Налоговая политика Российской Федерации, ее понятие и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:34, реферат

Краткое описание

Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия, а также реализации управленческих решений, относительно процесса производства, получения доходов и потребления в границах отдельно взятой географической территории.
При создании основ механизма рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли государства в развитии экономической системы. Государство должно обеспечить необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических процессов, в частности, используя налоговую политику. Современная экономическая теория представлена различными мнениями насчет трактовки понятия «налоговая политика».

Содержание

1. Налоговая политика Российской Федерации, ее понятие и основные направления 3
2. Акцизы: плательщики, ставки, порядок исчисления и уплаты 7
3. Задача 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

k_r_nalogi.docx

— 49.91 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Налоговая политика Российской Федерации, ее понятие и основные направления 3

2. Акцизы: плательщики, ставки, порядок исчисления и уплаты 7

3. Задача 17

Список использованной литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая политика Российской Федерации, ее понятие и основные направления

Экономическая система -  это особым образом упорядоченная  система связей между производителями  и потребителями материальных и  нематериальных благ и услуг. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия, а также реализации управленческих решений, относительно процесса производства,   получения доходов и потребления в границах отдельно взятой географической территории.

При создании основ механизма  рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли  государства  в развитии экономической  системы. Государство должно обеспечить необходимые  условия для  функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических  процессов, в частности,  используя  налоговую политику. Современная  экономическая теория представлена различными мнениями насчет  трактовки  понятия  «налоговая политика».

Наиболее универсальным  можно считать определение, трактующим налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер,  проводимых государством по созданию налоговой системы, с

целью использования функций  налогов при  достижения задач, которые  призвана решить экономика  в определенный  момент или период. 

Выражаясь иначе, налоговая  политика представляет собой  структурированный  набор  мер воздействия на налоговую  систему,  которые реализуется  посредством  налогового права, то есть на законном основании. В указанных  отношениях субъектом управления является  государство, а налоговой системе отведена роль объекта управления.

Результативность  осуществляемой налоговой политики  значительно   зависит от тех корректировок, которое  государство вносит  в  экономическую  политику в целом.   Но значение налоговой политики  все-таки относительно самостоятельное, и по этой причине  её построение производится  на основе научной теории налогов. Без научного подхода  развитие проходит неконтролируемо, с ошибками и недочетами, порой имеющими тяжелые последствия.

В настоящее время,  наиболее приближена к требованиям современной  налоговой политики  теория переложения  налогов, основы которой были выдвинуты  еще в XVII веке. Несмотря на актуальность, указанная теоретическая концепция  менее всего изучена. Суть этой теории заключается в  положении о  том,  что распределение налогового бремени может быть достигнуто только в процессе обмена и формирования цены.               Используя обменные и распределительные  процессы, налогоплательщик может переложить налоговое бремя на другое лицо - носителя налога, на которого и возлагаются обязательства.

Государство использует методы  прямого (властно-распорядительные взаимотношения) и косвенного регулирования экономикой: создание условий  экономической  мотивации или стимуляции в экономических  действиях. Методы заинтересованности или стимуляции  предпочтительны  для экономики рыночных отношений, по причине их эффективности, при  сравнении с прямыми методами.  Налоговая политика относится ко второму типу методов регулирования. Формы и методы налоговой политики определяются законами экономики, присущими  экономической системе страны, то есть зависят от политической системы, национальных приоритетов и целей, административно-территориального деления, сложившегося характера взаимодействия отличных друг от друга  форм собственности, других факторов и условий функционирования экономики государства. Фискальная политика, как и любая другая политика осуществляемая государством, наполнена  содержанием, наполненным последовательными  действиями  по выработке   концепции  развития налоговой системы обоснованной теоретическим научным опытом, установлению и провозглашению основных направлений использования налогового механизма, а также внедрению в реальные условия и контролю над ее эффективностью.

Являясь составной частью экономической политики и политики в области финансов,  фискальная  политика напрямую  зависит и  от форм и методов, применяемых государством в данных направлениях.  Разнообразие форм можно представить следующим  образом:

- политика максимальной  налоговой нагрузки. Государством  утверждены высокие налоговые  ставки,  сокращен перечень налоговых  льгот, введены дополнительные  виды, с целью изъятия от граждан  и субъектов предпринимательства   максимального размера   финансовых  ресурсов.             В данном случае указанные  фискальные меры  не содействуют   экономическому развитию, и проводится  в критические времена.

