Контрольная работа по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Содержание

№3. Налоговая система РФ
№13.Камеральные налоговые проверки
№23. Налог на имущество физических лиц. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр налоги.docx

— 80.45 Кб (Скачать файл)
  1. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

    Единое  экономическое пространство России  предопределяет политику Российского  государства на унификацию налоговых  изъятий. Этой цели служит принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов, которые могут  устанавливаться органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.

    В  соответствии с Налоговым кодексом  федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или  отменяются данным Кодексом. Налоги  и сборы субъектов РФ, местные  налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно  законами субъектов РФ о налогах  и сборах и нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах в соответствии с  настоящим Кодексом.

  1. Принцип однократности налогообложения.

    Данный  принцип означает, что один и  тот же объект налогообложения  может облагаться налогом одного  вида только один раз за  определенный Законом период  налогообложения.

  1. Принцип равенства и справедливости налогообложения.

    В  Налоговом кодексе отмечается, что  налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или  места происхождения капитала  за исключением ввозных таможенных  пошлин.

    Принцип равенства и  справедливости налогообложения  на практике не осуществляется. В налоговых системах со слабо  развитыми механизмами налогового  администрирования, в том числе  в Российской Федерации, налоги  платят в основном экономически  слабые хозяйствующие субъекты.

    Налоговые  доходы федерального бюджета  являются основными в их общем  объеме и характеризуют объем  налоговой нагрузки на субъекты  экономической деятельности. Общая  масса налогов зависит от состава  налогов, налоговых ставок, налоговой  базы и масштабов применения  льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов. В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%).

    К  налоговым доходам федерального  бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым кодексом РФ.20

    Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на  добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь  налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета  они занимают определяющее место.

    Налог  на добавленную стоимость (НДС) –  федеральный косвенный налог  на потребление, который взимается  практически со всех видов  товаров и таким образом ложится  на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации  НДС введен в 1991г. Доля НДС в  налоговых доходах федерального  бюджета в 2008г. составила около 24%.

    Налогоплательщиками  НДС признаются21: организации, лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу, индивидуальные предприниматели.

    Акцизы, как и НДС – федеральный  косвенный налог, выступающий в  виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых  доходах федерального бюджета  они составляют около 6%.

    Плательщиками  акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а  также лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом РФ.

    С 2002г. введен единый налог на  добычу полезных ископаемых взамен  действовавших до этого трех  налогов: на право пользования  недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2008г. его доля в доходах федерального бюджета составила 39%.

    Налогоплательщиками  налога на добычу полезных  ископаемых являются организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр22.

   Еще  одним важным источником федерального  бюджета РФ является налог  на прибыль организаций.

    Налог  на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является  важнейшим элементом налоговой  системы РФ. Это один из наиболее  сложных налогов с часто меняющейся  законодательной базой. Его значение  как источника бюджетного дохода  постепенно меняется по мере  развития российской экономики. В первые годы экономических  реформ именно этот налог был  основным в доходах федерального  бюджета, его удельный вес в  общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля  постепенно снижалась, и это было  экономически закономерно, так как  он отражал происходящие в  экономике России процессы. Поступления  налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет в 2008г. составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 г. поступления выросли на 119,8 млрд. руб., или на 18,7%. Его доля в налоговых  доходах федерального бюджета  в 2008г. составила около 19%.

   Объектом  налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком23.

   Современный  характер налогообложения прибыли  организаций РФ, в целом, соответствует  мировому уровню.

    Единый  социальный налог был введен  с 1 января 2001г., он носит целевой  характер, поскольку предназначен  для мобилизации средств на  реализацию права граждан на  государственное пенсионное и  социальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент он обеспечивает около 10% налоговых поступлений в федеральный бюджет.

    С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе  РФ установлены все элементы  налога: налогоплательщики, объекты  налогообложения, налоговая база, налоговые  ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

    После  трех лет тяжелых дискуссий  и обсуждений принята и с 1 января 2005г. введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это  показательный и очень важный  факт, даже с общеправовой точки  зрения, потому что с помощью  этой главы удалось решить  задачу разграничения платежей  налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной  нормой о том, что каждый должен  уплачивать законно установленные  налоги, появляется возможность  реализовать зеркальный по отношению  к ней принцип, согласно которому  ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  какие-либо платежи, обладающее всеми  признаками налога и сбора, если  они прямо не поименованы в  НК РФ. Обращаясь в те или  иные уполномоченные государственные  органы за совершением юридически  значимых действий, налогоплательщик  должен платить в размере, предусмотренных  НК РФ.

