Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:01, курсовая работа
Сбор налогов имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после переходом к рыночным реформам. Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере с помощью механизма налогообложения.
Введение………………………………………………………………………………………………………….1
1.Исторические аспекты становления налоговых органов;…………………………..3
2.Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике:……………………………………………………………………………………..4
2.1 Необходимость и содержание налогового контроля…………………………..4
2.2 Органы, осуществляющие налоговый контроль…………………………………..7
2.3 Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования……………………………………………………………………………………..8
3. Контрольная работа налоговых органов: сущность, методы……………………11
3.1 Сущность и трактовки налогового контроля……………………………………….11
3.2 Методы налогового контроля……………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………………..19
Список литературы
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Исторические аспекты становления налоговых органов;…………………………..3
2.Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике:……………………………………………………
2.1 Необходимость и содержание налогового контроля…………………………..4
2.2 Органы, осуществляющие налоговый контроль…………………………………..7
2.3 Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования…………………………………
3. Контрольная работа налоговых органов: сущность, методы……………………11
3.1 Сущность и трактовки налогового контроля……………………………………….11
3.2 Методы налогового контроля…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение.
Сбор налогов имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после переходом к рыночным реформам.
1.Исторические аспекты становления налоговых органов.
I период охватывает Древний мир и Средние века до XV-XIV веков. В этот период налоги носили достаточно случайный характер. Налоги были неосновным источником дохода государства. Система налогов как таковая носила неразвитый характер.
II период с XV по конец XVIII века. В этот период происходят чрезвычайные изменения в общественной и экономической жизни государства. Натуральное хозяйство заменяется товарным, формируются и укрепляются государства, возрастают их финансовые потребности. Это требует изыскания новых источников доходов казны. Налоги в этот период превращаются в постоянный и важнейший источник доходов. Число взимаемых налогов поражает многочисленностью и разнообразием, и даже странностью по современным понятиям. Взимаются прямые и косвенные налоги. Преимущество в большинстве стран Европы отдавалось косвенным налогам. Так в Англии в XVII в. было введено более 200 видов акцизов. Прямых налогов так же взималось великое множество. Среди них такие налоги, как: налог на соловьев (Германия), налоги на бороды, ношение старинной одежды (Россия).
В конец XVII-XVIII вв. формируется убежденность, что масса разнообразных налогов не только не удовлетворяет своему главному назначению – приносить деньги в казну, но тормозит процесс промышленного развития и, нанося вред народному хозяйству, приводит к ущербу казне государства. Формируются теоретические и практические основы научного осмысления понятия налоговой системы.
III период - с начала XIX в. и по настоящее время. Число взимаемых налогов уменьшается, они становятся в разных странах более однообразны. Правила администрирования налогов прорабатываются более детально, появляются соответствующие государственные органы, специально занимающиеся налоговым администрированием (податные инспекции). В выборе видов налогов предпочтение отдается таким податным источникам, которые обещают крупные доходы.
Финансовая история периода отличается рельефным проявлением борьбы экономических интересов разных слоев населения, отражаемой в налоговой политике государства. Так в Англии борьба землевладельцев с «аристократией капитала» приводит к снижению и отмене земельного налога. Затем на передний план выходят интересы капиталистов. Это приводит к уничтожению массы косвенных налогов, тяготевших над промышленностью.
К концу XIX о своих интересах заявляют рабочие, ставя вопрос об отмене тех налогов, которые давят на беднейшие слои населения: отменяется налог на соль, а затем и на хлеб. Под давлением беднейших слоев населения повсеместно вводится подоходный налог. До начала XX века основу налоговых систем основных развитых стран составляли косвенные налоги.
С конца XIX – начала XX века в налоговые системы включается подоходный налог, как основной налог, и наследственный налог. При этом сохраняется небольшое число наиболее доходных налогов на потребление, главным образом в виде акцизов на спирт, табак, керосин и т.п. Появляются новые прямые и косвенные налоги, связанные с развитием капитализма: биржевой налог, налог на доходы от капитала, корпоративный налог и пр.-
[Раздаточный материал по дисциплине «Основы теории государственных финансов» Семинар №1]
2.Экономическое содержание и организация налогового контроля в рыночной экономике.
2.1 Необходимость содержания налогового контроля.
Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, основная задача которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.
К числу основных задач налогового контроля относятся:
1)неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
2)обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
3)предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает: проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей; проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление проблемных категорий налогоплательщиков; выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности; возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
-регистрация и учет налогоплательщиков;
-прием налоговой отчетности;
-осуществление камеральных проверок;
-начисление платежей к уплате;
-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;
-проведение выездных налоговых проверок;
-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками. ) [Павлова Л. Налоговый контроль // Налоги. – 2000. - № 6. – Стр.8]
2.2Органы, осуществляющие налоговый контроль.
Органы, которые следят за налоговым контролем являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), налоговой полиции, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Также отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д.
[Павлова Л. Налоговый контроль // налоги. – 2000. - № 7. – Стр.9]
2.3 Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их существования.
На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие контрольные функции:
- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;
- проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;
- направление налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора и другие функции.
Если при осуществлении налогового контроля выявляются факты, которые свидетельствуют о совершении должностными лицами организации, предпринимателем и иных действий, бездействия, за совершение которых в УК нФ установлена ответственность, поэтому функцией органов НК в данном случае будет являться подготовка в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При рассмотрении обязанностей налоговых органов фактически реализуется через возложенных на налоговые органы функций и осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.
Согласно положениям ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство. [Павлова Л. Налоговый контроль в системе финансового контроля // Налоги. – 2000. - №3. –Стр. 28]
Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.
Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика.
Информация о работе Контрольная работа налоговых органов: сущность, методы