- политика, направленная  на экономическое развитие. Государство  в максимально  возможных объемах  налоговой нагрузки  учитывает   не  только фискальные интересы, но интересы налогоплательщиков. При ослаблении давления налогового  пресса, целью является создание  условий для расширения капитала, стимулирования деятельности инвесторов  в атмосфере  благоприятного  налогового климата.

- политика оптимального  налогообложения. Государство устанавливает  высокий уровень налогообложения,  при  проведении мероприятий  по социальной  защищенности граждан,  посредством государственных целевых  программ.

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов  подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и  определенность условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений  в законодательство о налогах  и сборах, соответствующих предусмотренным  в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Такой порядок приводит к  увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость  действий государственных органов  в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих  долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой  политики продолжают оставаться поддержка  инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы Российской Федерации. В  то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной  системы Российской Федерации.

[Электронный ресурс: Доступ http://base.garant.ru/Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов]

  1. Акцизы: плательщики, ставки, порядок исчисления и уплаты

Наиболее полное определение  акциза, отражающее его экономическую  сущность, было приведено в Федеральном  законе от 02.01.2000 N 2-ФЗ «Об акцизах», который утратил силу с 1 января 2001 г. Согласно данному ФЗ акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара (продукции).

Согласно статье 179 НК РФ (Часть II Глава 22.Акцизы) Налогоплательщиками акциза признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Следует особо подчеркнуть, что при отнесении организаций  и индивидуальных предпринимателей к числу плательщиков акцизов  необходимо руководствоваться наличием или отсутствием в их хозяйственной  деятельности объекта налогообложения  акцизами. Если он имеется, то непременно возникает и обязанность по уплате акцизов, а, следовательно, организации  или индивидуальные предприниматели  становятся их плательщиками.

Согласно НК РФ, объектом обложения акцизами признаются подлежащие налогообложению определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами.

  1. реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
  2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
  3. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
  4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
  5. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  6. передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
  7. передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
  8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  9. ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  10. получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
  11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
  12. передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), если иное не установлено подпунктом 16 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса.

Полный перечень налогооблагаемых акцизами операций приводится в ст. 182 Налогового кодекса РФ. Исходя из содержания указанной статьи не трудно заметить, что подавляющая часть этих операций, равно как и круг налогоплательщиков, формируется в производственной сфере. Но в то же время уже в течение нескольких лет отмечалось внедрение акцизов, хотя и в меньшей степени, в сферу обращения. (В первые годы функционирования налоговой системы РФ уплата акцизов (за небольшим исключением) возлагалась на производственные предприятия, выпускающие подакцизные товары.) Так, с 1 января 2001 г. в связи с введением в действие второй части Налогового кодекса РФ произошло существенное расширение области применения акцизов в этой сфере. К уплате акцизов по алкогольной продукции были подключены оптовые организации торговли.

Согласно статье 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:

  1. этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья;
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, и другие виды продукции в жидком виде)
  3. алкогольная продукция;
  4. табачная продукция;
  5. автомобили легковые;
  6. автомобильный бензин;
  7. дизельное топливо;
  8. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  9. прямогонный бензин;
  10. топливо печное бытовое.

Ставки по подакцизным  товаром приведены в Таблице  №1.

 

 

 

 

 

 

Таблица №1.

Налогообложение подакцизных  товаров, за исключением автомобильного бензина, дизельного топлива, прямогонного бензина и топлива печного  бытового, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года

 

 Виды подакцизных товаров  

Налоговая ставка (в процентах  и (или) рублях

            за единицу измерения)           

  с 1 января  

 по 31 декабря 

   2013 года  

 включительно 

 с 1 января  

по 31 декабря 

  2014 года  

 включительно 

  с 1 января 

 по 31 декабря

   2015 года 

 включительно 

Этиловый спирт,           

произведенный из пищевого 

или непищевого сырья, в   

том числе денатурированный

этиловый спирт, спирт-    

сырец, дистилляты винный, 

виноградный, плодовый,    

коньячный, кальвадосный,  

висковый:                 

 

реализуемый организациям, 

осуществляющим            

производство              

спиртосодержащей          

парфюмерно-косметической  

продукции в металлической 

аэрозольной упаковке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 рублей      

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

реализуемый организациям, 

не уплачивающим авансовый 

платеж акциза

59 рублей     

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

74 рубля     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

93 рубля     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Спиртосодержащая

парфюмерно-косметическая  

продукция в металлической 

аэрозольной упаковке      

0 рублей      

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Спиртосодержащая продукция 

бытовой химии             

в металлической           

аэрозольной упаковке      

0 рублей      

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

0 рублей     

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Спиртосодержащая продукция 

(за исключением           

спиртосодержащей          

парфюмерно-косметической  

продукции в металлической 

аэрозольной упаковке и    

спиртосодержащей продукции 

бытовой химии в           

металлической аэрозольной 

упаковке)                 

