Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-6
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7
§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11
§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14
§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18

Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20
§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21
§ 2.2. Распределительная функция……………………………………...стр.22
§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23
§ 2.4. Стимулирующая функция………………………………………...стр.24
§ 2.5. Контрольная функция……………………………………………..стр.25
§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства
с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27
§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33
§ 3.1. Пути совершенствования налоговой системы…………………..стр.34-35

Заключение……………………………………………………………….стр.36-37
Список использованной литературы……………………………………стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг. 

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 794,7 млрд.рублей, что на 17,3% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 348,3 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 22,0%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Январь-февраль 2009г. В % к январю-февралю 2008г
консолиди-

рованный  бюджет

в том  числе консолиди-

рованный  бюджет

в том  числе
феде-ральный  бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации феде-ральный  бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 794,7 413,9 380,8  82,7 84,3 80,9
из  них: налог на прибыль организаций  
91,3
 
28,0
 
63,2
 
38,8
 
39,1
 
38,7
налог на доходы физических лиц  
207,3
 
-
 
207,3
 
102,8
 
-
 
102,8
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  
 
 
 
 
251,5
 
 
 
 
 
251,5
 
 
 
 
 
-
 
 
 
 
 
184,5
 
 
 
 
 
184,5
 
 
 
 
 
-
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  
 
 
 
 
50,3
 
 
 
 
 
10,8
 
 
 
 
 
39,4
 
 
 
 
 
93,7
 
 
 
 
 
52,1
 
 
 
 
 
120,1
налоги  на имущество 38,6 - 38,6 110,3 - 110,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  
 
 
 
127,1
 
 
 
 
118,3
 
 
 
 
8,8
 
 
 
 
47,0
 
 
 
 
46,4
 
 
 
 
55,7
из  них налог на добычу полезных ископаемых  
 
121,8
 
 
113,3
 
 
8,5
 
 
46,3
 
 
45,7
 
 
54,9
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  
 
 
 
 
 
 
0,1
 
 
 
 
 
 
 
0,0
 
 
 
 
 
 
 
0,0
 
 
 
 
 
 
 
16,1
 
 
 
 
 
 
 
13,6
 
 
 
 
 
 
 
23,0

 

Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет Российской Федерации

по  видам 

Основную часть  налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе-феврале 2009г. обеспечили поступления  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации - 31,6%, налога на доходы физических лиц - 26,1%, поступления налога на добычу полезных ископаемых - 15,3%, налога на прибыль организаций - 11,5%.

 
 

В январе-феврале 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 730,4 млрд.рублей (92,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,8 млрд.рублей (2,9%), местных налогов и сборов - 15,7 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 25,1 млрд.рублей (3,1%). 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой  системы 

В России местное  налогообложение - не только наименее разработанная область научно-практических знаний, но и самая противоречивая область правовых отношений. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах. Так же проблемы существуют и во взаимоотношениях региональных и местных властях.

Современное состояние  российского налогообложения свидетельствует  о том, что в нем переплетены  рыночные и административно-командные  принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством.

Провозглашенные в 1990 году принципы организации налогообложения  в России остаются не реализованными на практике, а зачастую налоговые  действия серьезно нарушают положения  законодательства. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкции для отдельных налогоплательщиков.

Стабильность  же налоговой системы характеризуется  не только длительным постоянством в составе налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за уровнями бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.

Налоговая система  должна быть свободной и от малоэффективных  налоговых форм, т.е. таких видов налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений.

Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников, и электронные системы  от действительно серьезных налогов.

К недостаткам  российской системы налогообложения  можно отнести и то, что она  основывается на налогообложении результатов  производства (прямые налоги) и товарооборотов (косвенные налоги). Эта негативная сторона организации налогообложения  в России глубоко исследована Д. Львовым, Н. Фроловым и др. сторонниками рационального налогообложения.

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  являются следующие: построение единой налоговой системы в интересах  сохранения целостности Российского государства, исключения условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем; создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России.

Налоговая политика, проводимая в России, формируемая  в результате действия значительного  числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной  стороны, направленных на удержание  доходной базы бюджета относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой системы.

В период с 1991 года Россия заметно продвинулась вперед по пути приближения своих гражданско-правовых, бухгалтерских и налоговых стандартов к применяемым в странах с  развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем, не трудно было заметить, что этот процесс происходит под влиянием ряда факторов, которые оказывают на него негативное воздействие. Нам бы хотелось перечислить главные из них:

* постоянное  желание восполнять дефицит бюджетных  средств за счет усиления налогового  бремени.

* законодатели, вводя новые налоги, преследуют только цель создания нового источника доходов и, похоже, игнорирует возможность любого влияния таких налогов на макроэкономику.

Именно эти  причины определяют ярко выраженный фискальный характер российской системы  налогообложения, которая в последние годы развивалась только по пути усиления налогового бремени для налогоплательщиков и усложнения.

При этом для  российского налогообложения не характерна простота и понятность налоговой  системы для налогоплательщиков, равномерность распределения налогового бремени, использование адекватных экономической ситуации налогов.

Сложившаяся за годы экономических преобразований российская налоговая система характеризуется  высокой сложностью.

Так как различается 4 уровня различных налогов в зависимости, от способа определения налогооблагаемой базы:

* налоги, относимые  на себестоимость.

* налоги, уплачиваемые  за счет выручки от реализации  продукции, работ, услуг.

* налоги, относимые  на финансовый результат.

* налоги, относимые  за счет прибыли остающейся  в распоряжении предприятия.

Для налоговой  системы характерна также и противоречивость (т.к. действует более 1000 законных и  подзаконных актов).

Множество разновидностей налогов и платежей вызывает возражение не только со стороны граждан и  производителей, этим недовольны и отдельные ученые экономисты.  
 
 
 

§ 3.1. Пути совершенствования  налоговой системы 

Важным направлением инвестиционной активности в обществе является смещение акцента с доходов  предприятий на доходы физических лиц  как в сфере прямого, так и  косвенного налогообложения.

Однако сегодня, из-за неадаптирования к условиям рыночной экономики, наличия недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных отраслей или хозяйствующих субъектов, а  также низкой эффективности борьбы с уклонениями от налогообложения в отдельных сферах деятельности, вызванных несовершенством отдельных положений налогового законодательства, груз налогового давления между различными плательщиками распространяется весьма неравномерно. В настоящее время наибольшее бремя налогов и наиболее жесткий подход в обеспечении контроля за своевременностью уплаты налогов и сборов приходится на предприятия (юридические лица), у которых лучше налажен учет и их легче проверить. Устранение этого несоответствия - важнейшая задача дальнейшего совершенствования налоговой политики. Однако изменение порядка налогообложения с усилением его воздействия на доходы физических лиц сегодня, в условиях существующего падения уровня жизни населения не только не возможно, но и опасно, так как чревато социальным взрывом.

Разумеется, такая  перестройка структуры налогообложения  неизбежно потребует времени. И  она будет связана с процессом  роста доходов основной части  населения, обеспечением стабильного  роста так называемого среднего класса населения, снижением расслоения в обществе.

Однако, как показывает весь опыт налоговых реформ последних  лет, она неизбежна – так как  только такая структура налогов  обеспечивает устойчивый рост общественного  производства. 
 

Важно развивать  сотрудничество с правительствами различных государств в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспечении равных условий конкуренции на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Россия переживает сейчас жесточайший экономический  кризис. Как это ни парадоксально  звучит, но именно сейчас наступает  время перемен. В ходе работы было выяснено, что необходимы комплексные преобразования во всей структуре российской экономики. Эффективная налоговая система является одной из важнейших составляющих экономического процветания страны. Об этом можно судить по зарубежным странам, где обсуждение налогов давно уже занимает почетное место среди экономического планирования.

Система налогов  и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

В итоге можно  сделать вывод, что действия Правительства  РФ направлены на улучшение ситуации. В целом российская модель налоговой  системы не так уж далека от налоговых  систем развитых зарубежных стран. Но, во - первых, по уровню среднедушевого дохода, структуре производства и потребления, наличия имущества в руках у населения Россия серьёзно отличается от стран с развитой рыночной экономикой. Во - вторых, в России сложилась катастрофическая ситуация со сбором налоговых поступлений. В этом виноваты и налоговые “перегибы” и особенности русского народа. Американские экономисты говорят, что если бы в США была бы налоговая система Швеции, то никто не стал бы работать. Швеция же неплохо развивается. Это говорит о том, что российским экономистам необходимо, возможно, выработать особенные пути оптимизации налоговой системы.

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике