Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56
Суммарный платеж уплачивается в порядке и сроки, которые установлены статьями 276-278 Кодекса.
Объектом обложения акцизом являются:
1) следующие операции,
осуществляемые плательщиком
реализация подакцизных товаров;
передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
взнос в уставный капитал;
использование подакцизных
товаров при натуральной
отгрузка подакцизных
товаров, осуществляемая товаропроизводителем
своим структурным
использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;
2) оптовая реализация
бензина (за исключением
3) розничная реализация
бензина (за исключением
4) реализация конфискованных
и (или) бесхозяйных,
5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса;
6) организация и проведение лотерей;
7) порча, утрата подакцизных
товаров, акцизных марок,
Не подлежат обложению акцизом:
1) экспорт подакцизных
товаров, если он отвечает
2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:
для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;
государственным медицинским учреждениям;
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.
В случае реализации товаропроизводителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям.
При передаче давальческих товаров, являющихся подакцизными, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).
При изготовлении подакцизных товаров из давальческих товаров датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику или лицу, указанному заказчиком.
При использовании подакцизных
товаров для собственных
В случае организации и проведения лотерей датой совершения операции является день регистрации в налоговом органе выпуска в продажу лотерейных билетов.
В случае порчи подакцизной продукции, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченной подакцизной продукции (акцизных марок, учетно-контрольных марок) или день принятия решения о ее дальнейшем использовании в производственном процессе.
В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.
По подакцизным товарам,
в отношении которых
По подакцизным товарам,
в отношении которых
Налоговая база при осуществлении деятельности по организации и проведению лотереи определяется как сумма выручки, заявленная организатором лотереи, за минусом сумм, относимых в призовой фонд, при регистрации в налоговых органах выпуска в продажу лотерейных билетов, без включения в нее суммы акциза, и не подлежит изменению после регистрации выпуска.
Динамика поступлений в государственный бюджет на 1.12.2007 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года предоставлена в таблице 1.
Таблица 1
|
Факт ГБ на 01.12.2006 г. |
План ГБ на 01.12.2007 г. |
Факт ГБ на 01.12.2007 г.. |
Отклонение (гр.4-гр.3) |
% (гр.4/гр.3) |
Отклонение (гр.4-гр.2) |
% (гр.4/гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Налоговые поступления |
1 981 089 037 |
2 040 432 419 |
2 085 018 938 |
44 586 519 |
102,2 |
103 929 902 |
105,2 |
Корпоративный подоходный налог |
660 233 801 |
630 529 231 |
615 023 792 |
-15 505 439 |
97,5 |
-45 210 008 |
93,2 |
1) Корпоративный подоходный |
172 853 678 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
-172 853 678 |
0,0 |
2) Корпоративный подоходный налог от других плательщиков |
487 380 122 |
630 529 231 |
615 023 792 |
-15 505 439 |
97,5 |
127 643 670 |
126,2 |
Индивидуальный подоходный налог |
146 881 927 |
188 305 660 |
197 751 743 |
9 446 083 |
105,0 |
50 869 816 |
134,6 |
Социальный налог |
208 215 018 |
251 584 331 |
260 954 370 |
9 370 040 |
103,7 |
52 739 353 |
125,3 |
Налог на имущество |
47 375 579 |
54 259 740 |
58 576 593 |
4 316 853 |
108,0 |
11 201 014 |
123,6 |
Земельный налог |
7 797 507 |
9 415 843 |
9 759 441 |
343 598 |
103,6 |
1 961 934 |
125,2 |
Налог на транспортные средства |
8 197 001 |
10 384 110 |
11 062 993 |
678 883 |
106,5 |
2 865 992 |
135,0 |
Единый земельный налог |
344 473 |
329 347 |
398 793 |
69 446 |
121,1 |
54 320 |
115,8 |
Налог на добавленную стоимость |
453 753 190 |
586 667 889 |
593 213 652 |
6 545 763 |
101,1 |
139 460 461 |
130,7 |
1) НДС на товары внутреннего производства |
129 524 455 |
160 948 704 |
172 571 671 |
11 622 967 |
107,2 |
43 047 216 |
133,2 |
2) НДС на импортируемые товары, всего |
324 228 735 |
425 719 185 |
420 641 980 |
-5 077 205 |
98,8 |
96 413 245 |
129,7 |
Акцизы, всего |
42 881 975 |
52 331 430 |
52 566 817 |
235 387 |
100,4 |
9 684 842 |
122,6 |
1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего |
30 472 953 |
34 087 745 |
33 039 745 |
-1 048 000 |
96,9 |
2 566 792 |
108,4 |
а) Акцизы на алкогольную |
9 343 303 |
9 414 556 |
9 904 841 |
490 286 |
105,2 |
561 538 |
106,0 |
б) Акцизы на бензин и |
12 532 480 |
15 143 114 |
14 648 686 |
-494 428 |
96,7 |
2 116 206 |
116,9 |
2) Акцизы на импортируемые товары |
12 409 023 |
18 243 685 |
19 527 072 |
1 283 387 |
107,0 |
7 118 049 |
157,4 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы.
План государственного бюджета за январь - ноябрь 2007 года по налоговым поступлениям перевыполнен на 44,6 млрд.тенге, в том числе по индивидуальному подоходному налогу – 9,4 млрд. тенге, социальному налогу – 9,4 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,3 млрд. тенге, налогу на добавленную стоимость – 6,5 млрд. тенге, поступлениям за использование природных и других ресурсов – 29,3 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по корпоративному подоходному налогу на 15,5 млрд. тенге. По корпоративному подоходному налогу при плане 630,5 млрд.тенге в бюджет поступило 615,0 млрд.тенге, или 97,5 %. На неисполнение плана повлияли следующие причины:
- в ноябре месяце
была произведена переброска
сумм с республиканского бюджет
- сданы декларации по КПН за 2006 год (по сроку 10.04.07г.) предъявлено к уменьшению в сумме 9 713,6 млн.тенге (г.Астана), 1934,2 млн.тенге (Атырауская область), в связи с этим в лицевых счетах образовалась переплата и многие предприятия не производили уплату авансовых платежей;
- снизились суммы авансовых платежей.
Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,0%, при плане 188,3 млрд.тенге в бюджет поступило 197,8 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 251,6 млрд.тенге в бюджет поступило 261,0 млрд.тенге.
По налогу на добавленную стоимость при плане 586,7 млрд.тенге в бюджет поступило 593,2 млрд.тенге, план исполнен на 101,1%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 107,2% и на импортируемые товары на 98,8%. На 1 декабря 2007 года возмещение из бюджета составило 150,4 млрд.тенге, что на 13,5 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 45,0 млрд.тенге.
Всего по акцизам при плане 52,3 млрд.тенге в бюджет поступило 52,6 млрд.тенге, с перевыполнением на 0,2 млрд.тенге, или 100,4%, в том числе:
- по акцизам на товары внутреннего производства план выполнен на 96,9%, или при плане 34,1 млрд.тенге поступления составили 33,0 млрд.тенге, из них:
- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 9,4 млрд.тенге поступления составили 9,9 млрд.тенге, или 105,2%. Рост поступлений связан с увеличением объема реализации продукции;
- по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 52,9%, или при плане 811,6 млрд.тенге в бюджет поступило 429,3 млрд.тенге. План не выполнен за счет возврата излишне уплаченных сумм ОАО «Мангистаумунайгаз» для погашения задолженности по другим видам налогов, а также в текущем году по Кызылординской области по двум месторождениям добыча нефти не осуществлялась.
- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 96,7%, или при плане 15,1 млрд.тенге, фактически поступило 14,6 млрд.тенге. Неисполнение плана объясняется за счет уменьшения объема реализации нефтепродуктов;
- по акцизам на импортируемые товары план исполнен на 107,0%, при плане 18,2 млрд.тенге фактические поступления составили 19,5 млрд.тенге. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения объема импорта автомобилей с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см. и с увеличением спроса на импортируемый спирт, водку, пиво, а также за счет импорта табачных изделий крупными иностранными табачными компаниями для смешивания с казахстанским табаком.
Динамика поступлений в государственный бюджет на 1.101.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года предоставлена в таблице 2.
Таблица 2.
