Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

Содержание

Введение ………………………………..………………………………...……….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования современной системы
налогообложения РФ …………………………………………………………….5
Сущность и функции налогов ……………………………………………….5
Основные принципы построения налоговой системы РФ ……..………….8
Структура действующей налоговой системы РФ ……………………….....9
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов разных уровней……………………………………………………………………….…..12
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне..………………………...13
2.2 Формирование доходов местных бюджетов………...……………………..19
Глава 3. Основные направления налоговой политики РФ на плановый период 2011- 2012гг. ……………..……………………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………...……………25

Вложенные файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Глава 2. Роль налогов в  формировании доходов бюджетов разных уровней.

 

Всеобщий  характер налогов обусловлен тем, что  основное место в финансовой системе  любого государства занимает бюджетная  система, посредством которой образуются и используются общегосударственные  централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных  доходов. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность  государства с целью создания финансовой базы для осуществления  задач и функций.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов  бюджетов различных уровней целесообразно  классифицировать доходы по их видам. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений. К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги. К  неналоговым доходам относятся:

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие неналоговые доходы.

2.1. Формирование доходов на федеральном  уровне

В конце июля был уточнен закон о федеральном бюджете, в котором показатели доходов федерального бюджета, установленные ФНС России, увеличены на 286 млрд. руб., или на 10%. Исполнение увеличенных показателей федерального бюджета за 1-е полугодие составило 52%. А исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем по России — 56% от годовых параметров.

В 1-м полугодии 2012 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 3,7 трлн. руб. администрируемых ФНС России доходов. Это на 30%, или на 0,9 трлн. руб., больше, чем в 1-м полугодии 2011 года. Поступления налогов в 1-м полугодии 2012 года соответствуют динамике экономических индикаторов и по абсолютным значениям выходят на докризисный уровень, достигнув значений соответствующего периода 2010 года.

Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 25,2%, налога на доходы физических лиц - 21,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,5%.

В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3296,1 млрд. рублей (88,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 253,8 млрд. рублей (6,8%), местных - 55,1 млрд. рублей (1,5%), налогов со специальным налоговым режимом - 101,6 млрд. рублей (2,7%).

Поступление налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2012г. составило 935,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 48,7%. В общей сумме поступлений по данному налогу в I полугодии 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,2 процентного пункта и составила 96,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,3 процентного пункта и составила 2,3%. В июне 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 141,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 9,7%.

В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 793,8 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В I полугодии 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 210,0 млрд.рублей, что на 36,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (85,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В июне 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 37,6 млрд.рублей, что на 0,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. В I полугодии 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 677,4 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,6 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 89,7% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,6 процентного пункта при уменьшении доли налогов на остальные полезные ископаемые. В июне 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 112,0 млрд.рублей, что на 6,0% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

Таблица 1.   Консолидированный бюджет РФ и бюджеты внебюджетных фондов в 2012 г.

млрд. рублей

 

Консолидированный  
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Доходы  - всего

13599,7

7337,8

5926,6

из  них:

     

налог на прибыль организаций

1264,6

195,4

1069,2

налог на доходы физических лиц

1665,8

-

1665,8

налоги  и взносы на социальные нужды

2300,5

509,8

0,2

из  них единый социальный налог 

976,0

509,8

0,2

налог на добавленную стоимость:

     

на  товары (работы, услуги), реализуемые 
    на территории Российской Федерации

1176,9

1176,6

0,3

на  товары, ввозимые на территорию 
    Российской Федерации

873,4

873,4

-

акцизы  по подакцизным товарам (продукции):

     

производимым  на территории 
    Российской Федерации

327,4

81,7

245,7

ввозимым  на территорию 
    Российской Федерации

19,8

19,8

-

налоги  на совокупный доход

175,5

-

151,6

налоги  на имущество

569,7

-

569,7

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1080,9

1006,3

74,7

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

5,2

0,9

1,5

доходы  от внешнеэкономической деятельности

2683,3

2683,3

-

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности

653,9

421,3

234,8

платежи при пользовании природными ресурсами

85,2

63,5

21,7

безвозмездные поступления

132,4

6,2

1618,8

доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

64,2

1,4

62,8

Расходы - всего

16048,3

9660,1

6255,7

из  них на:

     

общегосударственные вопросы 

1313,8

853,1

455,2

из  них на обслуживание государственного и 
    муниципального долга

236,3

176,2

62,7

национальную  оборону

1191,2

1188,2

3,0

национальную  безопасность и правоохранительную деятельность

1245,9

1004,5

241,4

национальную  экономику

2782,1

1650,7

1131,3

из  нее на:

     

топливно-энергетический комплекс

74,7

34,9

39,8

сельское  хозяйство и рыболовство

279,1

83,1

196,0

транспорт

372,7

220,6

152,0

дорожное  хозяйство

601,9

223,5

378,4

связь и информатику

49,1

26,9

22,1

прикладные  научные исследования в области 
    национальной экономики

113,6

111,3

2,3

другие  вопросы в области национальной экономики

1119,4

875,6

243,8

жилищно-коммунальное хозяйство

1006,1

151,6

854,5

социально-культурные мероприятия

8479,6

1205,5

3275,9

межбюджетные  трансферты

0,0

3593,4

277,8

Дефицит

2448,6

2322,3

329,1


Всего в 2012 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2011 году.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2012 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом поступления снизились в 3,9 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2012 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2012 году составили 510 млрд. рублей и по сравнению с 2011 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.

Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2012 году составили 1 177 млрд. рублей и по сравнению с 2011 годом выросли на 18%.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2012 году 82 млрд. рублей и снизились относительно 2011 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2012 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога  на добычу полезных ископаемых в 2012 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2012 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2011 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2012 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2011 году.

В Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования в 2012 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2011 году. 

 

 

 

2.2 Формирование доходов местных бюджетов.

Доходы  бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной  недвижимости, продажи земельных  участков, средств поступающих в  результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и  различные внебюджетные фонды.

Также можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской  деятельности. К этим доходам относятся  зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль  от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные  отчисления как один из важнейших  источников инвестиций. Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Например, чем  выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем  выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую  активность. Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от видов муниципальных  образований, на территории которых  функционируют соответствующие  местные бюджеты, своей численностью выделяются районные, городские, сельские и поселковые бюджеты; но среди местных  бюджетов могут быть и др. их виды, например, бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Общая численность местных бюджетов сегодня составляет около 30 тыс. - по числу муниципальных образований, созданных на территории Российской Федерации.

В настоящее время бюджетная система  РФ отражает некоторые особенности  переходного периода, а потому нуждается  в дальнейшем совершенствовании. муниципальных  образований должны иметь равный правовой статус.

Важным  шагом по пути совершенствования  взаимоотношений между бюджетами  разных уровней явились концепция  реформирования межбюджетных отношений и программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации.

Целью принятой программы является такое совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации, которое позволит органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельно, налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня.

Информация о работе Налоговая система РФ