320 рублей    

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

400 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

500 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Алкогольная продукция с   

объемной долей этилового  

спирта свыше 9 процентов  

(за исключением пива, вин, 

фруктовых вин, игристых   

вин (шампанских)

400 рублей    

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

500 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

600 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Алкогольная продукция с   

объемной долей этилового  

спирта до 9 процентов     

включительно (за          

исключением пива,         

напитков, изготавливаемых 

на основе пива, вин,      

фруктовых вин, игристых   

вин (шампанских)

320 рублей    

за 1 литр     

безводного    

этилового     

спирта,       

содержащегося 

в подакцизном 

товаре        

400 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

500 рублей   

за 1 литр    

безводного   

этилового    

спирта,      

содержащегося

в подакцизном 

товаре       

Вина, фруктовые вина (за  

исключением игристых вин  

(шампанских)

7 рублей      

за 1 литр     

8 рублей     

за 1 литр    

9 рублей     

за 1 литр    

Игристые вина (шампанские)

24 рубля      

за 1 литр     

25 рублей    

за 1 литр    

26 рублей    

за 1 литр    

Пиво с нормативным        

(стандартизированным)     

содержанием объемной доли 

этилового спирта до 0,5   

процента включительно     

0 рублей      

за 1 литр     

0 рублей     

за 1 литр    

0 рублей     

за 1 литр    

Пиво с нормативным        

(стандартизированным)     

содержанием объемной доли 

этилового спирта свыше 0,5

процента и до 8,6 процента

включительно, напитки,    

изготавливаемые на основе 

пива                      

15 рублей     

за 1 литр     

18 рублей    

за 1 литр    

20 рублей    

за 1 литр    

Пиво с нормативным        

(стандартизированным)     

содержанием объемной доли 

этилового спирта свыше 8,6

процента                  

26 рублей     

за 1 литр     

31 рубль     

за 1 литр    

37 рублей    

за 1 литр    

Табак трубочный,          

курительный, жевательный, 

сосательный, насвай,      

нюхательный, кальянный (за

исключением табака,       

используемого в качестве  

сырья для производства    

табачной продукции)       

1 000 рублей  

за 1 кг       

1 500 рублей 

за 1 кг      

1 800 рублей 

за 1 кг      

Сигары

58 рублей     

за 1 штуку    

85 рублей    

за 1 штуку   

128 рублей   

за 1 штуку   

Сигариллы (сигариты)

870 рублей за 

1 000 штук    

1 280 рублей 

за 1 000 штук

1 920 рублей 

за 1 000 штук

Сигареты, папиросы        

550 рублей за 

1 000 штук + 8

процентов     

расчетной     

стоимости,    

исчисляемой   

исходя из     

максимальной  

розничной     

цены, но не   

менее         

730 рублей за 

1 000 штук    

800 рублей за 

1 000 штук + 

8,5 процента 

расчетной    

стоимости,   

исчисляемой  

исходя из    

максимальной 

розничной    

цены, но не  

менее 1 040  

рублей за    

1 000 штук   

960 рублей за 

1 000 штук + 

9 процентов  

расчетной    

стоимости,   

исчисляемой  

исходя из    

максимальной 

розничной    

цены, но не  

менее 1 250  

рублей за    

1 000 штук   

Автомобили легковые с     

мощностью двигателя до    

67,5 кВт (90 л.с.)        

включительно              

0 рублей      

за 0,75 кВт   

(1 л.с.)      

0 рублей     

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

0 рублей     

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

Автомобили легковые с     

мощностью двигателя свыше 

67,5 кВт (90 л.с.) и до   

112,5 кВт (150 л.с.)      

включительно              

31 рубль      

за 0,75 кВт   

(1 л.с.)      

34 рубля     

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

37 рублей    

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

Автомобили легковые с     

мощностью двигателя свыше 

112,5 кВт (150 л.с.),     

мотоциклы с мощностью     

двигателя свыше 112,5 кВт 

(150 л.с.)                

302 рубля     

за 0,75 кВт   

(1 л.с.)      

332 рубля    

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

365 рублей   

за 0,75 кВт  

(1 л.с.)     

Моторные масла для        

дизельных и (или)         

карбюраторных             

(инжекторных) двигателей  

7 509 рублей  

за 1 тонну    

8 260 рублей 

за 1 тонну   

9 086 рублей 

за 1 тонну.  

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации, ее понятие и основные направления