Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:22, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет название «Налоговая система Республики Казахстан».
Цель курсовой работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть анализ налоговой реформы и политики РК в период с 2009 по 2011 гг.
Задача данной курсовой работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
Введение……………………………………………………………………………...3
I. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.1 Понятие налоговой системы и этапы налоговой реформы ………………….5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………7
1.3 Структура налоговой системы………………………………………………….8
II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики……………..…………...……...…....10
2.2 Политика доходов и расходов и налоговая реформа РК………………...…..11
2.3 Реформа Налогового законодательства РК…………………………………...16
III. Развитие и совершенствования налоговой реформы РК за годы независимости
3.1 Самостоятельность и стремление к эффективности………………………...18
3.2 Проблемы налоговой системы РК…………………………………………….22
3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК…………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Приложение
исходя из условий Концепции формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, с учетом внесенных в бюджетное законодательство изменений, направленных на осуществление четкого разграничения нефтяных и нефтяных доходов.
В 2009 году поступления в Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) прогнозируются на уровне 9,8% к ВВП, в 2010 году – 7,2% к ВВП и в 2011 году – 6,5% к ВВП.
Уменьшение связано со снижением мировой цены на нефть со 105 долларов США за баррель в 2009 году до 60 долларов США за баррель в 2010–2011 годах. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении.
В 2009 и 2010 годах по поручению Главы государства для финансового обеспечения первоочередных мер Программы стабилизации экономики и финансовой системы будет выделено в виде целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан десять миллиардов долларов США.
Привлечение целевого трансферта в таком объеме окажет влияние на
снижение общего объема накоплений фонда в долях от ВВП с 21,3% в 2008 году до 16,3% к ВВП в 2011 году.
Проводимая в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на обеспечение социального благополучия казахстанцев, модернизацию экономики, а также полное выполнение государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами социально-экономической политики, в прямой зависимости от планируемых результатов и с усилением социальной и инвестиционной составляющей бюджетов за счет улучшения качества отраслевого планирования и сокращения непродуктивных расходов. В структуре расходов государственного бюджета на 2009–2011 годы приоритетными направлениями являются:
Расходы, обеспечивающие рост человеческого капитала – образование, здравоохранение, социальная защита населения, развитие культурного потенциала республики, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, обеспечение населения качественным водоснабжением, дальнейшее развитие жилищной политики;
Расходы, стимулирующие дальнейшую диверсификацию экономики – развитие инфраструктуры, аграрного и индустриального секторов, инноваций.
Бюджетная политика в сфере образования, строящаяся на том, что более образованное население связано с более высокими темпами экономического роста и сильной системой управления в данной области, будет реализовываться в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2006–2011 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2005 года №1459.
Основной упор в среднесрочном периоде будет сделан на обеспечение экономики высокопрофессиональными специалистами технической направленности, путем проведения следующих мероприятий:
Принятие Государственной программы развития технического профессионального образования в Республике Казахстан, которая позволит гармонизировать образовательные программы технического и профессионального образования с программами высшего образования; создание межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда в обрабатывающей отрасли и машиностроении;
выработка мер по привлечению
работодателей и инвесторов к
созданию и укреплению учебно-производственной
базы учебных заведений
Кроме того, в сфере
высшего образования будет
С 2009 года будет проведена работа по международной аккредитации отдельных образовательных программ высших учебных заведений. В вузы республики будут привлекаться зарубежные преподаватели и консультанты, а одаренные граждане Казахстана и в дальнейшем смогут обучаться в лучших вузах мира в рамках международной стипендии Республики Казахстан «Болашак».
Основной целью бюджетной политики в социальной сфере будет являться закрепление итогов реализации Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2006–2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2005 года №1241, а именно по созданию трехуровневой системы социального обеспечения, приближению системы государственных социальных стандартов к международным, развитию социального страхования основных социальных рисков.
Одной из задач в социальной сфере является расширение охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.
Система пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов будет совершенствоваться путем разработки механизма гарантий государства по сохранению пенсионных накоплений и их достаточности при наступлении старости и других мероприятий.
Размеры пенсионных выплат будут повышаться, и в течение двух среднесрочных периодов данный рост составит более 2,5 раза по сравнению с 2008 годом, при этом ограничение учитываемое для исчисления пенсий с 2009 года поднято с 15-кратного до 25-кратного МРП.
