Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 04:27, реферат

Краткое описание

Элементами (структурой) налогообложения является- объект налогообложения объектами нало-гообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. То есть объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридиче-ских фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплатель-щика уплатить налог. - налоговая база.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 58.49 Кб (Скачать файл)

Социальная функция налогов  проявляется и непосредственно  через механизм налоговых льгот  и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного  налога с физических лиц и т.д.).

Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям (например, неоправданные налоговые льготы некоторым республикам, входящим в состав Российской Федерации).

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая "труднонастраиваемая" функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов  является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает  своего рода защитной функцией: она  обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательности исполнения налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Крупные функциональные недостатки и  диспропорции в соотношении и  взаимодействии функций налоговой  системы, рассмотренные в макроэкономическом масштабе, наиболее открыто проявляются на уровне отдельных предприятий.

Анализ показал, что в современных  условиях имеется "расстыковка" функций  налогов с функциями предприятий, еще недостаточно адаптированных к  закономерностям рынка и конкурентной борьбе. Функции налоговой системы  не "настроены" соответствующим  образом на функции деятельности предприятий, на содействие воспроизводственным процессам их капитала, ускорению его оборота и окупаемости. В этом главный резерв роста эффективности налоговой политики и перестройки налогового механизма.

В результате первых этапов налоговой  реформы действительно сложился качественно новый механизм финансовых отношений предприятий и государства, в связи с чем можно сказать, что одна из целей реформы достигнута. Что же касается других, более важных задач, стоявших перед налоговой реформой, то введенный в действие налоговый механизм оказался структурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только не способствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливает их.

Англосаксонская модель.

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.

Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с  населения приходятся до 64% поступлений  в госбюджет, в то время как  на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.

Британский парламент  обладает законодательной властью  и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.

Организация налоговой  службы возложена на два правительственных  департамента, подчиненных казначейству:Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.

Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству,налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения.Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

Подоходный налог  с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В -доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли,промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.

Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.

Налог с наследства начинает действовать после 7 лет  получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.

Подоходный налог  с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов,полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год.Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса.Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:

- текущие расходы(аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);

- компенсационные  платежи при увольнении рабочих,  затраты на техническую и профессиональную  переподготовку кадров, премии и  подарки;

- расходы на юридическое  обслуживание и оплату услуг  по бухучету, транспортные расходы;

- лицензионные и  подобные им платежи;

- представительские  расходы;

- расходы на заработную  плату сотрудникам;

- расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение,  отопление и т.д.;

- взносы и пожертвования  в благотворительные фонды,

- коммерческие и  некоммерческие убытки;

- подоходный налог  и другие виды налогов;

- просроченные долги.

Налог на добавленную  стоимость входит в компетенцию  Управления таможенных пошлин и акцизов  Министерства финансов.

Предприниматели, как  правило, ежеквартально заполняют  декларацию и переводят налог  в Управление.Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.

В стране действуют  три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая  ставка налога применяется к 17 группам  товаров: продуктам питания; водоснабжению  и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам;одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).

Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы,образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.

Гербовые сборы  взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых  ценах или в процентах от стоимости  услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.

Источником налоговых  поступлений являются платежи с  недвижимого имущества (земли, жилых  домов,магазинов, учреждений, заводов и фабрик).

Евро - континентальная  модель.

Ярким представителе данной модели является Франция.

Систему налогообложения  Франции условно можно разделить  на три крупных блока:

- косвенные налоги,включаемые в цену товара, или налоги на потребление;

- налоги на прибыль  или доход;

- налоги на собственность.

К косвенным налогам  относятся НДС, акцизы, внутренний налог  на нефтепродукты, таможенные пошлины,которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.

Отличительными  особенностями налоговой системы  Франции являются:

- низкий уровень  прямого налогообложения;

- высокий уровень  косвенного обложения;

- высокая доля  взносов в фонды социального  назначения;

- высокая доля  поступлений от налогов на  товары и услуги в общем  объеме обязательных отчислений;

- наращивание доли  налоговых поступлений в бюджеты  местных органов власти (регионов,департаментов, коммун).

В общей системе  налогообложения можно выделить центральные налоги и местные  налоги и сборы.

Налог на добавленную  стоимость изымается в доходы центральных и местных бюджетов. Налог изымается в центральный  бюджет, из которого часть средств  передается в местные бюджеты.Налог применяется ко всем сделкам производственного и торгового характера. Обложению налогом подлежат все деловые операции, осуществляемые как коммерческими организациями, так и частными лицами. Базой обложения налогом является цена,которую покупатель должен уплатить поставщику товара. Эта цена включает все расходы, затраченные промышленником или торговцем, а также прибыль. При этом исключаются расходы, которые уже были обложены НДС, и сумма самого налога.Скидки подлежат вычету и не облагаются налогом.

При продажах товаров  лицами, занимающимися перепродажей, или произведений искусства налогом  облагается разница между покупной и продажной ценой в размере 30%.

Сырье и полуфабрикаты,изготовленные для собственных нужд предприятия, и услуги, оказываемые в пределах предприятия, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным в законе.

Сделки с недвижимостью, торговые операции и импортные товары облагаются по внутренним ставкам.

НДС имеет четыре ставки: нормальную, сокращенную, промежуточную  и повышенную.

Нормальная ставка применяется для всех операций, за исключением тех, по которым предусмотрены  иные ставки. Сокращенная ставка применяется  при оказании услуг в сфере  продуктов питания и их производства. Промежуточная - применяется для  обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется  при покупке драгоценных металлов, мехов,аппаратуры, табака и др.

Налог на добавленную  стоимость платят в момент представления  декларации раз в месяц. Продавец товара вносит налог из выручки после  реализации товара. Предприятие, облагаемое НДС, ежемесячно представляет налоговым органам декларацию, содержащую перечень товаров,подлежащих продаже, и размер оборота.

Налог на доходы от денежных капиталов взимается с  доходов, получаемых с акций, помещенных капиталов (облигаций, кредитных обязательств, вкладов, бонов и др.) и доходов от иностранных ценных бумаг.

При исчислении дохода физических лиц от денежных капиталов  учитывается прибыль, которую извлекает лицо от этой деятельности. Физические лица самостоятельно исчисляют облагаемый доход и указывают в декларации.

Налог от прибыли  от недвижимости, которым облагаются физические лица, взимается с прибыли,получаемой при строительстве; прибыли от недвижимости, носящей спекулятивный характер; от сверхприбыли, получаемой при продаже земли под застройку.

Чистые прибыли  от недвижимости, получаемые физическими  лицами, предварительно облагаются налогом  в размере 25% от суммы прибыли  в момент регистрации сделки. В  момент уплаты налога эта сумма вычитается из общей суммы выплаты налога.

Информация о работе Налоговая система