Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов.
Глава 2. Элементы построения налога.
Глава 3. Класификация налогов по различным признакам.
Глава 4. Понятие налоговой ситемы
Глава 5. Особенноси потроения налоговой ситемы РФ
Глава 6. Виды налогов в России.
Глава 7. Специальные налоговые режымы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Рефират Финансы.docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения


 

 

 

 

ЗАЧТЕНО

 

Проверила:

 

"___" ____________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

“Налоги и налоговая система”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

Кафедра:

ФУПП

Специальность:

190700


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       г.Тюмень 

2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов.

Глава 2. Элементы построения налога.

Глава 3. Класификация налогов по различным признакам.

Глава 4. Понятие налоговой ситемы

Глава 5. Особенноси потроения налоговой ситемы РФ

Глава 6. Виды налогов в России.

Глава 7. Специальные налоговые режымы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Цель моего реферата – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

 

 

Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов.

 

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.   

 Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП. 

  Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д. 

  В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.  

  Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

   С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. 

  С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.  

  Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:  

а) первый,  заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета. 

б) второй,  заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция. 

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

1)    Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.

2)    Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.   

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и   других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

 

 

Функции налогов

 

1.     Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов.

2.     Экономическая функция. Предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики.

3.     Регулирующая функция. Проявляется в том, что налоги являются инструментом оказания влияния на воспроизводство стимулируя или замедляя его темпы, платежеспособный спрос, накопление капитала, НТП и т.д.

4.     Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков.

 

 

Глава 2. Элементы построения налога.

 

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия. 
К основным элементам налогообложения относятся:

 

субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.

объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения.  Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;

источник налога – является доход;

единица обложения – единица измерения  объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.

налоговая ставка – это величина налога  на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;

налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;

льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;

период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год). 

 

 

Глава 3. Класификация налогов по различным признакам.

 

 

 

 I. Финансово-экономический признак.   

1. По способу изъятия:    

- прямые;    

- косвенные (НДС, акцизы, таможенные  пошлины).   

2. По переложению налогового бремени:    

- перелагаемые (косвенные);    

- неперелагаемые (прямые).  

3. По способу обложения:      

- налоги с ЮЛ;     

- налоги с ФЛ.     

- общие налоги.   

4. По объекту обложения:      

- имущественные;     

- рентные;     

- с выручки;     

- налоги на потребление.   

5. По единице налогообложения:      

- экономические налоги;     

- расчетные.   

6. По налоговым ставкам:      

- прогрессивные;     

- регрессивные;     

- пропорциональные;     

- твердые;     

- кратные МРОТ.   

7. По сфере функционирования:      

- общеобязательные;     

- специальные.    

8. По целевой направленности:       

- абстрактные;      

- конкретные.    

9. По способу выражения:       

- налично-денежные;      

- безналичные.     

10. По общему признаку налогового источника:      

- налоги на доходы;      

- налоги на расходы;     

11. По источнику уплаты:      

- индивидуальные;      

- включаемые в себестоимость;      

- за счет балансовой прибыли;       

- за счет чистой прибыли;      

- с выручки.     

12. По способу обложения и взимания:      

- кадастровые;      

- декларационные;      

- у источника.     

II. Административно-правовой признак.

1.     По праву использования платежей:       

- собственные;    

- регулирующие.    

2. По структурно-административному признаку:    

- федеральные;    

- региональные;    

- местные.    

3. По способу перечисления:     

- автоматически;    

- самостоятельно;    

- по поручению.  

III. Пространственно-временной признак.

1.     По периодичности: 

- срочные; 

- регулярные.

2. По времени и месту взимания: 

- у источника  дохода; 

- у владельца  собственника дохода; 

- при расходовании  средств.

 

 

 

Глава 4. Понятие налоговой ситемы.

 
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога: 1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению; 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги могут взиматься следующими способами: 
 
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 
 
2) на основе декларации: Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 
 
3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Информация о работе Налоги и налоговая система