Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 08:29, реферат
Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом. В качестве основных положений налоговой реформы в Республике Казахстан были выдвинуты:
Стимулирование рыночных отношений: активная поддержка частного бизнеса; стимулирование реинвестирования получаемых доходов в предпринимательскую деятельность; подведение системы налогообложения под прочную и системную законодательную базу; создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального
образования «Самарский государственный
аэрокосмический
университет академика С. П. Королёва»
(СГАУ)
Доклад на тему:
«Налоговая
система Казахстана»
Выполнил: Слепов А.А.
гр. 745
Самара 2012
Приобретение
Республикой Казахстан
Согласно налоговому законодательству количество налогов в Казахстане было сокращено до 11. Они подразделены на общегосударственные и местные налоги.
Основную долю поступлений в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей.
Налогооблагаемым доходом по корпоративному подоходному налогу, в отношении которого применяется ставка 30%, является разница между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету. Другим объектом обложения является доход, облагаемый у источника выплаты, ставка которого составляет для резидентов Республики Казахстан 15%, а для нерезидентов, осуществляющих деятельность на ее территории не через постоянные учреждения, варьируется от 5 до 20%, в зависимости от видов получаемых доходов. В третьих - это чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, облагаемый по ставке 15%. При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные документально.
Имеющиеся ограничения по вычетам сведены до минимума и выражены не в виде запретов, а в виде установленных норм (амортизации по фиксированным активам) и пределов (представительские, командировочные расходы, вознаграждение).
Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (здравоохранение, образование, деятельность в сфере науки, спорта, культуры) установлено полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при соблюдении ими условий, определенных Налоговым кодексом.
Страховые (перестраховочные) организации уплачивают корпоративный подоходный налог от сумм страховых премий, подлежащих получению (полученных) по договорам страхования (перестрахования) по ставкам - 2% по накопительному страхованию и 4% по ненакопительному страхованию.
Индивидуальный подоходный налог выделяет два объекта обложения, различающиеся между собой по способу уплаты налога:
Налог уплачивается по прогрессивной шкале ставок от 5 до 20%, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15%. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.
Значительную роль в формировании доходной части бюджета играет налог на добавленную стоимость, в основу взимания которого заложена модель, используемая в европейских странах. Порядок исчисления его строится на двух основополагающих принципах, первый из которых предусматривает при исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет, использование механизма зачета сумм налога, уплачиваемого поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур. Зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения). Второй принцип - «страны назначения», используемый при взаимной торговле со странами. Данный принцип используется в отношении всех торговых государств - партнеров Республики Казахстан. Однако в торговле с Россией существует изъятие из данного принципа, включающее нефть, газ и стабильный газовый конденсат. Ставок НДС две: стандартная - 15%, применяемая как в отношении внутренней реализации товаров, работ и услуг, так и в отношении импорта товаров, и нулевая, установленная в отношении экспорта товаров и международных перевозок. Механизм использования нулевой ставки предусматривает возврат НДС, уплаченного поставщикам товаров. Кроме того, существует минимальный порог регистрации по НДС: лица, чей оборот по реализации составляет менее 12 тысяч месячных расчетных показателей (более 70 тысяч долл.) в год, могут не являться плательщиками НДС. В 1999 г. был введен социальный налог, объединивший социальные платежи во внебюджетные фонды. Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля введенного в 1999 г. социального налога составила 17,9%. Правительством планомерно проводится работа по дальнейшему снижению социального налога.
С 2004 г. действует регрессивная ставка социального налога от 20 до 7%.
Еще одна группа налогов в Казахстане - имущественные налоги, к которым относятся земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, составляющие доходную часть местных бюджетов. Порядок исчисления и взимания указанных видов налогов является единым. С целью получения максимальных поступлений в государственный бюджет одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и для восприятия ими Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи.
Осуществление добычи природных ресурсов происходит путем заключения недропользователями с правительством Республики Казахстан контрактов. Действующим налоговым законодательством предусмотрены две модели недропользования: отображающая концессионный контракт и соглашение о разделе продукции. В зависимости от типа контракта недропользователи, осуществляющие деятельность на территории Казахстана, уплачивают специальные платежи, такие как: бонусы, являющиеся единовременным платежом подразделяющимся на: подписной - за право разработки и коммерческого обнаружения - при обнаружении коммерческих запасов полезных ископаемых; роялти - за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых; доля Республики Казахстан по разделу продукции - доля прибыльной нефти (Profit-Oil), принадлежащей Казахстану; налог на сверхприбыль - налог на доход, превышающий нормативы, установленные государством, который рассчитывается в зависимости от внутренней нормы прибыли.
В Республике
Казахстан специальные
Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима является разовый талон, подтверждающий факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.
Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.
Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
Не являются объектом обложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты. Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный д. для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом основе упрощенной декларации - квартал. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.
Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.
Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме.
Контрольные вопросы
1. С чем
связаны глобальные изменения
действующего механизма
2. Назовите
основные принципы
3. Чем занимается
Межрегиональный налоговый
4. Перечислите основные бюджетообразующие налоги Казахстана.
5. Дать
определение понятиям «страна
назначения» и «страна
6. Назовите
объекты налогообложения
7. Какие специальные налоговые режимы применяются в Казахстане? Раскройте их сущность.