Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих "подданых" - физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, устанавлемые и взымаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами.

Содержание

Введение
Сущность налогообложения и его принципы (А.Смит)
Виды налогов и классификация
Эффект Лаффера
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат налоговая система.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

 

Институт педагогики и психологии

Специальность/направление  – 050706.65 – Педагогика и психология

Форма обучения – очная

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Налоговая система»

 

 

 

 

 

Составила:

студентка 4 курса 41 группы

Егоровой Д. и Соколова Д.

Проверила: Гирева Г.В.

 

 

 

 

 

Йошкар–Ола, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

  1. Сущность налогообложения и его принципы (А.Смит)
  2. Виды налогов и классификация
  3. Эффект Лаффера

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих "подданых" - физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, устанавлемые и взымаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

1) гасить возникшие  "сбои" в системе распределения;

2) заинтересовывать (или  не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели: 
- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности  цен на основные товары и услуги; - обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение минимального  уровня доходов населения;

- создание системы  социальной защищенности граждан,  в пер вую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства.

 

  1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО ПРИНЦИПЫ (А. СМИТ)

 

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и другие виды. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно - финасового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. 

Бюджетно-финансовая система  включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важным источником дохода бюджетно-финансовой системы являются налоги, таким образом налоги - это порождение государства, и в этом качестве они существовали и существуют по сегодняшний день.

Изъятие государством в  свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего продукта:

- работники своим трудом  создающие материальные и нематериальные  блага и получающие нематериальный  доход;

- хозяйственные субъекты, владельцы капитала. 
    За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Экономическое содержание налогов выражается, взаимоотношениями  хозяйственных субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных  финансов. 
 
    Налоги представляют собой обязательные сборы, взымаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Основоположником теории налогообложения можно назвать  шотландского экономиста и философа Адама Смита. Он сформировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положе ния или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения;

2) налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);

3) каждый налог должен  взыматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его;

4) каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана налогоплательщика гораздо меньше сверх того, что он приносит казне государства.

Налог может брать  или удерживать из кармана налогоплательщика  больше того, что он приносит в казну государства следующими путями:

- его собирание может  требовать большого числа чиновников, жалование которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом;

- он может затруднять  приложения труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей.

На основе этих принципов  налогообложения к настоящему 
времени сложились реальные принципы налогообложения:

1) Принципы справедливости, утверждающий, что все физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Те, кто получил большую выгоду от предлагаемых товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Но всеобщее применение этого принципа связанно с отдельными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере получает налогоплательщик от расходов государства на какую-либо отрасль.

2) Принципы определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3) Принципы удобности предполагает, что налог должен взыматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобства для плательщика.

4) Принципы экономии, заключающийся в сокращении издержек взымания налога, в рационализации системы налогообложения.

Современные налоговые системы используют все эти принципы налогообложения, в зависимости от экономической социальной целесообразности.

 

  1. ВИДЫ НАЛОГОВ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

В настоящее время  система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом. 
Выяснение местоположения каждого налога в финансовой «системе координат» способствует точному установлению механизма его установления и введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщиков и перечня объектов, с которых взимается платеж. Посредством деления на различные виды налоги объединяются в отдельные группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность.

Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика. Выявлению видовой сущности налога способствует классификация, проведенная по систематизированным критериям.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.

1. В зависимости от плательщика:

1) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков организаций, в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. (необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица; вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства);

2) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

3) общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

2. В зависимости от формы обложения:

1) прямые (подоходно имущественные)  — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:

• личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);

• реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, земельный налог);

2) косвенные (на потребление)  — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налога является потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).

3. По территориальному  уровню:

1) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы);

2) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

3) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Информация о работе Налоговая система