Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в РФ 5
1.1. Экономическая сущность, значение налогов и их классификации 5
1.2. Исторический аспект развития налогообложения 11
1.3. Роль и значение косвенных налогов в налоговой системе государства 18
Глава 2. Особенности косвенных налогов в РФ на современном этапе 26
2.1. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях 26
2.2. Акцизы 31
Глава 3. Перспективы развития косвенных налогов в РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по налогообложению.docx

— 76.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2. Акцизы как второй вид косвенного  налога

 

Акцизы – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин.

Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров. Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем.

Налогоплательщиками акциза признаются:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.[2]

Подакцизными товарами признаются:

  1. этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее - этиловый спирт);
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.
  3. алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, кроме пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые
  6. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  10. прямогонный бензин - бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, кроме бензина автомобильного и продукции нефтехимии.[2]

Объектом налогообложения являются следующие операции:

  1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  3. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  5. передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  6. передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  7. передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  9. ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  10. получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.[2]

Не подлежат налогообложению следующие операции:

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
  3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  4. операции по передаче в структуре одной организации:
  5. произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  6. ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;[2]

Освобождается от налогообложения ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.

Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ

Освобождение от налогообложения операций, помещенных под таможенную процедуру экспорта, производится только при вывозе "подакцизных" товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре "экспорта" или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (в том числе из давальческого сырья), помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза, в том числе в виде авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Таким образом, акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговым периодом признается календарный месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития косвенных налогов в РФ

 

Исследование теоретических и практических вопросов косвенного налогообложения будет неполным, если оставить за рамками рассмотрения тенденции и перспективы в развитии косвенного налогообложения.

Первоначально финансовое хозяйство носило частный характер. Косвенные налоги относились к явлениям частного хозяйства, поэтому собирание их производилось не иным способом, как и все часто хозяйственные доходы государства, т.е. сдачей в аренду или на откуп.

В начале XX в. косвенные налоги расценивались как менее совершенные, теперь ситуация изменилась. На протяжении XX в. финансовая наука вывила регрессивность и недостатки прямых налогов, которые при определенном уровне являются деструктивными фактором, сдерживающим производительность труда налогоплательщиков. На определенном этапе становиться невыгодно работать с прибылью, поскольку государство с помощью так называемой «прогрессивной» ставки прямых налогов забирает себе большую часть доходов.[9]

Косвенные налоги ещё не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет. Крупнейшее событие в современной финансовой науке – изобретение НДС и стремительное распространение его в мире – яркое тому подтверждение.

С экономической точки зрения НДС оказался самым экономным и эффективным налогом. В механизме его взимания по большей части решена одна из основных проблем косвенного налогообложения – обложение услуг, что открыло самые широкие возможности по обложению потребителей. Поскольку теоретически НДС не влияет на производство, государство сможет вводить достаточно высокие ставки налога – до 25%, не возлагая обязанность по уплате всей суммы налога на какое- либо одно звено в цепочке производства и потребления товаров. Весьма удобная ситуация для государства: распределение обязанности по уплате налога среди многих. В то же время бизнес оказывается буквально опутанным сетью НДС.

Можно назвать несколько причин появления НДС и его столь широкой популярности:

- расширение  налогооблагаемой базы, включение  услуг в объект

налогообложения;

- устранение  каскадного эффекта;

- нейтральность  НДС по отношению к организации  производства и

конкурентной среде;

- встроенный  механизм избежания двойного налогообложения;

- самоадминистрирование НДС.[5]

Наука налогового права может предположить, каковы последствия введения того или иного налоги или отдельных норм о налогах. Например, в налоговой системе РФ до недавнего времени соседствовали два налога: НДС и налог с продаж. Изучение истории развития косвенного налогообложения позволяет сделать однозначный вывод о том, что такое положение недопустимо. Налог с продаж, по сравнению с НДС, имеет примитивную технику взимания, которая, а с одной стороны, создает дополнительные обременения добросовестным налогоплательщикам, с другой стороны, позволяет легко уклоняться от взимания этого налога, что и происходило в России.[15]

Основные тенденции в развитии косвенного налогообложения следующие:

- универсализация  объекта;

- повышение  регулирующей функции таможенных  пошлин и тенденция к снижению  их ставок;

- расширение  доли косвенных налогов в доходах  за счет стабильности числа  носителей косвенных налогов.

Среди перспектив развития косвенных налогов можно назвать следующие. Прежде всего, будет совершенствоваться налогообложение косвенными налогами услуг, а также включение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках институтов Европейского союза по созданию адекватной техники налогообложения для финансовых услуг. В связи с расширением влияния ВТО нормы и документы, создание в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Данная общая тенденция затронет, в том числе и регулирование косвенных налогов.

В области разграничения юрисдикции государств надлежит усовершенствовать механизм устранения двойного налогообложения услуг, оказываемых субъектам одного государства в другом государстве. В частности, предстоит решить вопрос возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного на территории одного государства, в случае, когда услуга реализуется за рубежом и конечный потребитель услуги находиться в другом государстве.

В связи с развитием коммуникаций и средств связи, а также дальнейшей «дематериализации» товаров и услуг за счет Интернет- торговли механизм косвенного налогообложения должен адаптироваться к новым реалиям жизни. Доля «электронных товаров» продолжает расти и создавать целый ряд проблем для косвенного налогообложения и в особенности для администрирования косвенных налогов.

За косвенными налогами сохраняются и политические перспективы. Уменьшение политической активности населения со временем отодвигает на второй план концепцию «услуг» со стороны государства за несение налоговых платежей, что требует преобладания доли прямых налогов. Постепенно в обществе все большую роль играет экономическая составляющая, либерализация экономических процессов. В связи с этим более популярной становиться концепция нейтральности налога. НДС, именно в виде косвенного налога, как он существует в Европе, наиболее полно отвечает требованиям нейтральности налогообложения и отсутствия влияния на принятие субъектом экономических решений.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под налогом (сбором, пошлиной и другим платежом) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками. Основной принцип налоговой классификации заключается в делении налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на предпринимательскую прибыль владельца и заработную плату наемного работника. Косвенные налоги связаны с расходами и перелагаются на потребителя. В РФ существуют следующие виды косвенных налогов:

- налог на добавленную стоимость,

- акцизы на отдельные виды товаров.

Добавленная стоимость - часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости.

Налог на добавленную стоимость является одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира. Помимо легкости администрирования, указанный налог обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития