Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму
Отрицательно сказываются на состоянии оборотных средств организаций установленные сроки уплаты по основным видам налогов, поскольку они практически совпадают. Следовательно, и этот принцип реализуется в отечественной практике не в полной мере.
4. Принцип дешевизны (экономности): А.Смит писал «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства». Это требование рационализации системы налогообложения и сокращения издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Желательно, чтобы не было таких налогов, расходы по сбору которых превышают сумму собираемых налогов. Поэтому налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщиков должны оставаться средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должно быть низкоэффективных налогов, затраты на сбор которых равны либо превышают сами поступления. И данный принцип пока еще не в полном объеме реализован в нашей налоговой практике.
Таким образом, рассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Их нарушение имеет следствием обременительность налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества [39].
Однако для эффективного
2. Роль налогов в современном обществе.
Современная налоговая система и ее составляющие
2.1 Налоги в системе финансовых отношениях
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной, власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов. Налоговая система современного общества включает, во-первых, определенную законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему [3].
Налоги - это обязательный взнос в бюджет определенного уровня (федерального, местного, регионального). Порядок взимания, сбора налогов не является произвольным, а строго определяется законами страны.
Роль налогов в экономической жизни очень велика и имеет две стороны:
- налоги являются источниками средств, поступающих в бюджет и во внебюджетные фонды страны, т.е. питают всю социальную и государственную сферу жизни страны;
- с помощью изменения
размеров налогов и
Совершенствование налоговых отношений - наиболее трудная область деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Однако именно этого требует в настоящее время экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
По мере развития производительных сил, роста национального богатства совершается и финансирование отношений по поводу образования, распределения и использования доходов общественного производства - хозяйственных субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство [8].
Оплата труда образует
первичные доходы наемных
Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов общественного производства. Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйственных субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.
Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.
Налоговые отношения представляют собой отношение государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков – физических и юридических лиц – и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов – государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме и одностороннем порядке – от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения – наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозмездно в принудительном порядке, а государство его получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, а второй – как можно больше получить. Спор решается полюбовно в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространятся на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства [7].
Налоговые отношения, являясь частью распределительного процесса, подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.
Налоговые отношения имеют две стороны: с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой, - являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государствам.
Выражая более узкую сферу производственных отношений, т.е. часть перераспределительных отношений, налоги, тем не менее, тесно взаимодействуют с экономическим базисом, отражая возникающие противоречия между производством, обменом и потреблением; предложением и платежеспособным спросом в обществе.
Преобладающая часть
налоговых изъятий не возвращается
плательщику как члену
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
На пути к
рыночной экономике налоги становятся
наиболее действенным инструментом
регулирования новых
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Налоговая система
является одним из главных элементов
рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более - самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения [36].