Косвенные налоги и перспектива их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Суммарный платеж уплачивается в порядке и сроки, которые установлены статьями 276-278 Кодекса. 

 

Объектом обложения  акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

реализация подакцизных  товаров;

передача подакцизных  товаров на переработку на давальческой основе;

передача подакцизных  товаров, являющихся продуктом переработки  давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

взнос в уставный капитал;

использование подакцизных  товаров при натуральной оплате;

отгрузка подакцизных  товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;

использование товаропроизводителями  произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

2) оптовая реализация  бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; 

3) розничная реализация  бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; 

4) реализация конфискованных  и (или) бесхозяйных, перешедших  по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров;

5) осуществление деятельности  в сфере игорного бизнеса; 

6) организация и проведение  лотерей; 

7) порча, утрата подакцизных  товаров, акцизных марок, учетно-контрольных  марок.

Не подлежат обложению акцизом:

1) экспорт подакцизных  товаров, если он отвечает требованиям,  установленным статьей 268 Кодекса;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:

для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при  наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;

государственным медицинским  учреждениям;

Если иное не предусмотрено  настоящей статьей, во всех случаях  датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных  товаров получателю.

В случае реализации товаропроизводителем произведенных им подакцизных товаров  через сеть своих структурных  подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров  структурным подразделениям.

При передаче давальческих товаров, являющихся подакцизными, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных  товаров из давальческих товаров  датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику или лицу, указанному заказчиком.

При использовании подакцизных  товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных  товаров для такого использования.

В случае организации  и проведения лотерей датой совершения операции является день регистрации  в налоговом органе выпуска в  продажу лотерейных билетов.

В случае порчи подакцизной  продукции, акцизных марок, учетно-контрольных  марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченной подакцизной продукции (акцизных марок, учетно-контрольных марок) или день принятия решения о ее дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных  товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены  твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены  адвалорные ставки акцизов, налоговая  база определяется как стоимость  произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.

Налоговая база при осуществлении  деятельности по организации и проведению лотереи определяется как сумма выручки, заявленная организатором лотереи, за минусом сумм, относимых в призовой фонд, при регистрации в налоговых органах выпуска в продажу лотерейных билетов, без включения в нее суммы акциза, и не подлежит изменению после регистрации выпуска.

 

2.3 Фискальное значение косвенных налогов

 

Динамика поступлений  в государственный бюджет на 1.12.2007 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года предоставлена в таблице 1.

Таблица 1

 

Факт ГБ на 01.12.2006 г.

План ГБ на 01.12.2007 г.

Факт ГБ на 01.12.2007 г..

Отклонение (гр.4-гр.3)          

%  (гр.4/гр.3)    

Отклонение (гр.4-гр.2)                 

% (гр.4/гр.2) 

