Классификация налогов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1.Структура и элементы налога……………………………………….. 4-5
2.Понятие системы налогов и сборов………………………………….. 6-10
3.Классификация налогов в РФ………………………………………… 11-16
4.Отграничение налога от сбора……………………………………….. 17-18
Заключение………………………………………………………………. 19-20
Список используемой литературы…………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

налогообложение.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тверской государственный  технический университет»

(ТвГТУ)

 Кафедра ИС

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: «Налогообложение»

На тему: «Классификация налогов в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студент 4 курса

Заочного ИДПО

Направления 230700 ПИ проф.:экономика

(Специальности 080801 ПИЭ)

Шифр -08642-р

Ронжина Анжела Евгеньевна

                                                                                  ПРИНЯЛ:

 

 

 

г. Ржев  2013г.

 

Содержание

 

стр.

Введение…………………………………………………………………

3

1.Структура и элементы  налога………………………………………..

4-5

2.Понятие системы налогов  и сборов…………………………………..

6-10

3.Классификация налогов  в РФ…………………………………………

11-16

4.Отграничение налога  от сбора………………………………………..

17-18

Заключение……………………………………………………………….

19-20

Список используемой литературы……………………………………..

21

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оптимально построенная  налоговая система, обеспечивая  финансовыми ресурсами потребности  государства, не должна снижать стимулы  налогоплательщика к предпринимательской  деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей  повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика  является достаточно серьёзным измерителем  качества налоговой системы. Иными  словами, эффективная налоговая  система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у  налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

 Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является изучение классификации налогов России. Для  достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

-рассмотреть классификацию налогов в РФ;

-рассмотреть структуру и элементы налоговой системы РФ.

 

 

 

1. Структура и элементы налога

Налог – это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное  юридическое значение. Положение  о выделении этих элементов отраженно  в части первой НК РФ. В совокупности все элементы эти элементы образуют определённую структуру налогов.

Существенные или обязательные элементы – те элементы, без которых  налоговое обязательство и его  исполнение не могут считаться определёнными:

- объект (предмет) налогообложения  — это имущество, прибыль, доход,  стоимость работ или услуг,  с которых в соответствии с  законом с субъекта налога  взимается налог (сбор, госпошлина).

- налоговая база —  стоимостная, физическая или иная  характеристика объекта (предмета) налогообложения.

- источник налога —  доход субъекта налога, из которого  вносится оклад налога (взимается  налог).

- налоговая ставка —  размер налога или величина  налогового исчисления на единицу  измерения налоговой базы.

- налоговый период —  календарный год или иной период  времени, по окончании которого  исчисляется налоговая база и  сумма налога, подлежащая уплате  в соответствующий бюджет.

 

2. Факультативные элементы  – те элементы, отсутствие которых  не влияет на степень определённости  налогового обязательства:

- налоговые льготы - снижение  размера налогообложения или  предоставление субъекту налога  преимущества по отношению к  другому плательщику налога;

- порядок и сроки уплаты  налога и сбора;

- форма отчетности по  этим налогам;

3. Дополнительные элементы  налогов – те, которые не предусмотрены  законодательно для установления  налога, но полнее характеризуют  налоговое обязательство и порядок  его исполнения:

- предмет налогообложения,  который означает признаки физического  характера (а не юридического), которые обосновывают взимание  соответствующего налога;

- единица (масштаб) налога  — единица измерения объекта  (предмета) налога, принятая за основу  для начисления оклада налога  и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах  и других единицах измерения;

- налоговый оклад —  сумма налога, исчисляемая на  весь объект налога за определенный  период времени, подлежащая внесению  в соответствующий бюджет;

- сумма налога — сумма  налога, уплачиваемая субъектом  налога с объекта (предмета) обложения.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

- зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов;

- влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

- зависимостью колебания  цен на товары (продукты) от налогов  (сборов);

- зависимостью колебания  самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов  налога и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие системы налогов и сборов

Учитывая, какое значение в настоящее время приобретает  налоговая система в целом, система  налогов и сборов, как её составная  часть, безусловно, заслуживает внимательного  изучения. Вместе с тем Налоговый  кодекс Российской Федерации не даёт определения указанного понятия, а  так же не отграничивает это понятие  от понятия, например, налоговой системы, что порождает некоторую неясность  и необходимость дополнительного  анализа как действующего, так  и ранее действовавшего законодательства.

