Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:47, дипломная работа
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в
спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств.
На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
Введение
I. Теоретические основы местного налогообложения
1.1. Экономическая природа налогов и их развитие
1.2. Классификация и порядок исчисления
1.3. Практика местного налогообложения за рубежом
II. Налоговая инспекция как элемент в системы органов налоговой службы
2.1. Организационная структура Инспекции МНС
2.2. Анализ налоговых платежей и меры по борьбе с недоимкой
2.3. Анализ контрольной работы Инспекции МНС
III. Совершенствование налоговой системы
3.1. Основные направления совершенствования местного налогообложения
3.2. Существующие проблемы и недостатки в законодательстве по местному налогообложению
3.3. Теория и практика по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в период реформирования современной налоговой системы
IV. Безопасность налоговых органов и их работников
Заключение
Список использованной литературы
Сопоставление количественных и качественных показателей между изучаемыми
объектами позволяет дать достоверно объективную оценку уровня организации
контрольной работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить
коллективы на их решение.
Таблица 2.5. Анализ организации контрольной работы по показателю количества
проверенных предприятий.
Год |
Фактическая среднесписочная численность |
Количество проверенных предприятий |
Количество предприятий, состоящих на учете в НИ |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 3. | ||||
Всего |
На одного работника |
Всего |
На одного работника | ||||||
Количество предприятий (проверенных) |
Отношение к среднему показателю за три года |
Количество (нагрузка) |
Отношение к среднему показателю за три года | ||||||
1998 |
7 |
310 |
44 |
0,3 |
3506 |
500 |
0,3 |
0,6 |
1,8 |
1999 |
7 |
388 |
55 |
0,4 |
3876 |
554 |
0,34 |
0,74 |
2,2 |
2000 |
7 |
313 |
45 |
0,31 |
3988 |
570 |
0,35 |
0,66 |
2 |
Всего |
21 |
1011 |
144 |
1,01 |
11370 |
1624 |
0,99 |
2 |
6 |
Как видно из таблицы 2.5. наибольшее количество предприятий проверено в
1999г. (388) и меньшее количество в 1998г. (310). Однако делать выводы об
уровне организации контрольной работы по абсолютному значению документально
проверенных предприятий неправомерно. Включение показателя нагрузки в расчет
обусловлено тем, что он оказывает влияние на количество документальных
проверок. При прочих равных условиях, чем больше предприятий приходится на
инспектора, тем больше он затрачивает времени на проведение камеральных
проверок и решения вопросов с налогоплательщиками, следовательно, остается
меньше времени на документальные проверки.
Таблица 2.6. Оценка организации контрольной работы инспекции по показателю
доначисленных сумм налогов и штрафных санкций в ходе выездных проверок с
учетом доли
доначисленний в сумме
Год |
Фактическая среднесписочная численность |
Доначислено налогов и санкций |
Потупило налогов и платежей тыс. руб. |
Доля доначисленных платежей в сумме поступивших |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 2,7. | |||
Всего тыс. руб. |
На одного работника | ||||||||
Доначислено тыс. руб. |
Отношение к среднему показателю за три года |
Доля |
Отношение к среднему показателю за три года | ||||||
1998 |
7 |
1897 |
271 |
0,3 |
25051 |
7,5 |
0,5 |
0,8 |
2,2 |
1999 |
7 |
1823 |
260 |
0,29 |
46854 |
3,9 |
0,24 |
0,53 |
1,4 |
2000 |
7 |
2540 |
363 |
0,4 |
51656 |
5 |
0,3 |
0,7 |
1,9 |
Всего |
21 |
6260 |
894 |
0,99 |
123561 |
16,4 |
1,04 |
2,03 |
5,5 |
Анализ данных таблицы 2.6. показывает, что лучших результатов по сумме
доначислений в целом и на одного работника добилась инспекция в 2000г. (2540
тыс. руб. и 363 тыс. руб.). Сумма доначисленных налогов в ходе контрольной
работы зависит от многих факторов объективного и субъективного характера:
от квалификации работников налоговой инспекции;
уровня работы по разъяснению плательщикам налогового законодательства;
законопослушание предприятий.
При прочих равных условиях наиболее значимым фактором является размер
налогооблагаемой базы или объем поступивших налогов в бюджет в разное время.
Чем выше база, тем больше возможностей произвести в ходе проверок
дополнительные начисления налогов и предъявить плательщикам финансовые
санкции. Поэтому при анализе необходимо использовать показатель отношения
доначисленной при проверках суммы налогов к объему поступивших налогов в
целом инспекции, по данным отчета формы 1 – НМ.
Включение в анализ показателя нагрузки показывает, что лучших результатов
инспекция добилась в 2000 году (570). Но после включения коэффициента
значимости равного трем, мы видим, что лучших результатов контрольной работы
инспекция МНС добилась в 1999 году, сумма баллов составила 2,2.
Больший размер данного показателя свидетельствует о недостатках в
разъяснительной работе с плательщиками или о произошедших неординарных
событиях.
Ведение показателя удельного веса доначисленных в ходе контрольной работы
платежей в
общей сумме поступивших в
регионе местных налогов
количество балов и на дальнейший результат. Инспекция МНС по доначисленным
суммам налогов в 2000г. добилась лучших результатов (2540 тыс. руб.) по
сравнению с 1999г. (1823 тыс. руб.). После введения показателя удельного веса
доначисленных в ходе контрольной работы платежей в общей сумме поступивших
местных налогов стало видно, что лучших результатов добилась инспекция МНС в
1998г. Сумма балов составила 0,8. А в 1999г. Инспекция добилась наиболее
плохих результатов. Сумма балов составила 0,7.
Таблица 2.7. Оценка организаций контрольной работы инспекции по показателю
удельного веса взысканных сумм налогов и финансовых санкций, предъявленных к
уплате в ходе проверок.
Год |
Доначислено налогов всего, тыс. руб. |
Взыскано в бюджет
доначисленных налогов и |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости 1,5. |
|||
Всего тыс. руб. |
В процентах к доначислениям |
Отношение удельного значения к среднему за три года |
|||||
1998 |
1897 |
1688 |
89 |
0,35 |
0,35 |
0,52 |
|
1999 |
1823 |
1500 |
82 |
0,32 |
0,32 |
0,48 |
|
2000 |
2540 |
2108 |
83 |
0,33 |
0,33 |
0,49 |
|
Всего |
6260 |
5296 |
254 |
1 |
1 |
1,49 |
Анализ данных таблицы 2.7. показывает, что наиболее высок удельный вес
взысканных по доначислениям сумм Инспекцией в 2000 году (2108 тыс. руб.) по
сравнению с 1999 г. (1500 тыс. руб.).
Таблица 2.8. Оценка работы Инспекции в комплексе по всем показателям.
Год |
По документальным проверкам |
По доначислениям |
По доле взыскания |
Сумма коэффициентов |
1998 |
0,6 |
0,8 |
0,35 |
1,75 |
1999 |
0,74 |
0,53 |
0,32 |
1,59 |
2000 |
0,66 |
0,7 |
0,33 |
1,69 |
Данные таблицы 2.8. помогут оценить работу по всем показателям. По данным
таблица видно, что наиболее эффективной оценивается организация контрольной
работы в инспекции в 1998г., т.к. сумма коэффициентов является наибольшей и
составила 1,75.
Наиболее значимым для оценки организации контрольной работы в Инспекции
является показатель значимости. Каждому показателю дается коэффициент
весомости отражающий его значимость на временном отрезке. Величина
определяется экспертно и изменяется в зависимости от разных обстоятельств.
Введение коэффициента значимости еще раз показало, что в 1998 году Инспекция
наиболее эффективно организовала контрольную работу. Данные представлены в
таблице 2.9.
Таблица 2.9. Оценка работы Инспекции с учетом коэффициента значимости.
