Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:43, курсовая работа
Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.
Введение ………………………………..………………………………...……….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования современной системы
налогообложения РФ …………………………………………………………….5
Сущность и функции налогов ……………………………………………….5
Основные принципы построения налоговой системы РФ ……..………….8
Структура действующей налоговой системы РФ ……………………….....9
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов разных уровней……………………………………………………………………….…..12
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне..………………………...13
2.2 Формирование доходов местных бюджетов………...……………………..19
Глава 3. Основные направления налоговой политики РФ на плановый период 2011- 2012гг. ……………..……………………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………...……………25
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц.
Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
При рассмотрении
роли налогов в формировании доходов
бюджетов различных уровней
В конце июля был уточнен закон о федеральном бюджете, в котором показатели доходов федерального бюджета, установленные ФНС России, увеличены на 286 млрд. руб., или на 10%. Исполнение увеличенных показателей федерального бюджета за 1-е полугодие составило 52%. А исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем по России — 56% от годовых параметров.
В 1-м полугодии 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 3,7 трлн. руб. администрируемых ФНС России доходов. Это на 30%, или на 0,9 трлн. руб., больше, чем в 1-м полугодии 2011 года. Поступления налогов в 1-м полугодии 2012 года соответствуют динамике экономических индикаторов и по абсолютным значениям выходят на докризисный уровень, достигнув значений соответствующего периода 2010 года.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 25,2%, налога на доходы физических лиц - 21,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,5%.
В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3296,1 млрд. рублей (88,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 253,8 млрд. рублей (6,8%), местных - 55,1 млрд. рублей (1,5%), налогов со специальным налоговым режимом - 101,6 млрд. рублей (2,7%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2012г. составило 935,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 48,7%. В общей сумме поступлений по данному налогу в I полугодии 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,2 процентного пункта и составила 96,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,3 процентного пункта и составила 2,3%. В июне 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 141,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 9,7%.
В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 793,8 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 210,0 млрд.рублей, что на 36,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (85,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В июне 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 37,6 млрд.рублей, что на 0,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. В I полугодии 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 677,4 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,6 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 89,7% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,6 процентного пункта при уменьшении доли налогов на остальные полезные ископаемые. В июне 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 112,0 млрд.рублей, что на 6,0% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
Таблица 1. Консолидированный бюджет РФ и бюджеты внебюджетных фондов в 2012 г.
млрд. рублей
Консолидированный |
из него: | ||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||
Доходы - всего |
13599,7 |
7337,8 |
5926,6 |
из них: |
|||
налог на прибыль организаций |
1264,6 |
195,4 |
1069,2 |
налог на доходы физических лиц |
1665,8 |
- |
1665,8 |
налоги и взносы на социальные нужды |
2300,5 |
509,8 |
0,2 |
из них единый социальный налог |
976,0 |
509,8 |
0,2 |
налог на добавленную стоимость: |
|||
на
товары (работы, услуги), реализуемые |
1176,9 |
1176,6 |
0,3 |
на
товары, ввозимые на территорию |
873,4 |
873,4 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
|||
производимым
на территории |
327,4 |
81,7 |
245,7 |
ввозимым
на территорию |
19,8 |
19,8 |
- |
налоги на совокупный доход |
175,5 |
- |
151,6 |
налоги на имущество |
569,7 |
- |
569,7 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1080,9 |
1006,3 |
74,7 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
5,2 |
0,9 |
1,5 |
доходы
от внешнеэкономической |
2683,3 |
2683,3 |
- |
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
653,9 |
421,3 |
234,8 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
85,2 |
63,5 |
21,7 |
безвозмездные поступления |
132,4 |
6,2 |
1618,8 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
64,2 |
1,4 |
62,8 |
Расходы - всего |
16048,3 |
9660,1 |
6255,7 |
из них на: |
|||
общегосударственные вопросы |
1313,8 |
853,1 |
455,2 |
из
них на обслуживание государственного
и |
236,3 |
176,2 |
62,7 |
национальную оборону |
1191,2 |
1188,2 |
3,0 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
1245,9 |
1004,5 |
241,4 |
национальную экономику |
2782,1 |
1650,7 |
1131,3 |
из нее на: |
|||
топливно-энергетический комплекс |
74,7 |
34,9 |
39,8 |
сельское хозяйство и рыболовство |
279,1 |
83,1 |
196,0 |
транспорт |
372,7 |
220,6 |
152,0 |
дорожное хозяйство |
601,9 |
223,5 |
378,4 |
связь и информатику |
49,1 |
26,9 |
22,1 |
прикладные
научные исследования в области |
113,6 |
111,3 |
2,3 |
другие вопросы в области национальной экономики |
1119,4 |
875,6 |
243,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
1006,1 |
151,6 |
854,5 |
социально-культурные мероприятия |
8479,6 |
1205,5 |
3275,9 |
межбюджетные трансферты |
0,0 |
3593,4 |
277,8 |
Дефицит |
2448,6 |
2322,3 |
329,1 |
Всего в 2012 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2011 году.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2012 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом поступления снизились в 3,9 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2012 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2012 году составили 510 млрд. рублей и по сравнению с 2011 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2012 году составили 1 177 млрд. рублей и по сравнению с 2011 годом выросли на 18%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2012 году 82 млрд. рублей и снизились относительно 2011 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2012 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2012 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2012 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2011 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2012 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2011 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2012 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2011 году.
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
Также
можно выделить следующие каналы
и виды поступлений. Это доходы физических
и юридических лиц от предпринимательской
деятельности. К этим доходам относятся
зарплаты, пенсии, стипендии, пособия,
доходы по вкладам частных лиц, другие
поступления, а также прибыль
от предпринимательской
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
В
зависимости от видов муниципальных
образований, на территории которых
функционируют соответствующие
местные бюджеты, своей численностью
выделяются районные, городские, сельские
и поселковые бюджеты; но среди местных
бюджетов могут быть и др. их виды,
например, бюджеты закрытых
административно-
В
настоящее время бюджетная
Важным
шагом по пути совершенствования
взаимоотношений между
Целью принятой программы является такое совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации, которое позволит органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельно, налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня.