Налоги в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов. В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги зс.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

 

Цели налоговой политики

Федеративная республика Германия как государство прошла различные  стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов. В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан. Системе налогообложения в Германии, которая очень сложна, так как насчитывает около 50 различных видов налогов.

К  числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов.

Как федеративное государство оно  прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и , выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами.

 Их достаточно четко определил  в свое время канцлер Германии  Отто Бисмарк при обсуждении  вопроса о введении таможенных  пошлин на сельскохозяйственные  продукты. В своей речи в рейхстаге  2 мая 1879 г. он высказался так:  “Я бросаю упрек нынешнему  состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим”.

  Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития налоговой системы Германии.

 В девяностые годы прошлого  века были введены гербовые  сборы на ценные бумаги, векселя,  игральные карты, в 1906 г.— налог  с наследства, в 1913 — налог  на имущество и одновременно  налог на прирост имущества.  С 1916 г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения; развивалось и косвенное обложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением и выплатой контрибуции. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота по ставке 0,5 процента, который просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной стоимости, что произошло только в шестидесятые годы.

Налоговая реформа и  ее результаты

В Германии осуществляются налоговые  реформы. Цель реформ: стимулирование экономического роста, активация рыночного механизма.

Задача реформ: облегчение налогового бремени, создание благоприятного инвестиционного  климата, рост самофинансирования, поощрение  мелких форм, стимулирование потребительского роста. Налоговая система Германии насчитывает около 50 видов налогов, различающихся по плательщикам , базе обложения, ставкам.

 В декабре 1919 года с утверждением  имперских правил налогообложения,  разработанных министром финансов  Эрцбергером, началась крупнейшая  налоговая реформа Германии. Ее главное значение состоит в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие ранее 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60 процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое время в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

 

Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, сначала министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

 Л. Эрхард выступал поборником  свободных рыночных отношений,  что требовало немалой самостоятельности  хозяйствующих субъектов, общин,  земель, а это несовместимо с  жесткой централизацией финансовых  ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций: федерация и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства.

 Наряду с федеральным государством  и землями носителями определенных  общественно-социальных функций  выступают общины, обладающие местными  бюджетами. Ключевые же позиции  в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу два или три бюджета.

 Так, подоходный налог с  физических лиц распределяется следующим образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 процента — в бюджет соответствующей земли и 15 процентов — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 процентов между федеральным и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается только половина сумм, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам: соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

 Нужно отметить, что Германия  — одна из немногих стран,  где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов: высокодоходные земли, как например Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн- Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям — таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

 Л. Эрхард признавал весьма  справедливыми пожелания граждан  и хозяйственных кругов снижать  налоговое бремя. Но при этом, подчеркивал он, важны средства  достижения этой цели: “если удастся добиться требуемой стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы”.

 

Важнейшие принципы налогообложения

 Со времен Л. Эрхарда в  Германии укоренились важнейшие  принципы построения системы  налогообложения:

 — налоги по возможности  минимальны;

 — минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

 — налоги не могут препятствовать  конкуренции, изменять чьи-либо  шансы;

 — налоги соответствуют структурной  политике;

 — налоги нацелены на более  справедливое распределение доходов;

 — система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

 — налоговая система исключает  двойное обложение;

 — величина налогов соответствует  размеру государственных услуг,  включая защиту человека и  все, что гражданин может получить  от государства.

Налоги в Германии являются важнейшим (около  80%) источником доходов государства.

 

Основные налоги Германии

Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные  и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи, с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

 

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), винно-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.

Основные виды сложившихся налогов  в Германии — это подоходный налог  с физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины. К наиболее крупным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.

 

Законодательной базой налогообложения  в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

  • федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

  • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

 

 

Общины получают часть поступлений от:

  • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
  • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
  • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

Церкви (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать  с верующих соответствующей концессии  церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что  налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.

Ввиду большого разнообразия налогов  остановимся лишь на основных из них.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у  источника и по декларациям, которые  подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный  минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и 26135 DM соответственно.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные  с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Информация о работе Налоги в Германии