Год |
По документальным проверкам |
По доначислениям |
По доле взыскания |
Сумма балов |
Коэффициент значимости |
3 |
2,7 |
1,5 |
|
1998 |
1,8 |
2,2 |
0,52 |
4,52 |
1999 |
2,2 |
1,4 |
0,48 |
4,08 |
2000 |
2,0 |
1,9 |
0,49 |
4,39 |
Для более конкретного анализа оценили организацию контрольной работы
Инспекции в целом и отдельно в части местных налогов.
Таблица 2.10. Данные
для анализа контрольной
района по местным налогам.
Показатели |
В целом по ИМНС Промышленному району |
Отклонения (+, -), % |
В части местных налогов |
Отклонения (+, -), % | ||||||
1998г. |
1999г. |
2000г. |
99 к 98 |
99 к 00 |
1998 г. |
1999г. |
2000г. |
99 к 98 |
99 к 00 | |
1. Всего поступило налогов и сборов, тыс. руб. |
473797 |
475370 |
588349 |
1573 |
113279 |
25051 |
46854 |
51656 |
21803 |
4802 |
2. всего доначислено по результатам контрольной работы, |
83104 |
102897 |
83910 |
19793 |
-18987 |
1897 |
1823 |
2540 |
-74 |
717 |
В т.ч. взыскано платежей тыс. руб. |
13718 |
36500 |
27081 |
22782 |
-9419 |
1688 |
1500 |
2108 |
-188 |
608 |
3. количество выездных проверок, (шт.) |
350 |
400 |
391 |
50 |
-9 |
310 |
388 |
313 |
78 |
-75 |
В т.ч. результативных |
290 |
350 |
270 |
60 |
-80 |
274 |
342 |
185 |
68 |
-157 |
С нулевым результатом |
60 |
50 |
121 |
-10 |
71 |
36 |
38 |
128 |
2 |
90 |
4. среднесписочная численность работников ИМНС, (чел.) |
140 |
161 |
161 |
21 |
0 |
7 |
7 |
7 |
0 |
0 |
В т.ч. количество инспекторов, осуществляющих налоговые проверки |
45 |
49 |
47 |
4 |
-2 |
4 |
4 |
4 |
0 |
0 |
Из таблицы 2.10. видно, что поступления налогов в целом по инспекции МНС РФ
по Промышленному району возросли с 1998г. по 1999гю на 1573 тыс. руб., с
1999г. по 2000г. на 113279 тыс. руб. В части местных налогов на 21803 тыс.
руб. и на 4802 тыс. руб. соответственно. Анализ показывает, что результаты
контрольной работы в целом по ИМНС в 1999 году в доле доначислений возросли
на 19793 тыс. руб., а в 2000г. снизились на 18987 тыс. руб.
Это говорит о недостаточности проведения контрольной деятельности налоговой
инспекции в 2000г. Данный факт подтверждает количество проводимых выездных
налоговых проверок: в 2000 году они уменьшились на 75 в части местных
налогов, при этом результативные проверки сократились на 157 штук. Проверки с
нулевым результатом в общем по видам налогов в 1999г. сократились на 10 штук,
а в 2000г. они возросли на 71 шутку. В части местных налогов в 1999г. они
возросли на 2 шт., а в 2000г. на 90 штук. Количество налоговых инспекторов,
осуществляющих выездные налоговые проверки в общем по Инспекции в 1999г.
возросло на 4 человека и в 2000г. уменьшилось на 2 человека. В части местных
налогов количество инспекторов не изменилось. Анализ показал, что увеличение
в 1999г. количества инспекторов осуществляющих проверки на 4 человека привело
к увеличению результативных проверок на 60 штук в общем по инспекции. И
уменьшение в 2000г. на 2 человека привело к уменьшению результативных
проверок на 80 штук.
На основе данных
для анализа контрольной
местным налогам, представленных в таблице 2.10., предстоим показатели
анализа проведенной работы (таблица 2.11.).
Таблица 2.11. Анализ показателей контрольной работы Инспекции МНС РФ по
Промышленному району.
