Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:32, реферат
Под налогом- понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
1.Основные виды и группы налогов.
Под налогом-
понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
– императивно-обязательный характер;
– индивидуальная безвозмездность;
– денежная форма;
– публичный и нецелевой характер налогов.
государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
Основу систем налогообложения
составляют прямые и косвенные налоги.
Прямыми налогами
облагаются доходы и имущество; косвенные налоги
включаются в цену (в виде надбавки к ней,
либо в качестве составной части издержек
обращения). Предполагается, что прямые налоги
полностью оплачивают владельцы облагаемых
доходов имущества, а косвенные –
конечные потребители продукции (хотя
вносят эти налоги в бюджет либо производители,
либо продавцы данной продукции).
Российская налоговая система с момента
её образования в 1992 году базируется, в
основном, на косвенном налогообложении.
Традиция косвенного налогообложения
обусловлена рядом причин, важнейшей из
которых являлось стремление реализовать,
в условиях экономического спада, фискальную
функцию налогов. Регулирующая функция,
особенно в её стимулирующем аспекте,
отходила на второй план.
Косвенные налоги,
являясь регулятором спроса, влияют, в
первую очередь, на решения потребителей.
Производители воспринимают регулирующее
воздействие опосредовано, через колебания
спроса. В условиях рынка косвенные налоги
в полной мере, через механизм ценообразования,
перекладываются на конечного потребителя,
что снижает регулирующий эффект таких
налогов в отношении производства.
Прямые налоги,
взимаемые как доля налоговой базы (прибыль,
доход) в меньшей мере, чем косвенные, способны
к переложению.
Федеральные налоги
– налоги, устанавливаемые налоговым
законодательством и обязательные к уплате
на всей территории страны.
Основными из них являются налог на добавленную
стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий,
подоходный налог с физических лиц, акцизы,
таможенные пошлины и другие.
Налоги регионов (субъекты Федерации)
устанавливаются законодательными актами
РФ и взимаются также как и федеральные
налоги на всей территории РФ.
К ним относятся:
- налог на имущество предприятий;
- лесной налог;
- сбор на нужды общеобразовательных учреждений
с юридических лиц.
Среди местных налогов и сборов, в зависимости
от компетенции органов государственной
власти и местного самоуправления, фискальной
значимости, продолжительности функционирования
различают:
- налоги, введённые законодательной властью
и действующие на всей территории РФ в
обязательном порядке;
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- налог на рекламу;
- сбор на право торговли и остальные налоги
и сборы, вводимые специальными решениями
органов местного самоуправления и действующие
лишь на их территории;
- сбор за парковку автомобилей;
- сбор на содержание милиции;
- сбор на благоустройство территорий
и другие сборы.
По использованию различают общие налоги,
которые обезличены и поступают в бюджет
для финансирования различных мероприятий
и специальные налоги – налоги, имеющие
строго определённое назначение.
2.Функции налогов.
В современных условиях налоги
выполняют две функции: фискальную и регулирующую,
каждая из которых проявляет особую её
сторону как финансовой категории.
1. Фискальная функция
– основная, характерная для всех государств.
С её помощью образуются государственные
денежные фонды, то есть материальные
условия для функционирования государства,
обеспечивается реальная возможность
перераспределения части стоимости национального
дохода в пользу наименее обеспеченных
социальных слоёв общества. Фискальная
функция налогов обусловливает регулирующую
функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки
для вмешательства государства в экономические
отношения.
2. Регулирующая функция означает,
что налоги, как активный участник перераспределительных
процессов оказывает существенное влияние
на воспроизводство, стимулируя или сдерживая
его темпы, усиливая или ослабляя накопление
капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный
спрос населения.
В процессе исторического развития общества
и государства возникает и используется
множество разнообразных налогов, различающихся
по субъектам, объектам, способам обложения,
органам, взимающим их и.т.д. многообразие
налоговых форм позволяет привлечь в бюджет
определённую долю всех доходов плательщиков,
стоимости имущества, выручки от разнообразных
операций, воздействуя, таким образом,
на разные стороны хозяйственной деятельности.
3. Основные виды налогов субъектов Федерации.
Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаю
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Под имуществом в НК РФ понимаются
виды объектов гражданских прав (за
исключением имущественных
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации).
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений)
в исчислении налоговой базы, относящихся
к прошлым налоговым (отчетным) периодам,
в текущем (отчетном) налоговом периоде
перерасчет налоговых обязательств
производится в периоде совершения
ошибки. В случае невозможности определения
конкретного периода
Индивидуальные
Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, обязанность
по исчислению суммы налога может
быть возложена на налоговый орган
или налогового агента. В этих случаях
не позднее 30 дней до наступления срока
платежа налоговый орган
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.