Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 02:09, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности формирования системы налогообложения Испании, сопоставить ее с российской системой налогообложения, на основе этого сделать выводы о различиях и сходствах налоговых систем.
Введение………….…………………..………………………………………….3 Глава I. Характеристика налогов и налоговой системы России…………….4
1.1.Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.……4
1.2. Содержание основных понятий налогового права………………….…8
1.3. Основные виды налогов……………………………………………….…11
Глава II. Налоги и налоговая система Испании………………………………18
2.1. Федеральные налоги………………………………………………….…22
2.2. Региональные налоги……………………………………..……………26
2.3. Местные (муниципальные) налоги…………………………………….26
2.4. Особый налоговый режим Канарских островов………………….…28
2.5.Нерезиденты и конвенция об избежании двойного
налогообложения……………………………………………………………29
Глава III. Сравнительная характеристика налоговой системы
России и Испании ………………………………………………………….….30
Таблица 15.Удельный вес налоговых поступлений в России и
Испании по отношению к ВВП(в %)……………………………..………..36
Таблица 16.Урвень собираемости отдельных видов налога к
ВВП(в %)………………………………………………………………...…..38
Таблица 17.Уровень реализации экономической функции
налоговых систем России и Испании…………………………………..…46
Таблица 18.Уровень реализации фискальной функции
налоговых систем России и Испании…………………………..………….46
Заключение…………………………………………………………..…………47
Список используемой литературы……………………………………..……50
Отраслевой потенциал как элемент российской системы налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла, что позволяет предложить их лоббистский характер.
Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.
Фискальная функция системы налогообложения России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь, на наш взгляд, положение нельзя признать благополучным.
Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет (при этом следует учитывать массовую практику использования наличных расчетов при формировании доходов населения).
Для получения реальных денежных (хотя и не всегда, особенно на региональном уровне) доходов государства больше значение не имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.
Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.
Главным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.
Общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств сведены в таблицы 17 и 18.
Таблица 17 Уровни реализации экономической функции налоговых систем России и Испании.
Название страны |
Инвестиционный потенциал |
Региональный потенциал |
Отраслевой потенциал |
Конкурентный потенциал |
Россия |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Испания |
Средний |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Таблица 18 Уровни реализации фискальных функций налоговых систем России и Испании.
Название страны |
Доходы физ. лиц |
Доходы юр. лиц |
Собственность |
Акцизные платежи |
Россия |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Испания |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Опираясь на данные таблиц, очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Заключение
Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании также осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и другие. В России, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.
Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.
Список используемой литературы:
1. Сборник международных договоров Российской Федерации по устранению двойного налогообложения. М.: Фирма «Спарк», 1995;
2. Балабин В.И. «Налоговое право: теория, практика, споры». М., 2000;
3. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Брызгалин В.В., Баженов О.И. «Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок». – М.: Аналитика-Пресс, 1999;
4. Ван Хорн Дж. К. «Основы управления финансами». – М.: Финансы и статистика, 1996;
5. Витрянский В.В., Герасименко С.А. «Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс». – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995;
6. Волков А.М. «Швеция: социально – экономическая модель». – М.: Мысль, 1991;
7. Вильчур Н.Р., Каретникова А.А. «Налоговый Кодекс Российской Федерации с постатейными материалами и комментариями», М. 2000;
8. Горбунов А.Р. «Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. Под ред. Р.Т. Юлдашева» 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1995;
9. Грейсон Д. Мл., О`Делл К. «Американский менеджмент на пороге XXI века» – М.: «Экономика», 1991;
10. Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюхин И.Н. «Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии». Под редакцией – Н.М. Голованова. – С.-Пб.: «Юридический центр Пресс», 1999;
11. Глухо В.В., Дольдэ И.В. «Налоги: теория и практика». – Учебное пособие, С.-Пб. «Специальная Литература», 1996;
12. Гуреев В.И. «Российское налоговое право». – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997;
13. Дадашев А.З., Черник Д.Г. «Финансовая система России» – М.: ИНФРА–М ,1997;
14. Дернберг Р.Л. «Международное налогообложение» – М.: ЮНИТИ; Будапешт:COLPI;
15. Евстигнеев Е.Н. «Основы налогообложения и налогового права», Учебное пособие. – М. Инфра-М, 1999;
16. Иловайский Д. «Царская Русь» – М.: «Чарли», 1996;
17. Йордан Э. «Структурное проектирование и конструирование программ»: пер. с англ. – М.: Мир. 1979;
18. Карасёва М.В. «Финансовое право». Общая часть: Учебник. – М.: «Юристъ», 1999;
19. Кашин В.А. «Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий». – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998;
20. Кейнс Дж. М. «Общая теория занятости, процента и денег».– М: Прогресс, 1978;
21. Кирова Е.А. «Налоги и предпринимательство в России». М. 1998;
22. Князев В.Г. «Налоги в странах – членах ЕЭС». – Финансы – 1993 – №5;
23. Козырин А.Н. «Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики». М.: Изд-во «Манускрипт», 1993;
24. Козырин А.Н. «Правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах» – Финансы – 1994 – №5;
25. Кучеров И.И. «Налоги и криминал» (историко-правовой анализ). М., 2000;
26. Кучеров И.И. «Преступления в сфере налогообложения» (Научно-практический комментарий к УК РФ). М., 2001. ISBN 5-89158-036-5;
27. Куксин И.Н. «Налогообложение и налоговая политика в России». – М.: Граница, 1997;
28. Мартинез Вагез Хорхе, Мак` Наб Роберт. «Налоговые системы стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рынку». – Атланта: Университет штата Джорджия, март 1997;
29. Мещерякова О. «Налоговые системы развитых стран мира». Справочник – М.: Фонд «правовая культура»,1995;
30. Павлова Л.П. «Местные бюджеты капиталистических государств». – М.: «Финансы», 1972;
31. Павлова Л.П. «Финансы местных органов управления капиталистических стран». – М.: «Финансы», 1977;
32. Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в РФ» – М.: «Книжный Мир», 1999;
33. Пепеляев С.Г. «Законы о налогах: элементы структуры» – М.: «СВЕА», 1995;
34. Перов А.В. «Налоги и международные соглашения России». М.: «Юристъ» 2000;
35. Петти В., Смит А., Рикардо Д. «Антология экономической классики» – М: «Эконов–ключ», 1993;
36. Питерс Т., Уотермен Р. «В поисках эффективного управления» – М.: «Прогресс», 1986;
37. Попонова Н.А. «Финансово – экономический анализ отчетности предприятий в развитых странах». // «Финансы» – 1995 – № 6;
38. Починок А. «Реформы в России: Налоги, которые мы выбираем». // «Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование».– М.: «Республика»,1997, с.63–69;
39. Пушкарёва В.М. «История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие». М.: ИНФРА-М, 1996;
40. Семёнова М.В. «Налоги с иностранных юридических и физических лиц: исчисление и отражение в бухгалтерском учёте». М.: «Финансы и статистика», 1999;
41. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. «Налоги и налоговое планирование в мировой экономике». – М.: ДС «Экспресс ИНК», 1997;
54. «Все налоги России». – М.: Экономика и финансы, 1996;
55. Интернет – источник http://ru.wikipedia.org/wiki/
Содержание:
Введение………….…………………..……………………
1.1.Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.……4
1.2. Содержание основных понятий налогового права………………….…8
1.3. Основные виды налогов……………………………………………….…11
Глава II. Налоги и налоговая система Испании………………………………18
2.1. Федеральные налоги………………………………………………….…22
2.2. Региональные налоги……………………………………..……………26
2.3. Местные (муниципальные) налоги…………………………………….26
2.4. Особый налоговый
режим Канарских островов………………
2.5.Нерезиденты и конвенция об избежании двойного
налогообложения………………………………………
Глава III. Сравнительная характеристика налоговой системы
России и Испании ………………………………………………………….….30
Таблица 15.Удельный вес налоговых поступлений в России и
Испании по отношению к ВВП(в %)……………………………..………..36
Таблица 16.Урвень собираемости отдельных видов налога к
ВВП(в %)………………………………………………………………...…
Таблица 17.Уровень реализации экономической функции
налоговых систем России и Испании…………………………………..…46
Таблица 18.Уровень реализации фискальной функции
налоговых
систем России и Испании…………………
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..……50