Государственная политика в аграрном секторе будет направлена на устойчивое развитие агропромышленного комплекса на 2009–2011 годы и совершенствование механизмов государственной поддержки сельского хозяйства. [16]
Расходы государственного бюджета в области развития агропромышленного комплекса на 2009–2011 годы будут определяться с учетом необходимости обеспечения адекватных условий сельского хозяйства при вступлении Республики Казахстан в ВТО полностью. В начале текущего года правительство Казахстана заявило, что ускоренное вступление в ВТО станет одним из приоритетов в 2011 году.
Все три страны приостановили двусторонние переговоры о присоединении к организации на время проведения консультаций по формированию единой позиции Таможенного союза. Однако в октябре 2009 года было объявлено, что Россия, Казахстан и Белоруссия возобновят переговоры о присоединении к ВТО по отдельности, но на согласованных позициях. Тогда Астана заявила о своем намерении завершить переговоры по ВТО до конца 2010 года. Однако позже скорректировала дату вступления на 2012 год. [17]
2.3 Реформа Налогового законодательства РК
В сложных условиях становления рыночной экономики в Республике Казахстан, особенно важное и актуальное значение имело формирование рациональной налоговой системы, не оказывающей угнетающего воздействия на предпринимателей и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику. [18]
Налоговая система – это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства, составная часть рыночных отношений. От того, как она функционирует, во многом зависит успех экономических реформ в стране. [19]
Действующее в настоящее
время налоговое
Вступивший в силу с 1 января 2009 года новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV (Налоговый кодекс) предусматривает снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики, повышение экономической отдачи от добывающих отраслей, совершенствование системы налогового администрирования, модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», реализацию принципа закона прямого действия, улучшения условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур. [20]
Основными, из наиболее важных и концептуальных моментов действующего Налогового кодекса являются следующие нормы:
- снижение ставки
- увеличение срока
переноса убытков с 3 до 10 лет
- снижение ставки НДС с 2009 года до 12 %. Увеличен порог минимального оборота
по налогу на добавленную стоимость при
обязательной постановке на регистрационный
учет с 15 000-кратного до 30 000-кратного размера
месячного расчетного показателя, что
позволило снизить налоговую и административную
нагрузку на малый бизнес;
- в рамках реформирования
социального налога
- изменение объекта налогообложения по налогу на имущество для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со всего имущества (основных средств и нематериальных активов) до зданий, сооружений, жилых строений, помещений, а также строений, прочно связанных с землей, являющихся основными средствами или инвестициями в недвижимость.
- по налогу на транспортные
средства исключены
Налоговый кодекс стал законом прямого действия, при этом он сочетает качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи, с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры и содержит четкую регламентацию действующих методов налогового контроля.
III. Развитие и совершенствования налоговой системы РК за годы независимости
3.1 Самостоятельность и стремление к эффективности
В связи с введением в Закон РК «О бюджетной системе» (01.04.99 г.) нового механизма распределения доходов по уровням бюджетов, в налоговую систему, сформированную на основе Указа Президента «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (24.04.95 г.), были внесены в апреле 1999 года существенные изменения и дополнения, в частности ликвидировано разделение налогов и сборов на республиканские и местные. Теперь все 17 налогов, сборов и обязательных платежей получили свое законодательное закрепление за республиканским и местными бюджетами на основе принципа «разделизма». Одна группа налогов и сборов полностью закреплена за республиканским бюджетом – НДС, акцизы на неалкогольные товары, бонусы, роялти, поступления от приватизации республиканской собственности и другие, другая часть – за местными бюджетами, в том числе: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, а также сборы. И только два налога – подоходный налог с юридических лиц и акцизы на алкогольные изделия – стали распределяться в республиканский и местные бюджеты по равному нормативу 50%.
В связи с передачей
местным исполнительным
Важным направлением
развития налоговой системы
6 декабря 2001 года был
принят Закон РК «О внесении
изменений и дополнений в
В процессе обсуждения
законопроекта наиболее
В политическом
смысле идея Правительства о
зачислении в полном объеме
в доход республиканского
Забрав корпоративный
налог у областей, государство
тем самым пытается устранить
существующий разрыв в уровне
экономического развития «
Посланиями Президента народу Казахстана, Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы начиная с 2004 года постепенно снижаются ставки индивидуального подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, установлены особые режимы налогообложения на территории специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.