Контрольная работа по "Налоги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).
Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообл.docx

— 284.59 Кб (Скачать файл)
  1. НДС. Налоговые базы

 

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС).

Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 года для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа.[1] Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 года стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с цепью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира [1]. Но в ряде ведущих стран он не применяется. Так, в США признано нецелесообразным использование НДС из опасения преобладания косвенных налогов в ущерб прямым [2]. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

НДС – косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.

Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.

Основная функция НДС – фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах – 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 1998 году составил 46,0%, а планируется на уровне 30,3%. Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога.

 В Законе РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» (в редакции от 31.03.99 г.) этот налог определен как форма  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости. Добавленная стоимость  создается на всех стадиях  производства и обращения и  определяется в виде разницы  между стоимостью реализованных  товаров (работ, услуг) и стоимостью  материальных затрат, относимых  на издержки производства и  обращения. В то же время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуется практика, не совпадают с понятием «добавленная стоимость», что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.

Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.

При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия; международные объединения и иностранные юридические лица. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

Рассмотрим упрощенную схему расчета НДС, при прохождении товара через ряд предприятий – от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 6.2.1.).

Рис. 6.2.1. Расчет НДС

Налоговая база

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные:

-в денежной форме;

-в натуральной форме;

-право на распоряжение доходами;

- доходы в виде материальной  выгоды.

При получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме, а также в случаях реализации иного имущества, налоговая база определяется исходя из рыночных цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 части I НК РФ.[3]

При этом в стоимость товаров (работ и услуг) включается сумма НДС, акцизов, налога с продаж.

Доходами налогоплательщика, полученными в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами.

Экономия определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ над суммой процентов, исчисленной по условиям договора:

При пользовании средствами в иностранной валюте сумма превышения рассчитывается исходя из 9% годовых над суммой по условиям договора.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения изложены в ст. 213 гл. 23 части II НК РФ.

Налоговым периодом в соответствии с НК РФ признается календарный день.

  1. Права и обязанности налогоплательщиков

 

Налогоплательщики имеют право:

-получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и об иных  актах, содержащих нормы законодательства  о налогах и сборах, а также  о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц;

-получать от налоговых  органов письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах;

-использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

-получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  Налоговым кодексом РФ;

-представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

-представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

-присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

-получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также налоговые  уведомления и требования об  уплате налогов;

-требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

-не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому  кодексу РФ или иным федеральным  законам;

-обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

-требовать соблюдения  налоговой тайны;

-требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, порядок защиты которых определяется Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений имеют не только права, но на них возложены определенные обязанности.

Налогоплательщики обязаны:

-уплачивать законно установленные  налоги;

-встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена Налоговым  кодексом РФ;

-вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

-представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они  обязаны уплачивать, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете";

-представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

-выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

-предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы в случаях и  порядке, предусмотренном Налоговым  кодексом РФ;

-обеспечивать в течение  четырех лет сохранность данных  бухгалтерского учета и других  документов, необходимых для исчисления  и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные  расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

-об открытии или закрытии  счетов в десятидневный срок;

-обо всех случаях участия  в российских и иностранных  организациях в срок не позднее  одного месяца со дня начала  такого участия;

-обо всех обособленных  подразделениях, созданных на территории  РФ, в срок не позднее одного  месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

-об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или  реорганизации в срок не позднее  трех дней со дня принятия  такого решения;

-об изменении своего  места нахождения в срок не  позднее десяти дней со дня  принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[4]

 

Задача

Торфодобывающее предприятие за 1 квартал 2002 года фактически добыло 6000 тонн торфа. Фактические потери при добыче составили 150 тонн. Размер нормативных потерь составил 2% от объема добычи. Реализовано в этом периоде 4200 тонн торфа на сумму 1200000 рублей, в том числе НДС.

Определить налог на добычу полезных ископаемых.

Решение:

Информация о работе Контрольная работа по "Налоги"