Для уяснения смысла понятия  системы налогов и сборов большое  значение имеет анализ её места в  налоговой системе в целом, что  невозможно без объяснения сущности понятия налоговой системы.

Прежде всего, важно установить различия между правовыми категориями: система налогообложения и налоговая  система. Система налогообложения  является более узким понятием. Выделение  системы налогообложения из налоговой  системы как более сложного образования  позволяет изучить обе правовые категории, тесно между собой  связанные, обусловливающие друг друга  и развивающиеся, как правило, в  одном направлении. Особенность  системы налогообложения состоит  в ее направленности на создание условий  для успешной уплаты налога его плательщиком. Такой точки зрения придерживаются Парыгина В.А. и Тадеев А.А., понимая под налогообложением в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

К элементам системы налогообложения  следует отнести:

все виды налогов (федеральные, региональные, местные), поименованные  в Налоговом кодексе;

юридические конструкции  налогов, установленные частью второй Налогового кодекса и законами о  конкретных налогах;

бухгалтерский и налоговый  учет для целей налогообложения;

учет налогоплательщиков.

Перечень всех видов налогов  определяет форму правовой категории  «система налогообложения», законодательное  оформление каждого налога через  установление его юридической конструкции  наполняет эту форму конкретным содержанием. Бухгалтерский и налоговый  учет и учет налогоплательщиков составляют процессуальное оформление системы  налогообложения, способствующее своевременному и полному расчету налога и  внесению его в бюджет или внебюджетный фонд.

Таким образом, система налогообложения - это сочетание материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные, региональные и местные бюджеты  и бюджеты внебюджетных фондов.

Налоговая система представляет собой более сложное по структуре  и формированию системных связей образование. Система налогообложения  и налоговая система соотносятся  как часть и целое. При анализе  правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется  их зависимость друг от друга, а система  связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.

Рассматривая налоговую  систему как сложное правовое, социально-экономическое явление, можно  выделить следующие образующие ее элементы:

- юридическая конструкция  налога как первооснова формирования  налоговой системы (выделена из  системы налогообложения, с тем чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента);

- система налогообложения  государства, формирующаяся на  основе объединения юридических  конструкций всех установленных  и введенных налогов;

- нормотворческая деятельность  представительных органов власти  в сфере налогообложения;

- система налоговых органов;

- налоговый контроль;

- налоговая политика государства; - налоговая культура населения государства.

Таким образом, налоговую  систему можно определить как  совокупность всех существующих в государстве  общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и  имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В главе 1 Конституции Российской Федерации  содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику  российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма  перечислены в третьей части  этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах  строится российская налоговая система.

Система разделения налогов  по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить  с учетом следующих принципов:

налоговые доходы каждого  уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

чем менее мобильна налоговая  база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной  власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные  ресурсы и недвижимость. Поэтому  целесообразно закрепить на федеральном  уровне налогообложение доходов  физических и юридических лиц, а  на иных уровнях - налогообложение имущества;

большинство регулирующих налогов  закрепляется на федеральном уровне;

 

 косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость,  таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

число совместных сфер ведения  по налоговым вопросам федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Важно отметить, что ранее  действовавшее определение налоговой  системы в Российской Федерации, по сути, было подменено понятием системы  налогов и сборов. Закон определял  понятие налоговой системы как  «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых  в установленном порядке».2 Действующий  Налоговый кодекс устранил эту ошибку, о чём можно сделать вывод исходя из названия главы 2 указанного нормативно-правового акта: Система налогов и сборов в Российской Федерации. Глава 2 Налогового Кодекса РФ определяет, три уровня системы налогов и сборов в Российской Федерации, даёт краткую характеристику каждому из них, определяет составляющие их налоги и сборы, а так же специальные налоговые режимы. Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы. Из сказанного можно сделать вывод, что, уяснив ошибки предыдущего законодательства, Налоговый кодекс более полно, всесторонне и правильно регламентирует налоговые правоотношения, что, безусловно, способствует наиболее эффективному выполнению государством своих функций и, в конечном счёте, построению правового государства.

Информация о работе Классификация налогов в РФ