Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, реферат
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги являются основным источником доходов государства, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на общественное воспроизводство и социально-экономические развитие.
Одной из основополагающих категорий налогового права является категория «налогового контроля», определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Система налогового контроля начала активно формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться и в настоящее время.
Введение
1.Сущность и значение камеральных проверок
2. Основные этапы проведения камеральных налоговых проверок
3. Совершенствование процедур камеральных проверок
Выводы и предложения
Список литературы
В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.
Проведение камеральной проверки выражается в следующих мероприятиях:
- анализ сопоставимости
показателей налоговой
- сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;
- оценка достоверности
отраженной в отчетности
- анализ динамики показателей
налоговой отчетности и уровня
потребления
- сопоставление данных
отчетности с данными
Если в ходе вышеперечисленных
мероприятий выявляются ошибки или
противоречия в заполненной декларации
(или расчете по налогу), налоговый
орган должен проинформировать об этом
налогоплательщика и предложить
внести ему соответствующие изменения
и (или) дополнения в налоговую отчетность.
Если налогоплательщику такая
2. Основные этапы проведения камеральных налоговых проверок
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
Основными этапами камеральной проверки являются:
- проверка
правильности исчисления
- проверка
правильности арифметического
- проверка
обоснованности заявленных
- проверка
правильности примененных
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
- проверку
логической связи между
- проверку
сопоставимости отчетных
- взаимоувязку
показателей бухгалтерской
- оценку
данных бухгалтерской
При проведении
камеральной проверки налоговый
орган может истребовать у
налогоплательщика
Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ст. 93 НК РФ). Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
В ходе камеральной
проверки налоговому органу может также
потребоваться информация о деятельности
налогоплательщика, связанная с
иными лицами (например, с его
контрагентами). Налоговый орган
в соответствии со статьей 87 НК РФ вправе
истребовать у таких лиц
Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 5000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 1351 НК РФ.
Помимо
Налогового кодекса ответственность
за непредставление в
В отличие от выездной проверки, составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (см. схему).
Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.
Если
же в ходе проверки обнаружились ошибки
или противоречия, инспектор обязан
зафиксировать их. Для этого необходимо
заполнить те графы или строки
декларации, которые предназначены
для отражения показателей, исчисленных
по данным налогового органа. Либо заполняются
строки, предусмотренные в декларации
для отметок и замечаний
О выявленных
ошибках и противоречиях
Обратите внимание: приведенный в предыдущем абзаце порядок не распространяется на случаи, когда в ходе проверки выявлено налоговое правонарушение. Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога. Это правонарушение влечет наложение штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, - 20% от неуплаченной суммы налога либо 40% от этой суммы (если правонарушение носит умышленный характер).
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе
в привлечении
- о проведении
дополнительных мероприятий
Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В решении
о привлечении
В решении
об отказе в привлечении
В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.
Копия решения
налогового органа вручается налогоплательщику
либо его представителю под
В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.
Схема. Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки
3. Совершенствование процедур
Контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, правильность
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов и сборов и других
обязательных платежей в соответствующие
бюджеты и государственные
В целях обеспечения выполнения
своей главной задачи - контроля
за соблюдением налогового законодательства
- налоговые инспекции
Осуществляемая
сегодня модернизация налоговых
органов по своей сути является модернизацией
порядка осуществления именно камеральных
налоговых проверок. Сдача отчетности
в электронном виде, о необходимости
которой так много сегодня
говорят и пишут работники
налоговых органов, служит в основном
выполнению двуединой задачи. Во-первых,
экономии рабочего времени работников
налоговых органов, занятых вводом
информации с бумажных носителей
в свои информационные сети. Во-вторых,
повышению эффективности именно
камеральных налоговых
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок: