Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится вычисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых
С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством взимаются обязательные платежи.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с 1 января 2002 г. является ч. 2 НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»).
Налогоплательщиками НДПИ принято считать организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые:
- добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
- извлеченные из отходов (потерь) добывающего производств если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
- добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в обще-установленном порядке;
- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружении.
Налоговая база устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговой базой принято считать стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Ставки НДПИ установлены в ст. 342 НК в дифференцированной форме в зависимости от объекта обложения в пределах от 0 до 17,5%.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.
По общему правилу сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сроки и порядок уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
8.7. Водный налог
Водный налог относится к числу федеральных налогов. Ранее водный налог фактически взимался в форме платы за пользование водными объектами на основании соответствующего Федерального закона от 06.05.1998 № 71-ФЗ (закон утратил силу с 1 января 2005 г.).
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты водного налога, с 1 января 2005 г. является ч. 2 НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.2 «Водный налог»).
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Налоговая база по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается квартал.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от бассейнов рек, озер, морей и экономических районов и целей водозабора. Их размеры определены в ст. 333.12 НК.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога в отношении всех видов водопользования.
Порядок и сроки уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в настоящее время является Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения» от 12.12.1991 № 2020-1, действующий в редакции от 30.12.2001.
Налогоплательщиками налога выступают физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Налог взимается в случае, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80-крат-ный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Ставки налога установлены в ст. 3 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке на следования и дарения» в дифференцированной форме в зависимости от стоимости наследуемого имущества, исчисляемого в минимальных размерах оплаты труда.
Налоговые льготы. От налогообложения освобождается:
- имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
- жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);
- имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Феде-рации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
- жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;
- транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Порядок исчисления налога. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, направленной им нотариусами или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.
Сумма налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования, в случаях наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садовых товариществах уменьшается на сумму налогов на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства.
В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.
Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения.
Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
9.1. Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, с 1 января 2004 г. является ч. 2 НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»).
Указанная глава НК фактически обеспечивает правовое регулирование уплаты сразу двух видов сборов:
- сбора за пользование объектами животного мира;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Феде-рации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.