Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:31, реферат
Налоги представляют собой один из главных методов мобилизации государственных доходов и сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения, а с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.
Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности. [4, С 23-24]
3.2. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса.
Для современной российской экономики понятие «инвестиционный кризис», к сожалению, стало привычным, а инвестиционный спад как в промышленности, так и в научно-технической сфере, несет реальную угрозу разрушения производственного потенциала страны.
Застойные явления в сфере капиталовложений, недоиспользование новых основных фондов, «замораживание» объектов инвестирования активно проявлялись еще в 80-е гг. Уже с середины 80-х гг. происходит замедление роста объемов основных фондов и инвестиций, а затем и быстрое их сокращение. Однако обвальный характер процесс сокращения инвестиций в российской экономике приобрел в 90-е гг. Свертывание, а в ряде отраслей полная приостановка процесса технического обновления производства ведут к размыванию фундамента российской промышленности.
Существует ли достаточно быстрое и конструктивное решение этой одной из важнейших для современной российской экономики проблемы?
Различные варианты рецептов преодоления кризиса инвестиций предоставляет вся послевоенная экономическая история ведущих индустриальных стран и в первую очередь США, Германии, Японии, Франции и Великобритании, которые сумели найти внутренние резервы самофинансирования. Послевоенные десятилетия в развитии теории и практики государственного регулирования ведущих западных стран — это период формирования налоговых и кредитных рычагов, ставших впоследствии традиционными, рычагов, способствующих расширению инвестиций в производство и научно-технические исследования.
В системе мер государственного регулирования инвестиционная политика стала объектом особой заботы и самого пристального внимания многих государств, особенно развитых. Объем инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия экономики, а колебания инвестиционных вложений — как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе — объема национального производства и занятости населения. В рамках налоговой и кредитной политики постоянно трансформируются системы льгот и других экономических методов, стимулируется частная инициатива и финансовая поддержка предпринимателей, осуществляющих инвестиции на модернизацию производства, научно-технические исследования или с целью активизации промышленного развития экономически отсталых районов.
Особенно интересен анализ налоговых реформ 80-х — начала 90-х гг. в США, Великобритании, ФРГ, Франции и ряде других стран Запада. Мы остановимся на наиболее эффективных приемах экономического стимулирования инвестиций — приемах, которые с успехом могут быть использованы и в российском налоговом законодательстве, создаваемом практически заново. [1, стр 41-42]
Совершенствование налогового стимулирования инвестиций должно происходить на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Причем стимулирование, проводимое на региональном и местном уровнях, является более эффективным, так как только на этих уровнях возможно выявить перспективные предприятия отраслей народного хозяйства и более адресно разработать для них систему налоговых стимулов.
Однако не всегда налоговые стимулы, предоставляемые региональными и местными органами власти, имели положительный эффект. Зачастую создание благоприятного инвестиционного климата в одних регионах было причиной сокращения государственного финансирования в других регионах вследствие снижения доходов федерального бюджета, так как происходила миграция промышленного капитала в так называемые внутрироссийские "налоговые гавани" — регионы и закрытые города, предоставляющие зарегистрированным на их территории предприятиям льготы по региональным налогам и долям федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты.
Поэтому в 1999-2000 гг. были ужесточены правила распределения налоговых доходов между федеральными и региональными бюджетами. Во-первых, не было продлено действие индивидуальных соглашений с национальными республиками, предоставляющих им право на льготные пропорции распределения поступлений от федеральных налогов. Во-вторых, были внесены изменения в законодательство, противодействующие функционированию этих налоговых гаваней. В-третьих, обязанность по распределению налоговых поступлений была возложена на органы федерального казначейства, что исключило возможность изменения пропорций распределения налоговых доходов. Поэтому налоговая политика федеральных органов власти должна занимать центральное место. По некоторому мнению, это позволило, устранить негативное влияние внутренних оффшоров на поступления налогов в бюджет. Однако анализ статистических данных показал и обратное. Так, в течение всего 2000 г. объем льгот по региональной части налога на прибыль для ЗАТО не корреспондировался с размерами поступления федеральной части налога из прибыль по этим территориям. Это может означать, что крупным компаниям, продолжающим базироваться в оффшорных зонах, удалось найти новые способы ухода от налогов.
Все
без исключения налоги прямо или
косвенно влияют на размер собственных
средств хозяйствующих
Почти все удерживаемые с организации налоги сокращают величину чистой прибыли - одного из главных источников инвестиций из собственных средств. Поэтому налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшается не только от производственно-хозяйственных расходов и иных затрат, но и от величины уплаченных налогов, а именно налогу на пользование автомобильных дорог, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций и другим налогам. Такая структура налогообложения приводит к тому, что увеличение ставок по одному какому-либо из этих налогов снижает массу поступлений от налога на прибыль и, как следствие, сокращает величину чистой прибыли организации, и наоборот.
Проведенный анализ показал, что налог на прибыль содержит наиболее эффективные методы налогового стимулирования инвестиций, в числе которых амортизация, льгота на капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит, понижение ставки и другие.
Стимулирование
эффективности использования
Основными методами стимулирования инвестиций при применении подоходного налога о физических лиц являются льготы, задачами которых также являются социальное регулирование, выравнивание доходов и достижение определенного уровня социальной справедливости, стимулирование предпринимательской деятельности, потребительского спроса. Размер ставки подоходного налога является важным для вовлечения физических лиц в инвестиционный процесс. [5, стр 36-39]
Несмотря на то, что налоги, можно сказать, ровесники человечеству, в вопросах их сущности и назначения, установления и взимания, организации и принципов налогообложения, содержания налоговой деятельности государства, форм и методов осуществления этой деятельности до сих пор много неясного и спорного.
Государство нуждается в налогах, поскольку они выступают финансовой основой его существования. А в государстве, несмотря на то, что оно является институтом, отчужденным от общества и стоящим над ним, нуждается само общество, выступающее коллективным налогоплательщиком. В итоге налоги столь же необходимы, как необходимо само государство, которое содержится за счет этих налогов. Но обусловлены эти налоги не потребностями экономики, а потребностями общества в государстве.
Налоги порождены государством. Поэтому, чтобы добиться изменения налоговой системы, надо в первую очередь добиться изменения той доктрины, которой руководствуется государство, осуществляя свою налоговую деятельность, в том числе, устанавливая налоги, выстраивая их систему и осуществляя их взимание.
В основе налоговой политики государства должна лежать минимизация налогов. При этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство - не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу». Реализация дайной концепции потребует повышения политической активности общества, его консолидации и самоорганизации, превращения общества в самодостаточную политическую силу, способную реально влиять не только на финансовую политику государства, но и на формирование той идеологически господствующей доктрины, которой оно должно руководствоваться в процессе осуществления своей налоговой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики