Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать функции и принципы налогообложения;
- Ознакомиться с классификацией налогов и их характеристикой;
- Изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Введение.
1. Налоговая система государства.
1.1 Функции и принципы налогообложения.
1.2 Виды налогов.
2. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы.
3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
При рассмотрении этих проблем необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить рациональное сочетание общегосударственных и местных интересов. Органам местного управления предоставляется конституционное право самостоятельно устанавливать и прекращать действие местных налогов и сборов, изменять их ставки, предоставлять льготы и принимать другие решения, но только в рамках установленных законодательно общих для всей республики принципов налогообложения. Закон должен определить исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, а также основные принципиальные положения о каждом из них. Признано целесообразным, что основу местных сборов должны составлять главным образом имущественные налоги, поскольку именно местные власти смогут обеспечить как эффективный контроль за накопленным имуществом, так и полноту учета и сбора этих налогов. При этом бюджеты всех уровней должны обеспечиваться собственными закрепленными источниками доходов при одновременном сохранении регулирующей функции республиканских налогов.
Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В качестве основной формы решения была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. Работа над проектом кодекса началась еще в 1995—1996 гг. С его официальным введением в действие завершается первый этап реформы, главная цель которого — реально повысить эффективность действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.
В течение 1997—2001 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования:
введение единых ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов; с 1999 г. введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;
В результате всех проведенных преобразований в республике к началу 2001 г. сформировались новый состав и структура налоговой системы. В 2002—2003 гг. она совершенствовалась по следующим направлениям:
В 2003 г. реализация основных задач в области налоговой политики осуществлялось за счет:
Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Его удельный вес составляет около 25 % (в 2003 г. — 23,7 %). Основная ставка в 2002—2003 гг. была равна 20 %, в 2004 г. — 18 % . С 2000 г. и до настоящего времени в республике действует общепринятая зачетная система налога на добавленную стоимость, обеспечивающая его взимание именно с вновь созданной, добавленной на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг) стоимости, а не со всего оборота реализуемых товаров и услуг. Именно этим обеспечивается нейтральность (невмешательство) налога по отношению к производству и реальное стимулирование инвестиций, новых технологий и экономического роста.
Акцизы обеспечивают 7—8 % (в 2003 г. — 6,9 %) доходов бюджета. С 1998 г. они взимаются по единым ставкам для отечественных и импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) включает ювелирные изделия и легковые автомобили. Применяются специальные и адвалорные ставки акцизов. В условиях высокой инфляции уровень ставок постоянно колеблется, он утверждается не законодательно, а правовыми актами правительства. В среднем уровень акцизных ставок несколько превышает ставки этого налога, применяемые в России и ряде других стран СНГ. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют.
Таможенные
пошлины и сборы устанавливаютс
Подоходный налог с физических лиц с начала 1999 г. исчисляется исходя из совокупного годового дохода, главной составляющей которого остается фонд оплаты труда. Доля других личных доходов населения остается крайне низкой. Применяется прогрессивная шкала ставок налога, которая исходя из уровня годового дохода имеет пять разрядов с минимальной ставкой налога на уровне 9 % и максимальной — 30 %. Предусмотренный законом необлагаемый минимум доходов крайне низок и определяется из расчета одной базовой величины. [3, с. 24]
Предусмотрены также налоговые вычеты на содержание детей и иждивенцев (в размере двух базовых величин) и незначительные жилищные вычеты. Полностью исключены из налогообложения пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, проценты по банковским депозитам. Порядок уплаты налога предусматривает его изъятие у источника выплаты доходов и ежегодную подачу налоговых деклараций по итогам календарного года всеми плательщиками, за исключением тех, кто имеет в течение года один источник доходов по месту основной работы. Доля индивидуального подоходного налога в последние годы несколько возросла и достигает 8—9 % (в 2003 г. — 8,4 %).
Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций с 1996 г. подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета и механизмам взимания. Объектом налогообложения является балансовая прибыль юридических лиц (резидентов по всем доходам и нерезидентов по доходам от источников в Республике Беларусь), определяемая как разность между выручкой от реализации продукции и затратами на производство, состав которых регламентируется правовыми ведомственными актами, плюс (минус) доходы (расходы) от внереализационных операций, состав статей которых также регламентирован. Основная ставка налога на прибыль в 1999— 2000 гг. была равна 25 %, а в 2001 г. — 30 %, в 2002— 2004 гг. — 24 %.
Роль налога на доходы и прибыль остается значительной. Его доля составляет 19—22 % (в 2003 г. — 19,4 %) доходов бюджета.
Чрезвычайный налог устанавливается в ежегодных законах о бюджете и уплачивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по твердой ставке к фонду заработной платы, состав которого утверждается нормативными актами правительства. Ставка налога в 1998—2004 гг. была равна 4 % . Доля налога в доходах бюджета в настоящее время не превышает 3 %.
Имущественные налоги применяются в республике в форме налога на недвижимость и платежей на землю (земельного налога). Ставки этих налогов (даже с учетом ежегодных индексаций на инфляцию по земельному налогу) невысоки и их значение невелико. В общих налоговых поступлениях их доля колеблется от 2 до 4 % (в 2003 г. — 6,0 %).
Отчисления в Фонд социальной защиты населения осуществляются всеми юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями по твердым ставкам к фонду заработной платы (35 % — для нанимателей, 1 % — для граждан республики и 15 % — от доходов индивидуальных предпринимателей). В настоящее время Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) имеет статус внебюджетного фонда, но его средства входят в состав бюджетных доходов. Доля государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов в доходах консолидированного бюджета составляет 17—18 % (без ФСЗН).
Помимо основных налогов и сборов налоговая система республики, несмотря на все проведенные преобразования, до сих пор включает ряд мелких сборов и отчислений, в основном в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Причем взимаются они, как правило, с выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, учитывая кумулятивный эффект таких оборотных платежей, имеет крайне негативные последствия для экономики.
Именно такие сборы и отчисления, к которым, в частности, относятся отчисления в инновационные фонды, целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики, отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, жилищно-инвестиционные фонды и другие, оказывают наиболее существенное и неоправданное давление на цены, вымывают оборотные средства предприятий и подрывают их конкурентоспособность. Ни одна промышленно развитая страна их не применяет.
Неоправданное налоговое давление на цены и доходы населения сохраняется, а кратковременные эффекты от предоставления налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств в конечном счете приводят только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий. При этом объемы, структура и динамика бюджетных доходов не улучшаются.
В то же время структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.
В Программе социально-