- Принцип исчерпывающего перечня региональных
и местных налогов.
Единое
экономическое пространство России
предопределяет политику Российского
государства на унификацию налоговых
изъятий. Этой цели служит принцип
исчерпывающего перечня региональных
и местных налогов, которые могут
устанавливаться органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления. Данное положение - проявление
государственно-правовой идеи фискального
федерализма между федеральными и региональными
властями, а также органами самоуправления.
В
соответствии с Налоговым кодексом
федеральные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или
отменяются данным Кодексом. Налоги
и сборы субъектов РФ, местные
налоги и сборы устанавливаются,
изменяются или отменяются соответственно
законами субъектов РФ о налогах
и сборах и нормативными правовыми
актами представительных органов
местного самоуправления о налогах
и сборах в соответствии с
настоящим Кодексом.
- Принцип однократности налогообложения.
Данный
принцип означает, что один и
тот же объект налогообложения
может облагаться налогом одного
вида только один раз за
определенный Законом период
налогообложения.
- Принцип равенства и справедливости
налогообложения.
В
Налоговом кодексе отмечается, что
налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных
критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов
и сборов, налоговые льготы в
зависимости от форм собственности,
гражданства физических лиц или
места происхождения капитала
за исключением ввозных таможенных
пошлин.
Принцип равенства и
справедливости налогообложения
на практике не осуществляется.
В налоговых системах со слабо
развитыми механизмами налогового
администрирования, в том числе
в Российской Федерации, налоги
платят в основном экономически
слабые хозяйствующие субъекты.
Налоговые
доходы федерального бюджета
являются основными в их общем
объеме и характеризуют объем
налоговой нагрузки на субъекты
экономической деятельности. Общая
масса налогов зависит от состава
налогов, налоговых ставок, налоговой
базы и масштабов применения
льгот. Масса налоговых поступлений зависит
также от возможного изменения классификации
налоговых доходов и придания им определенности
неналоговых доходов. В России в настоящее
время в структуре доходов федерального
бюджета основная масса – налоговые доходы
(свыше 60%).
К
налоговым доходам федерального
бюджета относятся федеральные
налоги и сборы, перечень и
ставки которых определяются
налоговым кодексом РФ.20
Основное
место в Российской налоговой
системе занимают косвенные налоги,
к которым относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы, также
большое значение стал иметь
налог на добычу полезных ископаемых.
В составе доходов бюджета
они занимают определяющее место.
Налог
на добавленную стоимость (НДС) –
федеральный косвенный налог
на потребление, который взимается
практически со всех видов
товаров и таким образом ложится
на плечи конечного потребителя.
На территории Российской Федерации
НДС введен в 1991г. Доля НДС в
налоговых доходах федерального
бюджета в 2008г. составила около 24%.
Налогоплательщиками
НДС признаются21: организации,
лица, являющиеся плательщиками данного
налога в связи с перемещением товаров
через таможенную границу, индивидуальные
предприниматели.
Акцизы,
как и НДС – федеральный
косвенный налог, выступающий в
виде надбавки к цене товара.
В настоящее время в налоговых
доходах федерального бюджета
они составляют около 6%.
Плательщиками
акцизов признаются организации,
индивидуальные предприниматели, а
также лица, признаваемые налогоплательщиками
в связи с перемещением товаров
через таможенную границу РФ,
определяемые в соответствии
с Таможенным кодексом РФ.
С
2002г. введен единый налог на
добычу полезных ископаемых взамен
действовавших до этого трех
налогов: на право пользования
недрами, акциз на сырье и налога на
воспроизводство материально-сырьевой
базы. Сейчас этот налог играет очень важную
роль. Так, в 2008г. его доля в доходах федерального
бюджета составила 39%.
Налогоплательщиками
налога на добычу полезных
ископаемых являются организации
и индивидуальные предприниматели,
признаваемые пользователями недр22.
Еще
одним важным источником федерального
бюджета РФ является налог
на прибыль организаций.
Налог
на прибыль организаций относится
к прямым налогам и является
важнейшим элементом налоговой
системы РФ. Это один из наиболее
сложных налогов с часто меняющейся
законодательной базой. Его значение
как источника бюджетного дохода
постепенно меняется по мере
развития российской экономики.
В первые годы экономических
реформ именно этот налог был
основным в доходах федерального
бюджета, его удельный вес в
общей сумме доходов превышал
50%. В последующие годы его доля
постепенно снижалась, и это было
экономически закономерно, так как
он отражал происходящие в
экономике России процессы. Поступления
налога на прибыль организаций
в федеральный бюджет в 2008г. составили
761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007
г. поступления выросли на 119,8 млрд.
руб., или на 18,7%. Его доля в налоговых
доходах федерального бюджета
в 2008г. составила около 19%.
Объектом
налогообложения является прибыль,
полученная налогоплательщиком23.
Современный
характер налогообложения прибыли
организаций РФ, в целом, соответствует
мировому уровню.
Единый
социальный налог был введен
с 1 января 2001г., он носит целевой
характер, поскольку предназначен
для мобилизации средств на
реализацию права граждан на
государственное пенсионное и
социальное обеспечение и медицинскую
помощь. На данный момент он обеспечивает
около 10% налоговых поступлений в федеральный
бюджет.
С
2005г. введена в действие гл. 25.2
«Водный налог». В Налоговом кодексе
РФ установлены все элементы
налога: налогоплательщики, объекты
налогообложения, налоговая база, налоговые
ставки, порядок исчисления налога,
порядок и сроки его уплаты.
После
трех лет тяжелых дискуссий
и обсуждений принята и с 1 января
2005г. введена в действие гл. 25.3
«Государственная пошлина». Это
показательный и очень важный
факт, даже с общеправовой точки
зрения, потому что с помощью
этой главы удалось решить
задачу разграничения платежей
налогового и неналогового характера.
Теперь наряду с конституционной
нормой о том, что каждый должен
уплачивать законно установленные
налоги, появляется возможность
реализовать зеркальный по отношению
к ней принцип, согласно которому
ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать
какие-либо платежи, обладающее всеми
признаками налога и сбора, если
они прямо не поименованы в
НК РФ. Обращаясь в те или
иные уполномоченные государственные
органы за совершением юридически
значимых действий, налогоплательщик
должен платить в размере, предусмотренных
НК РФ.
Как
видно на диаграмме, основная
масса администрируемых ФНС РФ
доходов федерального бюджета
обеспечена поступлениями НДПИ (39%)
и НДС (24%).
Налоговые
поступления в федеральный бюджет
по итогам 2008г. составили свыше 4
трлн. руб., что на 8,8% больше, чем в
2007г24.
Оптимально
построенная налоговая система
должна не только обеспечивать
финансовыми ресурсами потребности
государства, но и не снижать
стимулы налогоплательщика к
предпринимательской деятельности,
обязывать его к постоянному
поиску путей повышения эффективности
хозяйствования.
Мировой
опыт налогообложения показывает,
что изъятие у налогоплательщика
до 30-40% от дохода является пределом,
после которого начинается процесс
сокращения сбережений, а тем
самым и инвестиций в экономику.
Если же число налогов предусматривает
изъятие у налогоплательщика
более 40-50% его доходов, то это
полностью ликвидирует стимулы
к предпринимательской инициативе
и расширению производства25.
В
Российской экономике по различным
оценкам от 25% до 40% ВВП создается
в теневом секторе экономики,
подавляющая часть которого не
охватывается налогами. По данным
Минфина России из-за сокрытия
доходов и объектов налогообложения
в консолидированный бюджет страны
не поступает ежегодно от 30% до
50% налогов. В результате законопослушные
налогоплательщики, а это, в основном,
легальные товаропроизводители, производят
отчисления в государственную
казну в виде налогов, составляющих
более половины произведенного
ВВП. Немногие предприятия могут
выдержать такую нагрузку.
Другая
проблема сводится к тому, что
доля изъятия через налоги
около 33% ВВП рассчитана, исходя из
фактически уплаченных или же
запланированных к поступлению в бюджет
налогов. Однако из-за хронических недоплатежей
в бюджет долги превышают предполагаемые
поступления налоговых отчислений.