1

2

3

4

5

6

7

8

Налоговые поступления

1 981 089 037

2 040 432 419

2 085 018 938

44 586 519

102,2

103 929 902

105,2

Корпоративный подоходный налог

660 233 801

630 529 231

615 023 792

-15 505 439

97,5

-45 210 008

93,2

               1) Корпоративный подоходный налог  от предприятий сырьевого сектора

172 853 678

0

0

0

0,0

-172 853 678

0,0

               2) Корпоративный подоходный налог от других плательщиков

487 380 122

630 529 231

615 023 792

-15 505 439

97,5

127 643 670

126,2

Индивидуальный подоходный налог

146 881 927

188 305 660

197 751 743

9 446 083

105,0

50 869 816

134,6

Социальный налог

208 215 018

251 584 331

260 954 370

9 370 040

103,7

52 739 353

125,3

Налог на имущество

47 375 579

54 259 740

58 576 593

4 316 853

108,0

11 201 014

123,6

Земельный налог

7 797 507

9 415 843

9 759 441

343 598

103,6

1 961 934

125,2

Налог на транспортные средства

8 197 001

10 384 110

11 062 993

678 883

106,5

2 865 992

135,0

Единый земельный налог

344 473

329 347

398 793

69 446

121,1

54 320

115,8

Налог на добавленную  стоимость

453 753 190

586 667 889

593 213 652

6 545 763

101,1

139 460 461

130,7

               1) НДС на товары внутреннего производства

129 524 455

160 948 704

172 571 671

11 622 967

107,2

43 047 216

133,2

               2) НДС на импортируемые товары, всего

324 228 735

425 719 185

420 641 980

-5 077 205

98,8

96 413 245

129,7

Акцизы, всего

42 881 975

52 331 430

52 566 817

235 387

100,4

9 684 842

122,6

               1) Акцизы на товары внутреннего  производства, всего

30 472 953

34 087 745

33 039 745

-1 048 000

96,9

2 566 792

108,4

                   а) Акцизы на алкогольную продукцию

9 343 303

9 414 556

9 904 841

490 286

105,2

561 538

106,0

                   б) Акцизы на бензин и дизтопливо

12 532 480

15 143 114

14 648 686

-494 428

96,7

2 116 206

116,9

               2) Акцизы на импортируемые товары

12 409 023

18 243 685

19 527 072

1 283 387

107,0

7 118 049

157,4


 

По данным таблицы можно сделать следующие выводы.

План государственного бюджета за январь - ноябрь 2007 года по налоговым поступлениям перевыполнен на 44,6 млрд.тенге, в том числе по индивидуальному подоходному налогу – 9,4 млрд. тенге, социальному налогу – 9,4 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,3 млрд. тенге, налогу на добавленную стоимость – 6,5 млрд. тенге, поступлениям за использование природных и других ресурсов – 29,3 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по корпоративному подоходному налогу на 15,5 млрд. тенге. По корпоративному подоходному налогу при плане 630,5 млрд.тенге в бюджет поступило 615,0 млрд.тенге, или 97,5 %. На неисполнение плана повлияли следующие причины:

- в ноябре месяце  была произведена переброска  сумм с республиканского бюджета в Национальный фонд РК, так как в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в реализацию которых был расширен перечень плательщиков нефтяного сектора с 55 до 158 налогоплательщиков;

- сданы декларации  по КПН за 2006 год (по сроку  10.04.07г.) предъявлено к уменьшению в сумме 9 713,6 млн.тенге (г.Астана), 1934,2 млн.тенге (Атырауская область), в связи с этим в лицевых счетах образовалась переплата и многие предприятия не производили уплату авансовых платежей;

-  снизились суммы авансовых платежей.

Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,0%, при плане 188,3 млрд.тенге в бюджет поступило 197,8 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 251,6 млрд.тенге в бюджет поступило 261,0 млрд.тенге.

По налогу на добавленную стоимость при плане 586,7 млрд.тенге в бюджет поступило 593,2 млрд.тенге, план исполнен на 101,1%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на        107,2% и на импортируемые товары на 98,8%. На 1 декабря 2007 года возмещение из бюджета составило 150,4 млрд.тенге, что на 13,5 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 45,0 млрд.тенге.

Всего по акцизам при плане 52,3 млрд.тенге в бюджет поступило                   52,6 млрд.тенге, с перевыполнением на 0,2 млрд.тенге, или 100,4%, в том числе:

- по акцизам на товары внутреннего производства план выполнен на 96,9%, или при плане 34,1 млрд.тенге поступления составили 33,0 млрд.тенге, из них:

- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 9,4 млрд.тенге поступления составили 9,9 млрд.тенге, или 105,2%. Рост поступлений связан с увеличением объема реализации продукции;

- по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 52,9%, или при плане 811,6 млрд.тенге в бюджет поступило 429,3 млрд.тенге. План не выполнен за счет возврата излишне уплаченных сумм ОАО «Мангистаумунайгаз» для погашения задолженности по другим видам налогов, а также в текущем году по Кызылординской области по двум месторождениям добыча нефти не осуществлялась.

- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 96,7%,  или при плане 15,1 млрд.тенге, фактически поступило 14,6 млрд.тенге. Неисполнение плана объясняется за счет уменьшения объема реализации нефтепродуктов;

- по акцизам на импортируемые товары план исполнен на 107,0%, при плане 18,2 млрд.тенге фактические поступления составили 19,5 млрд.тенге. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения объема импорта автомобилей с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см. и с увеличением спроса на импортируемый спирт, водку, пиво, а также за счет импорта табачных изделий крупными иностранными табачными компаниями для смешивания с казахстанским табаком.

 

Динамика поступлений  в государственный бюджет на 1.101.2008 года в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года предоставлена  в таблице 2.

Таблица 2.

