Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:41, курсовая работа
Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплателыциками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интере¬сами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой. Поскольку налогообложение ограничивает право соб¬ственности гражданина (ст. 35 Конституции РФ), предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - необ¬ходимое условие демократической налоговой системы.
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При этом в случае удовлетворения иска налогоплательщика или иного лица о признании недействительным решения налогового органа о привлечении указанного лица к налоговой ответственности и взыскании налоговых санкций уплаченная истцом по такому делу государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.
Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:
– Конституции;
– федеральным законам;
– нормативным правовым актам Президента РФ;
– нормативным правовым актам Правительства РФ.
Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с этим подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.
Перечень инстанций, рассматривающих жалобы в судебном порядке. При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:
1) в суд общей юрисдикции;
2) арбитражный суд;
3) Конституционный Суд РФ.
В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.
Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК):
– для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.
Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.
Заключение
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц определяется главой 19 НК РФ.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. При этом отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Регламентом рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 (далее - Регламент), предусматривается процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы (в соответствии со ст. 139 НК РФ);
б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика;
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
С 1 января 2009 в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Налоговый кодекс РФ установил обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом, в соответствии с которым налогоплательщик утратил право обращаться для разрешения спора напрямую в судебные органы до обращения в вышестоящий налоговый орган (Управление).
Досудебный порядок предполагает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд. Досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган может быть апелляционным (в отношении решения, которое не вступило в силу) или обычным (обжалование вступившего в силу решения).
Обязательная досудебная процедура обжалования предусмотрена в отношении ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов, к которым относятся решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также решения об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с Сообщением ФНС России от 09.02.2011 "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган" жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается заявителем или его представителем (законным или уполномоченным).
В жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:
1) наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
2) персональные данные заявителя: фамилию, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), при этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе указывать не ИНН, а свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ;
4) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
5) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
6) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
7) суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа);
8) расчет оспариваемой денежной суммы;
9) перечень прилагаемых документов.
Перечень документов, подаваемых вместе с жалобой, определяется в соответствии с Сообщением ФНС России от 15.02.2011 "О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган" и включает в себя:
1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем)
Подписать жалобу может помимо самого налогоплательщика его законный или уполномоченный представитель.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
При рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган не должен извещать налогоплательщика (заявителя) о времени рассмотрения его жалобы. Соответственно, участие заявителя в рассмотрении такой жалобы не является обязательным, т.к. в НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.
Пунктом 2 ст. 101.2 НК РФ предусмотрено два варианта вступления в силу обжалованного в апелляционном порядке решения:
если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, то такое решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом;
если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то такое решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Таким образом, решение налоговой инспекции при подаче апелляционной жалобы вступает в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Без соблюдения досудебного порядка по-прежнему можно обжаловать такие акты налоговых органов, как:
решение об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
решение о взыскании налога, пеней и штрафа;
решение о приостановлении операций по банковским счетам;
налоговые уведомления на уплату имущественных налогов и т.д..
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу с приложением обосновывающих ее документов. Никаких других требований к форме и содержанию жалобы НК РФ не предусмотрено. Главное, на что необходимо обратить внимание, - в жалобе должен быть правильно определен предмет обжалования и обоснованны заявляемые требования. Жалобу подписывает сам налогоплательщик. Если жалоба подписывается представителем налогоплательщика, его полномочия должны быть документально подтверждены соответствующей доверенностью.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) должен вынести решение по существу.