Налоги
должны распределяться в равной
степени между федеральным центром
и регионами. Однако самые собираемые
налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль)
уходят в Москву, а оставшиеся
на местах должным образом
не собираются. Некоторые местные
налоги вообще не окупают затраты
на их сбор (например, налог на
собак).
Еще
одна проблема заключается в
том, что наряду с законами
действуют многочисленные подзаконные
акты: инструкции, дополнения, изменения
к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде
всего, затрудняет работу самих
налоговых служб. Этого сложно
избежать из-за высокого динамизма
процессов, которые происходят в
хозяйственной жизни страны. Другое
дело, что не все новшества
оправданы.
Наиболее
спорным на сегодняшний день
является вопрос о тяжести
налогового бремени. Налоговая система
России строилась по образу
и подобию налоговых систем
западных стран.
Проблематичен
также вопрос неравномерности
распределения налогов между
категориями плательщиков. Практически
не предусмотрена градация и
соответствие уровня налоговых
отчислений налогоплательщиков
в зависимости от уровня их
доходов. К тому же весь упор
налоговой службы направлен на
тех налогоплательщиков, которых
легко проверить (т.е. мелких и
средних предпринимателей), тогда
как основная часть уходит
от оплаты налогов как на
законном, так и на незаконном
основании.
Несмотря
на очевидную необходимость реформирования
налоговой системы, ее кардинальная
ломка привела бы лишь к
негативным последствиям. Очевидно,
что налоговые реформы должны
проводиться исходя из того, что
существующая система совокупности
налогов, механизмов их исчисления
и методов контроля не должна
принципиально измениться.
В целях мобилизации налоговых
поступлений в бюджеты и снижения размера
задолженности, проводится комплекс мероприятий,
предусмотренных законодательством.
На расчетные счета
налогоплательщиков выставляются инкассовые
поручения, а также с расчетных счетов
налогоплательщиков в бесспорном порядке
взыскиваются денежные средства, из которых
около 70% поступило и погашение задолженности
по федеральным налогам.
Отсутствие юридического
лица по адресу его регистрации является
одной из главных причин, которая препятствует
вручению должникам требований о погашении
задолженности, следовательно, и ее погашению.
Для решения вопроса
о погашении задолженности перед
бюджетом руководители организаций-должников
вызываются в налоговые органы по месту
регистрации. Руководители также приглашаются
на заседания комиссии по ликвидации недоимки
при администрации, которые проводятся
совместно с представителями органов
внутренних дел.
Положительным моментом
является увеличение (в два раза)
в 2005г. объема доначислений, а также
объема поступлений в бюджетную
систему. В то же время одновременно
с ростом выездных налоговых
проверок увеличилось число результативных
проверок на 15%. Постоянно ведется
работа по взысканию недоимки
и розыску не отчитывающихся
организаций26.
Большую роль в снижении
задолженности по налоговым платежам
в бюджет играет совершенствование контрольной
работы налоговых органов.
Эффективность функционирования
системы налогового администрирования
существенно сдерживается большим объемом
трудоемких, ручных и рутинных операций,
выполняемых работниками налоговых органов
всех уровней. В значительной мере это
вызвано тем, что основной поток информации
поступает в налоговые органы на бумажных
носителях. Для эффективного применения автоматизированных
процедур контроля и анализа, для ускорения
принятия решений требуется предварительное
преобразование входящей информации в
электронную форму. Но доля ручного труда
высока при формировании и рассылки налогоплательщикам
требований и уведомлений на уплату налогов,
планировании и подготовки налоговых
проверок, учете платежей и составлении
налоговой отчетности. Поэтому особого
внимания требуют процедуры автоматизации
работы налоговых органов с целью ускорения
обработки полученной информации и оперативного
реагирования на выявленные нарушения27.
Важной частью работы
налоговых органов по обеспечению
собираемости налоговых платежей в бюджет
является обмен информацией с налоговыми
и таможенными органами государств ближнего
зарубежья, особенно для уменьшения возможностей
ухода от уплаты налога на добавленную
стоимость при осуществлении экспортно-импортных
операций.