    Как  видно на диаграмме, основная  масса администрируемых ФНС РФ  доходов федерального бюджета  обеспечена поступлениями НДПИ (39%) и НДС (24%).

   Налоговые  поступления в федеральный бюджет  по итогам 2008г. составили свыше 4 трлн. руб., что на 8,8% больше, чем в 2007г24.

    Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать  финансовыми ресурсами потребности  государства, но и не снижать  стимулы налогоплательщика к  предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

    Мировой  опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс  сокращения сбережений, а тем  самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает  изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это  полностью ликвидирует стимулы  к предпринимательской инициативе  и расширению производства25.

    В  Российской экономике по различным  оценкам от 25% до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не  охватывается налогами. По данным  Минфина России из-за сокрытия  доходов и объектов налогообложения  в консолидированный бюджет страны  не поступает ежегодно от 30% до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители, производят  отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих  более половины произведенного  ВВП. Немногие предприятия могут  выдержать такую нагрузку.

    Другая  проблема сводится к тому, что  доля изъятия через налоги  около 33% ВВП рассчитана, исходя из  фактически уплаченных или же  запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

    Налоги  должны распределяться в равной  степени между федеральным центром  и регионами. Однако самые собираемые  налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся  на местах должным образом  не собираются. Некоторые местные  налоги вообще не окупают затраты  на их сбор (например, налог на  собак).

    Еще  одна проблема заключается в  том, что наряду с законами  действуют многочисленные подзаконные  акты: инструкции, дополнения, изменения  к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде  всего, затрудняет работу самих  налоговых служб. Этого сложно  избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое  дело, что не все новшества  оправданы.

   Наиболее  спорным на сегодняшний день  является вопрос о тяжести  налогового бремени. Налоговая система  России строилась по образу  и подобию налоговых систем  западных стран.

    Проблематичен  также вопрос неравномерности  распределения налогов между  категориями плательщиков. Практически  не предусмотрена градация и  соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков  в зависимости от уровня их  доходов. К тому же весь упор  налоговой службы направлен на  тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и  средних предпринимателей), тогда  как основная часть уходит  от оплаты налогов как на  законном, так и на незаконном  основании.

    Несмотря  на очевидную необходимость реформирования  налоговой системы, ее кардинальная  ломка привела бы лишь к  негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы должны  проводиться исходя из того, что  существующая система совокупности  налогов, механизмов их исчисления  и методов контроля не должна  принципиально измениться.

    В целях мобилизации налоговых поступлений в бюджеты и снижения размера задолженности, проводится комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством.

    На расчетные счета  налогоплательщиков выставляются инкассовые поручения, а также с расчетных счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке взыскиваются денежные средства, из которых около 70% поступило и погашение задолженности по федеральным налогам.

    Отсутствие юридического лица по адресу его регистрации является одной из главных причин, которая препятствует вручению должникам требований о погашении задолженности, следовательно, и ее погашению.

    Для решения вопроса  о погашении задолженности перед бюджетом руководители организаций-должников вызываются в налоговые органы по месту регистрации. Руководители также приглашаются на заседания комиссии по ликвидации недоимки при администрации, которые проводятся совместно с представителями органов внутренних дел.

    Положительным моментом  является увеличение (в два раза) в 2005г. объема доначислений, а также  объема поступлений в бюджетную  систему. В то же время одновременно  с ростом выездных налоговых  проверок увеличилось число результативных  проверок на 15%. Постоянно ведется  работа по взысканию недоимки  и розыску не отчитывающихся  организаций26.

    Большую роль в снижении  задолженности по налоговым платежам в бюджет играет совершенствование контрольной работы налоговых органов.

    Эффективность функционирования  системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа, для ускорения принятия решений требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму. Но доля ручного труда высока при формировании и рассылки налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов, планировании и подготовки налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. Поэтому особого внимания требуют процедуры автоматизации работы налоговых органов с целью ускорения обработки полученной информации и оперативного реагирования на выявленные нарушения27.

    Важной частью работы  налоговых органов по обеспечению собираемости налоговых платежей в бюджет является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоги и налогообложение"