Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:29, лекция
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства. Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам.
страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных
социальных групп общества а также развития экономики страны за счет
перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики 1) При
формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между
прямыми и косвенными налогами.
2) Применение прогрессивных
3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение налоговых льгот и их
характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая
направленность. 6) Степень единообразия налогообложения для различного рода
доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8)
Соотношение федеральных региональных и местных налогов.
В современных условиях в
государстве с развитой
целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней
финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение
бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния
населения , укрепление обороноспособности, решение экологических и др.
проблем общества. Важное значение имеет осуществление при помощи налогов
распределительных и перераспределительных процессов. Реализация налоговой
политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет
собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и
налогоплательщиков. Налоговый механизм включает налоговое Планирование ,
призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей, Прогнозирование –
основа для разработки социально – экономического развития страны,
региона, муниципальных образований на определенный период. Регулирование
налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами
федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными
образованиями. Контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых
доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики : ставки, льготы,
налогооблагаемая база.
Метод налоговой политики - это прием (способ), используемый для практического решения целей налоговой политики.
Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:
8. Зоны льготного налогооблажения
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это территории РФ с льготным экономико-правовым режимом хозяйственной деятельности, включая более льготный уровень налогообложения.
Зоны льготного налогообложения проявляются в двух аспектах. Во-первых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительно экономически обособленной, имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Во-вторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономико-правовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.
Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением деятельности в областях:
1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой;
2) производства расщепляющих
3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею;
4) добычи, переработки драгоценных
металлов, драгоценных и полудрагоценных
камней и торговли ими (переработка
янтаря и торговля янтарем
и изделиями из него
5) добычи нефти и газа на
участках недр федерального
6) транспорта и связи;
7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии.
Все расчеты в Особой экономической зоне осуществляются только в валюте РФ.
8. Понятие и значение налогов. Их виды и классификация
Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.
При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.
Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
Виды налогов
1. Налоги по способу взимания.
- Прямые налоги взимаются
- Косвенные налоги
2. В зависимости от характера ставок различают:
- Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.
- Регрессивный налог
- Пропорциональный налог – это,
когда применятся единая
3. Налоги в зависимости от
источников их покрытия
1) налоги, расходы по которым
относятся на себестоимость
2) налоги, расходы по которым
относятся на выручку от
3) налоги, расходы по которым
относятся на финансовый
4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий - лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.
4. По уровню бюджета налоги бывают:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Классификация налогов:
1. По способу взимания различают:
- Прямые налоги взимаются
- Косвенные налоги
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
1) федеральные (общегосударственные)
налоги, элементы которых определяются
законодательством страны и
2) региональные налоги, элементы
которых устанавливаются в
- Налог на имущество
- Налог на игорный бизнес;
- Транспортный налог.
3) местные налоги, которые вводятся
в соответствии с
- Земельный налог
- Налог на имущество ФЛ
3. По целевой направленности введения налогов:
1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные
для формирования доходов
2) целевые (специальные) налоги, которые
вводятся для финансирования
конкретного направления
4. В зависимости от субъекта-
1) налоги, взимаемые с физ. лиц;
2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций);
3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
1) закрепленные налоги, которые
непосредственно и целиком
2) регулирующие налоги, которые
поступают одновременно в
6. По порядку введения:
1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
2) факультативные налоги, которые
предусмотрены основами
7. По срокам уплаты:
1) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
2) периодично-календарные налоги,
которые в свою очередь
8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
1) включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
2) уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
3) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
4) включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
5) удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физ. лиц).
10.правовой механизм избежания двойного налога шпоргалка
Каждое соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает лиц, к которым оно применяется, и налоги, на которые распространяется его действие, определяет компетентные органы стран-партнеров и порядок обмена информацией между ними, предусматривает понятия резидентов, постоянных представительств, регулирует порядок налогообложения доходов (прибыли), дивидендов, процентов, гонораров, вознаграждений и пенсий. В таких соглашениях обязательно предусматривается и сам правовой механизм устранения двойного налогообложения.
В настоящее время используются два основных метода устранения двойного налогообложения, а именно:
- зачет налога, уплаченного в
одном договаривающемся
- освобождение от
Зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве, как механизм устранения двойного налогообложения наиболее распространен. Так, в ст. 21 Типового соглашения об избежании двойного налогообложения в случае, когда лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (резидент) получает доход, который, в соответствии с положениями соглашения, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом из упомянутых государств. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с правилами, предусмотренными его налоговым законодательством.