Показатели |
В целом по ИМНС Промышленному району |
Отклонения (+, -), % |
В части местных налогов |
Отклонения (+, -), % | ||||||
1998г. |
1999г. |
2000г. |
99 к 98 |
99 к 00 |
1998 г. |
1999г. |
2000г. |
99 к 98 |
99 к 00 | |
1.Доля доначисленных
и взысканных платежей по |
17,5 |
21,6 |
14,3 |
4,1 |
-7,3 |
7,5 |
3,9 |
5 |
-3,6 |
1,1 |
2. процент взысканных
платежей от суммы |
17 |
35 |
32 |
18 |
-3 |
89 |
82 |
83 |
-7 |
1 |
3. соотношение количества
налоговых проверок с нулевым
результатом к общему |
17,1 |
12,5 |
31 |
-4,6 |
18,5 |
11,6 |
9,8 |
41 |
-1,8 |
31,2 |
4. количество результативных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые проверки, шт. |
6 |
7 |
6 |
1 |
-1 |
68 |
85 |
46 |
17 |
-39 |
5. эффективность выездных налоговых проверок – суммы в расчете на одну результативную проверку: (тыс. руб.) доначисленные суммы взысканные налоги и сборы |
286 47 |
294 104 |
311 100 |
8 57 |
17 -4 |
6,9 6,2 |
5,3 4,4 |
13,7 11,4 |
-1,6 -1,8 |
8,4 7 |
6. Сумма доначисленных платежей в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего налоговые проверки, тыс. руб. |
1846,7 |
2100 |
1785 |
253,3 |
-315 |
474 |
456 |
635 |
-18 |
179 |
7. суммы взысканных
платежей на одного |
305 |
745 |
576 |
440 |
-169 |
422 |
375 |
527 |
-47 |
52 |
8. суммы доначисленных и взысканных платежей в расчете на одного сотрудника инспекции, тыс. руб. |
593,6 |
639 |
521,2 |
45,4 |
- 117,8 |
271 |
260 |
363 |
-11 |
103 |
Из таблицы 2.11. видно, что доля доначисленных и взысканных платежей по
местным налогам в общей сумме поступлений по данным налогам в 1999г.
уменьшилась на 3,6%. Тогда как в целом по работе инспекции увеличилась на
4,1%. В 2000г.
она увеличилась в части
по инспекции уменьшилась на 7,3%.
Процент взысканных платежей от суммы доначислений в 1999г. возрос на 18%, а в
части местных налогов снижен на 7%. В 2000г. он снизился на 3% в целом по
ИМНС и возрос на 1% в части местных налогов. Количество результативных
проверок в расчете на одного налогового инспектора в 1999г. увеличилась на 1,
а в 2000г. уменьшилась на 1. В части местных налогов в 1999г. увеличилось на
17 проверок, в 2000г. сократилось на 39 проверки. Это говорит о
неудовлетворительной работе инспекции в 2000г. Отклонение на эффективности
налоговых проверок, в общем, по инспекции составило в 1999г. +8 тыс. руб., в
2000г. +17 тыс. руб.,
т.е. произошло повышение
результатам контрольной работы. В части местных налогов в 1999г. произошло
сокращение на 1,6 тыс. руб., а в 2000г. повышение платежей на 8,4 тыс. руб.
Суммы доначисленных и взысканных платежей в расчете на одного сотрудника, в
общем, по инспекции в 1999г. возросли на 45,4 тыс. руб., в 2000г. сократились
на 117,8 тыс. руб., тогда как в части местных налогов в 1999г. они возросли
на 103 тыс. руб. Анализ показал, что в целом по Инспекции лучших результатов
контрольной работы инспекция добилась в 1999г. Но в части местного
налогообложения наилучших результатов добилась Инспекция МНС РФ по
Промышленному району в 2000 году.
III. Совершенствование налоговой системы.
3.1. Основные направления
В рамках осуществления в России налоговой реформы должны быть достигнуты
следующие цели:
ослабление налогового бремени;
усиление справедливости налоговой системы;
обеспечение стабильности налоговой системы;
повышение уровня собираемости налогов и сборов.
Законодательство о местных финансах должно совершенствоваться на основе
следующих принципов:
- четкого разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
повышения заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной
собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных
источников;
повышения заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части
местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.
При этом в отношении местных налогов и сборов предлагается следующее. На