Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 11:24, контрольная работа
1. Понятия налогов
1.1. Элементы налогов
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов
операции, безвозмездная передача на сторону).
Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых товаров, реализация
работ и услуг и денежные взносы. В частности, это:
а) товары на экспорт, для пользования иностранными представительствами,
продукция школьных столовых и детских учреждений, бюджетные научные
исследования, конфискованное имущество, товары народных промыслов и др.;
б) банковские, страховые и патентно-
пассажирского транспорта, ритуальные услуги, услуги вневедомственной охраны
и др.;
в) квартирная плата, пошлинные и лицензионные сборы, платные
медицинские услуги, плата за содержание и обучение детей в кружках и
секциях и др.
Для расчета НДС с 1 января 1997 г. в налоговое производство было
введено применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную практику
налогообложения к инвойсному методу (методу зачета по счетам). При этом
установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению
счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные
реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки).
Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен
НДС от покупателей минус НДС, уплаченный поставщикам. Условиями возмещения
из бюджета уплаченных поставщикам сумм НДС являются:
1) документальное оформление
установленной форме, выделение в них сумм НДС, регистрация счетов-фактур
книгах покупок-продаж);
2) учет полученных от
отнесение их стоимости на издержки производства и обращения).
Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов
фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической
деятельности.
Акцизы — вид косвенных
преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются
один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его
потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из
важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования
спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается
устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений. Так, за период с
1994 по 1997 г. они увеличивались с 5,2 до 17,4 %.
Акцизом облагаются:
а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия,
драгоценности, золотые слитки, автомобили);
б) природно-минеральное сырье и продукты переработки (природный газ,
нефть, уголь, бензин, ГСМ);
в) ввозимые в РФ, и вывезенные из РФ отдельные виды товаров.
Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства,
по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ.
Акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные
затраты. По подакцизным товарам действуют как процентные (адвалорные)
ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются
едиными по всей территории РФ.
Расчет суммы акциза (А) ведется по формуле:
A=N*S.(100%-S),
где N — объект налогообложения (отпускная цена без учета акциза или
таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные
сборы), a S — ставка акциза в процентах.
В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует
система льгот. Например, выведены из-под обложения легковые автомобили с
ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ для реализации
инвалидам
Акцизные платежи
поступают полностью в федеральный бюджет (нефть, газ, легковые
автомобили, бензин, спирт этиловый);
распределяются поровну между
федеральным и местным
ликеро-водочные изделия);
полностью поступают в местный бюджет, например в бюджет Санкт-
Петербурга (пиво, табачные и ювелирные изделия).
Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый
порядок облагания налогами вывозимых товаров или услуг в страны ближнего и
дальнего зарубежья.
Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств,
начисляется на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят
суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим
рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных
фондов и нематериальных активов, применение механизма ускоренной
амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения.
Данный налог можно
фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Занимая
центральное место в системе имущественного налогообложения России, этот
налог играет незначительную роль в доходных источниках бюджета (примерно
2,5-3,5 %).
Налог на имущество является собственностью субъектов РФ и
распределяется поровну между ними и органами местного самоуправления, на
территории которых действуют организации — плательщики налогов. Налог
уплачивается по месту расположения облагаемых объектов.
Налогооблагаемая база определяется следующим образом. Рассчитывается
среднегодовая стоимость облагаемого имущества (по методике определения
средне-хронологической), и из этой величины вычитается стоимость
льготируемого имущества. Затем путем умножения полученной стоимости
имущества к налогообложению и налоговой ставке — до 2 % (конкретный размер
ставки определяет субъект РФ) получают налог на имущество.
Полностью от налогообложения освобождается имущество бюджетных
организаций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и
народных промыслов и
образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т. е.
уменьшения налоговой базы на балансовую стоимость (например, объектов
жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).
Налогоплательщик рассчитывает налог при составлении ежеквартальных
бухгалтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим итогом с начала
года. Уплата налога в бюджет производится по квартальным расчетам в 5-
дневный срок, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня,
установленного для
Формирование налога на имущество кредитных учреждений и страховых
организаций отличается лишь тем, что они используют иной план счетов
бухгалтерского учета. Некоторые
особенности имеет система
имущества иностранных юридических лиц, деятельность которых осуществляется
через постоянные представительства и филиалы.
Налогообложение доходов от капитала. В данном случае речь идет о
налогообложении доходов от эмиссии, размещения, купли-продажи и иных
операций с ценными бумагами и валютой[2]. Налоговое регулирование этих
правоотношений затруднено из-за широкого спектра условий выпуска и
обращения разнообразных видов ценных бумаг и операций с иностранной
валютой.
Согласно действующему заколу налог па операции с ценными бумагами
уплачивается при регистрации проспекта эмиссии, а также при купле-продаже
ценных бумаг. В первом случае величина налога составляет 0,8 % от
номинальной суммы эмиссии. Во втором случае покупатель и продавец
уплачивают налог в процентном отношении от суммы сделки.
Налоговый регламент исчисления и уплаты налога на доходы от операций на
рынке ценных бумаг предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой
при были и облагаются в особом порядке. При распределении чистой прибыли
погашаются долговые обязательства
перед акционерами и
бумаг и появляются налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на
капитал Налог по ставке 15 % удерживается на момент выплаты источником
суммы начисленных доходов.
В 1997 г. был введен налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Плательщиками налога
ста ли субъекты, покупающие валюту, кроме бюджетных организаций и
Центробанка на сегодняшний день налогооблагаемой базой выступают:
а) сумма в рублях, уплачиваемая при покупке валюты;
б) сумма погашения депозитов, открытых в рублях (при погашении их в
валюте).
В 1997 г. налог взимался по ставке 0,5 % от налоговой базы, в 1998 г.
1%, включая и безналичные
распределялись между
соотношении 60:40. Это соотношение сохраняется и сейчас.
Налоги - источники формирования дорожных фондов. В настоящее время ним
относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ)[3]: налог
на пользователей автодорог[4]; налог с владельцев транспортных средств;
налог на приобретение автотранспортных средств.
В соответствии с Налоговым кодексом
в систему налогообложения
два региональных налога — дорожный и транспортный.
Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается один раз в год
по месту регистрации и
установленные органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида
транспортного средства и мощности двигателя. Субъектам РФ дано право
повышать общероссийские или устанавливать собственные ставки налога.
Предоставляются льготы Героям, общественным организациям инвалидов,
крестьянским хозяйствам, организациям автотранспорта общественного
пользования и др.
В Санкт-Петербурге 100 % данного налога поступает в Территориальный
дорожный фонд. Размер годового налога (с каждой лошадиной силы) мотоциклов
и мотороллеров в 1999 г. составлял 1,19 руб., а автобусов — 8,46 руб.
Налог на приобретение транспортных средств в качестве объекта обложения
может предусматривать:
стоимость покупки без НДС и акцизов;
величину рыночной оценки (договор мены);
таможенную стоимость (импорт);
балансовую стоимость (договор лизинга);
стоимость не ниже балансовой за минусом амортизации (средства, бывшие
в употреблении).
По налогу предоставляются льготы различным категориям плательщиков
(Герои, автотранспортные
и техническое обслуживание автодорог, крестьянские и фермерские хозяйства).
С учетом этих льгот определяется стоимость автотранспортных средств,
принимаемая к обложению по обычной ставке (грузовые, легковые специальные
автомобили, пикапы, фургоны) или по пониженной ставке (прицепы и
полуприцепы).
Источниками налоговых платежей с юридических лиц являются:
выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость,
акцизы, экспортная таможенная пошлина, налог на реализацию ГСМ;
себестоимость продукции (товаров, услуг): земельный налог, налоги на
пользователей автодорог, налоги с владельцев транспортных средств, плата за
право пользования недрами, платежи за загрязнение окружающей среды, плата
за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
финансовый результат
налог на имущество предприятий, налог на рекламу, налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на нужды
образовательных учреждений;
чистая прибыль: налог на прибыль, платежи за сверхнормативные потери
полезных ископаемых и за загрязнение окружающей среды, местные налоги за
счет чистой прибыли.
Смежные и социальные налоги. Эти налоги взимаются с физических и
юридических лиц. Среди смежных налогов особенно значимым является
земельный.
Земля из государственного фонда отчуждается на платной основе
(земельный налог, арендная
для конкретных целей (развитие фермерства, животноводства, садоводства,
строительство дач).
Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. Налоговую базу
составляет площадь земельных участков, находящихся в собственности
плательщика.
К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога,
относятся:
место расположения земельной площади;
цель использования;
степень освоения земельной площади;
статус и число жителей
Ставка определяется местными органами на основе установленных законом
базовых ставок и поправочных коэффициентов. Юридические лица самостоятельно
рассчитывают сумму налога, в отношении физических лиц это делают налоговые
органы. Существуют различные льготы в виде изъятий и скидок. В Санкт-
Петербурге распределение между бюджетами следующее:
федеральный бюджет — 30 %:
бюджет города — 20 %;
бюджеты муниципальных образований — 50 %.
Уплачивают налог к 15 сентября и 15 ноября равными долями.
Социальные налоги — это целевые налоги в виде внебюджетных социальных
фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные социальные фонды РФ характеризуются следующими особенностями: