года, положил начало построению современной  налоговой системы России. Этот закон  работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи все еще определяют перечень налогов  и сборов действующих на территории Российской Федерации.

Первая часть  Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.2000 года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

Формирование  налоговой системы не завершено  и по сей день. До сих пор не закончено формирование второй части  Налогового Кодекса РФ, а значит, не вступили в силу статьи 13,14,15 первой части налогового Кодекса, определяющие перечень налогов действующих на территории Российской Федерации.

 

  1. Классификация налогов Российской Федерации

 

2.1. Принципы  налогообложения

 

Основы ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет  законов РФ об отдельных видах налогов. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

  1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
  4. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Основу налоговой  системы РФ составляют следующие  налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.

 

    1. Классификация по механизму формирования

 

По механизму  формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

  • Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.
  • Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя  в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.

 

    1. Классификация по уровням налогообложения

 

Законом "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

  • I уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
    • таможенная пошлина;
    • налог на операции с ценными бумагами;
    • сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними;
    • сбор за пограничное оформление;
    • налог на пользователей автодорог;
    • налог с владельцев транспортных средств;
    • налог на приобретение автотранспортных средств;
    • налог на отдельные виды автотранспортных средств;
    • налог на реализацию ГСМ;
    • налог на прибыль;
    • акцизы на группы и виды товаров;
    • налог на добавленную стоимость;
    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте;
    • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • плата за пользование водными объектами;
    • подоходный налог с физических лиц;
    • налог на игорный бизнес;
    • платежи за пользование недрами;
    • гербовый сбор;
    • государственная пошлина;
    • налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
    • плата за пользование водными объектами;
    • сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
    • II уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
    • лесной налог;
    • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • налог на имущество предприятий;
    • налог с продаж.
    • III уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (Городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
    • налог на имущество предприятий и физических лиц;
    • земельный налог;
    • регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
    • налог на промышленное строительство в курортной зоне
    • курортный сбор;
    • сбор за право торговли;
    • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
    • сбор за право использования местной символики;
    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
    • лицензионный сбор за право винной торговли;
    • сбор за выдачу ордера на квартиру;
    • сбор за парковку автотранспорта;
    • налог на рекламу;
    • сбор за участие в бегах;
    • сбор за выигрыш на бегах;
    • сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
    • сбор с биржевых сделок;
    • сбор за проведение кино- и телесъемок;
    • сбор за уборку территории;
    • сбор за открытие игорного бизнеса;
    • налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

 

    1. Классификация по объектам налогообложения

 

По объектам налогообложения налоги делятся  на налоги с оборота,  налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с  оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.

 

  1. Основные налоги Российской Федерации

 

3.1. Налог  на добавленную стоимость

 

Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

НДС занимает 2-е  место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

   НДС –  косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Информация о работе История налогообложения