Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сбора, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Анализ ст.1 НК РФ позволяет сформировать состав налогового законодательства как трехуровневую систему правового регулирования, включающую в себя: законодательство РФ о налогах и сборах; законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах; нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по НАЛОГАМ.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

Факультет пищевой биотехнологии и товароведения

Кафедра «Технология и товароведение продуктов питания»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Налоги и таможенные платежи»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент: Горькова К.Ю.

Группа: 41 - ТД

Специальность: 080115 «Таможенное дело»

Вариант: 8

Проверил: Новикова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Орел 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

 

  1. Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства.
  2. Сотруднику ЗАО «Электрик» Петрову А.В. были начислены: заработная плата – 35 тыс.руб. (ежемесячно), премия по итогам работы за год – 10 тыс.руб., материальная помощь в связи с рождением ребенка – 55 тыс.руб. Петров А,В. является акционером ЗАО «Электрик». Ему также были начислены дивиденды по результатам полугодия в размере 14 тыс.руб. Рассчитайте сумму НДФЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сбора, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации.

Анализ ст.1 НК РФ позволяет сформировать состав налогового законодательства как трехуровневую систему правового регулирования, включающую в себя: законодательство РФ о налогах и сборах; законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах; нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Большинство авторов считают, что к «законодательству о налогах и сборах» следует отнести не только те федеральные законы, которые приняты по прямому указанию НК РФ, но и иные федеральные законы, которые содержат положения, направленные на регулирование отношений, указанных в ст. 2 НК РФ и относят к ним, в частности, Федеральный Закон № 941-ФЗ от 21 марта 1991 года «О налоговых органах Российской Федерации» и Федеральный Закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» и другие.

К актам налогового законодательства относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Вместе с тем НК РФ четко определены полномочия органов исполнительной власти по изданию конкретных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения. Тем самым ограничена возможность регулирования налоговых отношений подзаконными актами.

С введением в действие части первой НК РФ Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства.

 

Налоговый Кодекс Российской Федерации занимает особое место в системе законодательства. При этом необходимо отметить, что используемый в НК РФ термин «законодательство о налогах и сборах» подразумевает только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы, а также законы субъектов РФ и решения представительных органов местного самоуправления об отдельных налогах.

Все источники налогового законодательства можно разделить на три большие группы: законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Необходимо отметить, что нормативный правовой акт, для того чтобы стать источником налогового законодательства, должен обладать следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, законность.

Эти признаки объединяют их и с другими источниками права. Вместе с тем источники налогового законодательства имеют характерные черты, отличающие их от совокупности нормативных правовых актов, регулирующих иные отрасли:

  • они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права;
  • они принимаются только теми органами, правотворческая компетенция которых закреплена НК РФ;
  • несовпадение источников налогового законодательства о налогах и сборах, которым оперирует НК РФ. Законодательство о налогах и сборах в НК РФ понимается в узком смысле, в него не входят подзаконные акты и международные договоры. Этот сознательный шаг законодателя порождает множество проблем, и прежде всего в правотворчестве. Налоговое законодательство на федеральном уровне должно регулироваться только НК РФ. Законодатель стремится к тому, чтобы исключить все не входящие в НК РФ законы [3].

В иерархии источников налогового законодательства особое место занимает Конституция РФ. Нормы Конституции РФ, регулирующие налоговые отношения, можно разделить на две группы:

  • нормы, прямо посвященные налоговым отношениям (ст. ст. 57, 72 и др.);
  • нормы, косвенно регулирующие налоговые отношения (ст. ст. 7, 8 и др.) [4].

Данные нормы прямо не посвящены налоговым отношениям, но они определяют всю финансовую и экономическую политику в стране, что не может не отразиться на правовом регулировании налоговых отношений.

Следующая группа источников – федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику в стране. НК РФ не содержит ссылок на федеральные конституционные законы и не упоминает Правительство РФ как главный орган, регулирующий налоговые отношения [11].

Федеральные законы можно разделить на две группы: налоговые законы и неналоговые законы. К налоговым законам относятся НК РФ, законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ. До недавнего времени в налоговом законодательстве был большой блок законов, посвященный отдельным видам налогов.

Неналоговые законы непосредственно не посвящены регулированию налоговых отношений, но при этом содержат налоговые нормы. Например, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает порядок заключения соглашений о разделе продукции при использовании соответствующего налогового режима [10].

Основным источником налогового законодательства является НК РФ, который состоит из двух частей.

Кодификация позволяет выстроить жесткую иерархию в совокупности источников налогового законодательства, необходимую для любой системы нормативных актов. НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК РФ - не просто закон, он «первый среди равных» в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства [5].

Сущность кодификации также состоит в создании правотворческим путем единого, логически цельного и внутренне согласованного нормативного акта, закладывающего правовые основы. Цель кодификации - по возможности наиболее адекватно «отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований [2].

Именно такую роль играет НК РФ в системе источников налогового законодательства. Кодификация позволила сформировать общеотраслевые принципы и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового законодательства, процессуальные основы налогового контроля и ответственности и т.д.

Следующим источником налогового законодательства являются законы субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А установление региональных налогов находится в исключительном ведении субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ) [4]. Принимая соответствующие законы, субъекты РФ вводят на своей территории региональные налоги или предусматривают налоговые льготы по отдельным налогам.

В большинстве субъектов налоговые законы разрозненны и принимаются по отдельным налогам. Однако в отдельных субъектах принимаются единые акты по налогам, взимаемым в субъекте, применяемые только в целом. Такие акты не являются кодификациями и не повторяют НК РФ, но содержат достаточно систематизированную нормативную информацию о налогах [1]. Названия таких актов совершенно разнообразны:

  • Закон Орловской области от 3 октября 2012 года №1419-ОЗ «Об установлении на 2013 года налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»;
  • Закон Орловской области от 2 ноября 2012 года №1423-ОЗ «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения» и другие. 

Перечисленные законы отнесены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации.

Как говорилось выше система законодательства о налогах и сборах установлена в ст. 1 НК РФ. В нее входят федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Подзаконные же акты не включены в законодательство о налогах и сборах.

Однако подзаконные акты относятся к источникам налогового законодательства и необходимы в следующих случаях:

  • некоторые вопросы налогообложения требуют достаточно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой;
  • решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон;
  • поскольку налогообложению присуща в том числе и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области [3].

При этом НК РФ устанавливает, что подзаконные акты, связанные с налогообложением, не могут дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах. Особо следует сказать о методических рекомендациях, принимаемых налоговыми органами. Такие рекомендации не являются источником налогового законодательства, поскольку не носят нормативно-правового характера. Они являются внутриорганизационными локальными актами, обязательными только для налоговых органов, которым они адресованы. Для налогоплательщиков такие акты не обязательны [6].

Особо следует подчеркнуть приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства. То есть если на практике международным договором РФ, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотрено НК и иными актами налогового законодательства, то применяются правила международного договора.

На основании вышеизложенного можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения:

  1. Конституция;
  2. Международные договоры;
  3. НК РФ;
  4. Федеральные законы о налогах и сборах;
  5. Законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ;
  6. Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

НК РФ устанавливает систему налогов, а также общие принципы налогообложения, то есть:

  1. Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  4. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений;
  5. Формы и методы налогового контроля;
  6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.

Важным элементом налоговых отношений является действие актов налогового законодательства во времени, включающее в себя:

  • Порядок введения в действие актов налогового законодательства (таблица 1)
  • Наличие обратной силы налоговых законов (обратной силой закона называется распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления этого законодательного акта в силу) (таблица 2) [3].

Информация о работе Место и роль Налогового кодекса в системе Российского законодательства