Наименование платежа |
Факт ГБ на 01.01.2007 г. |
План ГБ на 01.01.2008 г. |
Факт ГБ на 01.01.2008 г.. |
Отклонение (гр.4-гр.3) |
% (гр.4/гр.3) |
Отклонение (гр.4-гр.2) |
% (гр.4/гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Налоговые поступления |
2 209 102 434 |
2 312 822 641 |
2 356 040 320 |
43 217 679 |
101,9 |
146 937 886 |
106,7 |
Корпоративный подоходный налог |
776 608 700 |
729 985 558 |
758 300 702 |
28 315 144 |
103,9 |
-18 307 999 |
97,6 |
Индивидуальный подоходный налог |
165 032 936 |
210 396 295 |
221 025 111 |
10 628 816 |
105,1 |
55 992 175 |
133,9 |
Социальный налог |
236 568 928 |
285 099 952 |
295 732 988 |
10 633 036 |
103,7 |
59 164 060 |
125,0 |
Налог на имущество |
48 386 291 |
57 033 303 |
61 132 801 |
4 099 498 |
107,2 |
12 746 510 |
126,3 |
Земельный налог |
7 991 442 |
9 706 230 |
10 030 362 |
324 132 |
103,3 |
2 038 919 |
125,5 |
Налог на транспортные средства |
8 494 730 |
10 693 261 |
11 339 923 |
646 662 |
106,0 |
2 845 192 |
133,5 |
Единый земельный налог |
376 026 |
352 286 |
428 408 |
76 122 |
121,6 |
52 382 |
113,9 |
Налог на добавленную стоимость |
489 572 090 |
635 864 968 |
629 278 898 |
-6 586 070 |
99,0 |
139 706 808 |
128,5 |
1) НДС на товары внутреннего производства |
128 213 714 |
162 859 484 |
164 918 312 |
2 058 828 |
101,3 |
36 704 598 |
128,6 |
2) НДС на импортируемые товары, всего |
361 358 376 |
473 005 484 |
464 360 586 |
-8 644 898 |
98,2 |
103 002 209 |
128,5 |
Акцизы, всего |
47 432 925 |
55 958 913 |
58 753 488 |
2 794 575 |
105,0 |
11 320 563 |
123,9 |
1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего |
33 312 071 |
36 337 837 |
37 087 061 |
749 224 |
102,1 |
3 774 990 |
111,3 |
а) Акцизы на алкогольную |
10 244 387 |
10 486 446 |
11 021 941 |
535 495 |
105,1 |
777 554 |
107,6 |
б) Акцизы на бензин и |
13 748 718 |
16 212 506 |
16 540 044 |
327 538 |
102,0 |
2 791 326 |
120,3 |
По данным таблицы
можно сделать следующие
План государственного бюджета за 2007 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 28,3 млрд.тенге, индивидуальному подоходному и социальным налогам – 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. По корпоративному подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».
Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,1%, при плане 210,4 млрд.тенге в бюджет поступило 221,0 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 285,1 млрд.тенге в бюджет поступило 295,7 млрд.тенге.
По налогу на добавленную стоимость при плане 635,9 млрд.тенге в бюджет поступило 629,3 млрд.тенге, или 99,0%, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 101,3%, при плане 162,9 млрд.тенге в бюджет поступило 164,9 млрд.тенге, перевыполнение объясняется увеличением размера облагаемого оборота крупных предприятий, связанного с ростом объема выпуска и реализации продукции, а также за счет погашения задолженности за прошлые периоды. На 1 января 2008 года возмещение из бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 55,6 млрд.тенге.
- по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары выполнен на 98,2%, при плане 473,0 млрд.тенге в бюджет поступило 464,4 млрд.тенге, неисполнение объясняется тем, что снижение ставки НДС в 2008 году с 14% до 13% повлияло на снижение объемов импорта в конце 2007 года, так как с 1 января 2008 года сумма платежей по НДС будет на 1% ниже, что существенно для крупных импортных поставок.
Кроме того, повлияло сокращение
деятельности крупных импортеров нефти
в Атырауской области, снижение объема
импорта товаров ТОО «Леман-
Всего по акцизам при плане 56,0 млрд.тенге в бюджет поступило 58,8 млрд.тенге, с перевыполнением на 2,8 млрд.тенге, или 105,0%, в том числе:
Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития