Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:20, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 2
Глава 1. Экономическая природа налогов 5
1.1 Возникновение и развитие налогов 5
1.2. Функции налогов 7
Глава 2. Налоговая политика 11
2.1. Реформирование налоговой политики 11
2.2. Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы города Москвы 17
Заключение 19
Список использованных источников 22
Содержание
Введение 2
Глава 1. Экономическая природа налогов 5
1.1 Возникновение и развитие налогов 5
1.2. Функции налогов 7
Глава 2. Налоговая политика 11
2.1. Реформирование налоговой политики 11
2.2. Оценка деятельности Управления
Федеральной налоговой службы города
Москвы
Заключение 19
Список использованных источников 22
Введение
Среди множества экономических
рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место занимают налоги. В условиях
рыночных отношений, и особенно в
переходный к рынку период, налоговая
система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма государственного
регулирования экономики. Государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления
рынка. От того, насколько правильно
построена система
Объектом исследования данной работы является влияние налогов и налоговой политики на экономическое развитие страны.
Предметом исследования является
оптимизация процессов
В этой связи, целью работы
является экономическая природа
налогов. Вместе с тем, отсутствие системных
исследований теории, методологии формирования
налоговой политики предопределило
выбор темы курсовой работы, цель, задачи,
структуру и направления
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
исследовать возникновение и развитие налогов;
изучить функции налогов;
дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.
Вопросам формирования государственной
налоговой политики посвящены работы
отечественных ученых А.В. Аронова,
С.В. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева,
В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова
, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова
и др. Рассмотрение и оценка отдельных
элементов налоговой политики и
налогово-бюджетного федерализма представлены
в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова,
Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, О.А. Мироновой,
А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева. Труды
зарубежных авторов по проблемам
формирования и реализации налоговой
политики не нашли достаточного применения
в данном исследовании, так как
не учитывают особенности
Глава 1. Экономическая природа налогов
1.1 Возникновение и развитие налогов
Возникновение и существование
налогов обусловлено
Общественные (коллективные) блага - это такие товары и услуги, производство которых неэффективно на частных рынках, поскольку они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одновременно не попасть в распоряжение других лиц, и, кроме того, могут предоставляться им без дополнительных затрат. К общественным благам относятся, например, национальная оборона, правоохранительная система, государственное управление, автомагистрали национального значения, система всеобщего среднего образования и т. п.
Для того чтобы общество
могло пользоваться такими благами
и услугами, не допуская при этом
дефицитного выделения
Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.
В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:
Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.
Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.
Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников.
Экономическая наука изначально
рассматривала налоговую
Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов. Наиболее известными среди них были:
а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);
б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);
в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как спра ведливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй);
г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);
д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д.С. Милль).
В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.
Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) внесли: А. Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д.М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, А. Лаффер.
1.2 Функции налогов
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.
Основными характеристиками налога являются:
принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;
безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;
обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;
законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
В экономической системе
налоги выполняют следующие основные ф
Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.
Эта функция долгое время
считалась самодостаточной для
выражения сущности и назначения
налогов и определяла нейтральный
характер налоговой системы, что
отвечало принципам классической экономической
теории о невмешательстве государства
в экономическую жизнь
С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
Стимулирующее воздействие
налогов реализуется через
Налоговые льготы используются
и для смягчения социального
неравенства. Здесь проявляетсясоциальная фу
Функции налогов неразрывно
связаны друг с другом. Реализация
фискальной функции позволяет