Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:25, реферат
Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Проблемы
налогообложения постоянно
Итак,
налоговая система возникла и
развивалась вместе с государством.
На самых ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно считать
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в 7-6 вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов бедиякам и на-другие общественные цели.
В
то же время в древнем мире имелось
и серьезное противодействие
прямому налогообложению. В Афинах,
например, считалось, что свободный
гражданин не должен платить прямых
налогов. Другое дело – добровольные
пожертвования. Но когда предстояли
крупные расходы, то совет или
народное собрание города устанавливали
процентные отчисления от доходов. Многие
стороны современного государства
зародились в Древнем Риме. Проследим
за развитием там налоговой
Первоначально
все государство состояло из города
Рима и прилегающей к нему местности.
В мирное время денежных податей
граждане не платили. Расходы по управлению
городом и государством были минимальными,
поскольку избранные магистраты
исполняли свои должности безвозмездно,
но порой вкладывая собственные
средства. Это было почетно. Главную
статью расходов составляло строительство
общественных зданий. Эти расходы
обычно покрывала сдача в аренду
общественных земель. Но в военное
время граждане Рима облагались налогами
в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога (цена)
проводилось каждые пять лет избранными
чиновниками-цензорами. Граждане Рима
делали цензорам заявление о своем
имущественном состоянии и
Римское
государство разрасталось, основывались
или завоевывались новые
Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до н. э. стала провинцией Рима. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в 1 в. до н.э.
Необходимость
реорганизации финансового
По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась- налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.
Государственные
финансовые органы непосредственно
не взимали налогов с граждан.
Это делали общины. А вот оценку
и определение налоговых
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца 9в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С. М. Соловьев: «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» – это значит с плуга или сохи. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» – за перевоз через реку, «гостиная» пошлина – за право иметь склады, «торговая» пошлина – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.
Конфликт Дмитрия Донского (1359 – 1389) с темником Мамаем, фактически правителем Золотой Орды, по свидетельству С. М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Дмитрий Донской упоминает о выходе в 1000 руб. А уже при князе Василии Дмитриевиче упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном 3 (1440 – 1 505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван3 ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства.
Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и «полоняничные» деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. «Сошное» письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подашные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков.
По свидетельству В. О. Ключевского, наиболее нормальными размерами «сохи» промышленной, посадской или слободской были: «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских. Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями; в соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей. Изменчивость размера сохи, очевидно, происходила от того, что на соху падал определенный, однообразный оклад дани, который был соображаем с состоятельностью местных промышленных обывателей; в ином городе лучшие торговые люди могли платить этот оклад с 40 дворов, а в другом в соху зачислялось большее количество лучших посадских дворов». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения владельца. Так, московская «соха» включала: для служилых людей, будущих дворян – 800 четвертей «доброй» земли, 1000 четей «средней» или 1200 четей «худой» земли; для церквей н монастырей – соответственно 600, 700 и 800 четвертей; для дворцовых и «черных» земель, обрабатывавшихся крестьянами, – 500, .600 и 700 четвертей. Новгородская «соха» была существенно меньше. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине 17в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота. Политическое объединение русских земель относится к концу 15 в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
Казанский и Сибирский приказы, взимавшие «ясак» с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в 15-17вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1б55 г. Счетный приказ.
Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов было обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов; за счет косвенных налогов – 641 394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7() давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составляли 1 125 323 руб. Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в 16–17вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги.
Плательщиками
налогов обычно выступали люди, принадлежавшие
к третьему сословию, т. е. сельские
жители и горожане недворянского
происхождения. Налоговое право
постоянно была в центре всех дискуссий
вокруг распределения бремени и
тягот страны. Государство не имело
достаточного количества квалифицированных
чиновников, и в результате сборщиком
налогов стал, как правило, откупщик.
В странах континентальной