Наименование  платежа

Факт ГБ на 01.01.2007 г.

План ГБ на 01.01.2008 г.

Факт ГБ на 01.01.2008 г..

Отклонение (гр.4-гр.3)          

%  (гр.4/гр.3)    

Отклонение (гр.4-гр.2)                 

% (гр.4/гр.2) 

1

2

3

4

5

6

7

8

Налоговые поступления

2 209 102 434

2 312 822 641

2 356 040 320

43 217 679

101,9

146 937 886

106,7

Корпоративный подоходный налог

776 608 700

729 985 558

758 300 702

28 315 144

103,9

-18 307 999

97,6

Индивидуальный подоходный налог

165 032 936

210 396 295

221 025 111

10 628 816

105,1

55 992 175

133,9

Социальный налог

236 568 928

285 099 952

295 732 988

10 633 036

103,7

59 164 060

125,0

Налог на имущество

48 386 291

57 033 303

61 132 801

4 099 498

107,2

12 746 510

126,3

Земельный налог

7 991 442

9 706 230

10 030 362

324 132

103,3

2 038 919

125,5

Налог на транспортные средства

8 494 730

10 693 261

11 339 923

646 662

106,0

2 845 192

133,5

Единый земельный налог

376 026

352 286

428 408

76 122

121,6

52 382

113,9

Налог на добавленную  стоимость

489 572 090

635 864 968

629 278 898

-6 586 070

99,0

139 706 808

128,5

               1) НДС на товары внутреннего  производства

128 213 714

162 859 484

164 918 312

2 058 828

101,3

36 704 598

128,6

               2) НДС на импортируемые товары, всего

361 358 376

473 005 484

464 360 586

-8 644 898

98,2

103 002 209

128,5

Акцизы, всего

47 432 925

55 958 913

58 753 488

2 794 575

105,0

11 320 563

123,9

               1) Акцизы на товары внутреннего  производства, всего

33 312 071

36 337 837

37 087 061

749 224

102,1

3 774 990

111,3

                   а) Акцизы на алкогольную продукцию

10 244 387

10 486 446

11 021 941

535 495

105,1

777 554

107,6

                   б) Акцизы на бензин и дизтопливо

13 748 718

16 212 506

16 540 044

327 538

102,0

2 791 326

120,3


 

По данным таблицы  можно сделать следующие выводы.

План государственного бюджета за 2007 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 28,3 млрд.тенге, индивидуальному подоходному и социальным налогам – 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. По корпоративному подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».

Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,1%, при плане 210,4 млрд.тенге в бюджет поступило 221,0 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 285,1 млрд.тенге в бюджет поступило 295,7 млрд.тенге.

По налогу на добавленную стоимость при плане 635,9 млрд.тенге в бюджет поступило 629,3 млрд.тенге, или 99,0%, в том числе:

- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 101,3%, при плане 162,9 млрд.тенге в бюджет поступило 164,9 млрд.тенге, перевыполнение объясняется увеличением размера облагаемого оборота крупных предприятий, связанного с ростом объема выпуска и реализации продукции, а также за счет погашения задолженности за прошлые периоды. На 1 января 2008 года возмещение из бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 55,6 млрд.тенге.

- по налогу  на добавленную стоимость на  импортируемые товары выполнен на 98,2%, при плане 473,0 млрд.тенге в бюджет поступило 464,4 млрд.тенге, неисполнение объясняется тем, что снижение ставки НДС в 2008 году с 14% до 13% повлияло на снижение объемов импорта в конце 2007 года, так как с 1 января 2008 года сумма платежей по НДС будет на 1% ниже, что существенно для крупных импортных поставок.

Кроме того, повлияло сокращение деятельности крупных импортеров нефти  в Атырауской области, снижение объема импорта товаров ТОО «Леман-Казахстан» для строительства нефте-газопровода  в ЗКО. Основная доля перечислений 35,1% и 10,8% приходится на г.Алматы и Алматинскую область соответственно. Крупными плательщиками в г.Алматы являются ТОО "Астана Моторс Алматы" и ТОО "Тойота Тсушо Казахстан".

Всего по акцизам при плане 56,0 млрд.тенге в бюджет поступило 58,8 млрд.тенге, с перевыполнением на 2,8 млрд.тенге, или 105,0%, в том числе:

Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития