Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги являются основным источником доходов государства, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на общественное воспроизводство и социально-экономические развитие.
Одной из основополагающих категорий налогового права является категория «налогового контроля», определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Система налогового контроля начала активно формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться и в настоящее время.

Содержание

Введение
1.Сущность и значение камеральных проверок
2. Основные этапы проведения камеральных налоговых проверок
3. Совершенствование процедур камеральных проверок
Выводы и предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

25543.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

В целях устранения возникших между  налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Проведение камеральной  проверки выражается в следующих  мероприятиях:

- анализ сопоставимости  показателей налоговой отчетности  отчетного периода с аналогичными  показателями предшествующего периода;

- сопоставление отчетных  данных проверяемой декларации  с другими формами отчетности;

- оценка достоверности  отраженной в отчетности информации, на основе, имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

- анализ динамики показателей  налоговой отчетности и уровня  потребления налогоплательщиком  тепловых, энергетических и других  видов ресурсов;

- сопоставление данных  отчетности с данными аналогичных  налогоплательщиков.

Если в ходе вышеперечисленных  мероприятий выявляются ошибки или  противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый  орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения  и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность  предоставлена не была, то это может  повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.

 

2. Основные этапы проведения  камеральных налоговых проверок

 

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный  налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила  проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

  • Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Основными этапами камеральной  проверки являются:

- проверка  правильности исчисления налоговой  базы;

- проверка  правильности арифметического подсчета  данных, отраженных в налоговой  декларации, исходя из взаимоувязки  показателей строк и граф, предусмотренных  ее формой;

- проверка  обоснованности заявленных налоговых  вычетов;

- проверка  правильности примененных налогоплательщиком  ставок налога и льгот, их  соответствие действующему законодательству.

На этапе  проверки правильности исчисления налоговой  базы проводится камеральный анализ, включающий:

- проверку  логической связи между отдельными  отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления  налоговой базы;

- проверку  сопоставимости отчетных показателей  с аналогичными показателями  предыдущего отчетного периода;

- взаимоувязку  показателей бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций, а также  отдельных показателей деклараций  по различным видам налогов;

- оценку  данных бухгалтерской отчетности  и налоговых деклараций с точки  зрения их соответствия имеющимся  в налоговом органе данным  о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

При проведении камеральной проверки налоговый  орган может истребовать у  налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов. Такое право предоставляют  налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ. Истребованы, могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д.

Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении  этих документов, обязан представить  их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ст. 93 НК РФ). Отказ от представления требуемых  документов или непредставление  их в отведенный срок является налоговым  правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.

В ходе камеральной  проверки налоговому органу может также  потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с  иными лицами (например, с его  контрагентами). Налоговый орган  в соответствии со статьей 87 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную  проверку документов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации  представить имеющиеся у нее  документы со сведениями о проверяемом  налогоплательщике и иное уклонение  от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную  статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 5000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с  заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении  справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в  течение пяти дней после получения  запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 1351 НК РФ.

Помимо  Налогового кодекса ответственность  за непредставление в установленный  срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля, установлена в  статье 15.6 КоАП РФ. Она предусматривает  штраф от 1 до 3 МРОТ с граждан (то есть от 100 до 300 руб.) и от 3 до 5 МРОТ - с должностных лиц организации (от 300 до 500 руб.). Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

В отличие  от выездной проверки, составление  акта по результатам камеральной  проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Порядок оформления результатов  проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися  в них сведениями (см. схему).

Если  ошибок или противоречий нет, инспектор  подписывает декларацию и указывает  дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.

Если  же в ходе проверки обнаружились ошибки или противоречия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходимо заполнить те графы или строки декларации, которые предназначены  для отражения показателей, исчисленных  по данным налогового органа. Либо заполняются  строки, предусмотренные в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.

О выявленных ошибках и противоречиях необходимо сообщить налогоплательщику и потребовать  от него внести необходимые исправления. В НК РФ не содержится каких-либо предписаний  относительно формы этого требования. Это может быть, например, письмо с требованием внести исправления в установленный налоговым органом срок.

Обратите  внимание: приведенный в предыдущем абзаце порядок не распространяется на случаи, когда в ходе проверки выявлено налоговое правонарушение. Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой  базы или иного неправильного  исчисления налога. Это правонарушение влечет наложение штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, - 20% от неуплаченной суммы  налога либо 40% от этой суммы (если правонарушение носит умышленный характер).

Материалы проверки, в ходе которой установлено  налоговое правонарушение, рассматривает  руководитель налогового органа или  его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

- о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение  налогового правонарушения;

- об отказе  в привлечении налогоплательщика  к ответственности;

- о проведении  дополнительных мероприятий налогового  контроля.

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении  о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной  проверкой. Приводятся документы и  иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Кроме  того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности  за конкретные правонарушения и применяемые  к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью  уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении  об отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются  обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной  проверкой. Приводятся документы и  иные сведения, подтверждающие эти  обстоятельства, а также установленные  в процессе производства по делу о  налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение  налогоплательщика к ответственности. Кроме того, указывается пункт  статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение  налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении  приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное  перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении  о проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение  о назначении конкретных мероприятий  налогового контроля.

Копия решения  налогового органа вручается налогоплательщику  либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о  дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику  или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте  заказным письмом. Письмо считается  полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный  срок с момента вынесения решения  налоговый орган направляет налогоплательщику  требование об уплате неуплаченного  или не полностью уплаченного  налога и пени.

Схема. Порядок  оформления результатов камеральной  налоговой проверки

 

3. Совершенствование процедур камеральных  проверок

 

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей в соответствующие  бюджеты и государственные внебюджетные фонды является приоритетной задачей  налоговых органов. Контрольная  работа занимает центральное место  в деятельности налоговых инспекций, а специалисты контрольных отделов  относятся к наиболее квалифицированным  кадрам налоговиков.

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно  и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Осуществляемая  сегодня модернизация налоговых  органов по своей сути является модернизацией  порядка осуществления именно камеральных  налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде, о необходимости  которой так много сегодня  говорят и пишут работники  налоговых органов, служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей  в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном  виде в едином формате позволит налоговым  органам, создав соответствующие программные  средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками  при заполнении форм налоговой отчетности.

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих процедур камеральных проверок:

Информация о работе Камеральные налоговые проверки