Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:37, контрольная работа
Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).
Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях.
Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).
Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 года для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа.[1] Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 года стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с цепью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира [1]. Но в ряде ведущих стран он не применяется. Так, в США признано нецелесообразным использование НДС из опасения преобладания косвенных налогов в ущерб прямым [2]. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
НДС – косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.
Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.
Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах – 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 году составил 46,0%, а планируется на уровне 30,3%. Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога.
В Законе РФ от 06.12.91
г. № 1992-1 «О налоге на добавленную
стоимость» (в редакции от 31.03.99 г.)
этот налог определен как
Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.
При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия; международные объединения и иностранные юридические лица. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.
Рассмотрим упрощенную схему расчета НДС, при прохождении товара через ряд предприятий – от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 6.2.1.).
Рис. 6.2.1. Расчет НДС
Налоговая база
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные:
-в денежной форме;
-в натуральной форме;
-право на распоряжение доходами;
- доходы в виде материальной выгоды.
При получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме, а также в случаях реализации иного имущества, налоговая база определяется исходя из рыночных цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 части I НК РФ.[3]
При этом в стоимость товаров (работ и услуг) включается сумма НДС, акцизов, налога с продаж.
Доходами налогоплательщика, полученными в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами.
Экономия определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ над суммой процентов, исчисленной по условиям договора:
При пользовании средствами в иностранной валюте сумма превышения рассчитывается исходя из 9% годовых над суммой по условиям договора.
Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения изложены в ст. 213 гл. 23 части II НК РФ.
Налоговым периодом в соответствии с НК РФ признается календарный день.
Налогоплательщики имеют право:
-получать от налоговых
органов по месту учета
-получать от налоговых
органов письменные
-использовать налоговые
льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном
-получать отсрочку, рассрочку,
налоговый кредит и
-представлять свои интересы
в налоговых правоотношениях
лично либо через своего
-представлять налоговым
органам и их должностным
-присутствовать при
-получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
-требовать от должностных
лиц налоговых органов
-не выполнять неправомерные
акты и требования налоговых
органов и их должностных лиц,
не соответствующие Налоговому
кодексу РФ или иным
-обжаловать в установленном
порядке акты налоговых
-требовать соблюдения налоговой тайны;
-требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, порядок защиты которых определяется Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений имеют не только права, но на них возложены определенные обязанности.
Налогоплательщики обязаны:
-уплачивать законно
-встать на учет в
налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена
-вести в установленном
порядке учет своих доходов (расходов)
и объектов налогообложения, если
такая обязанность
-представлять в налоговый
орган по месту учета в
-представлять налоговым
органам и их должностным
-выполнять законные
-предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
-обеспечивать в течение
четырех лет сохранность
Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:
-об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок;
-обо всех случаях участия
в российских и иностранных
организациях в срок не
-обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
-об объявлении
-об изменении своего места нахождения в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[4]
Задача
Торфодобывающее предприятие за 1 квартал 2002 года фактически добыло 6000 тонн торфа. Фактические потери при добыче составили 150 тонн. Размер нормативных потерь составил 2% от объема добычи. Реализовано в этом периоде 4200 тонн торфа на сумму 1200000 рублей, в том числе НДС.
Определить налог на добычу полезных ископаемых.
Решение: