Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:29, лекция

Краткое описание

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства. Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных

социальных групп общества а также развития экономики страны за счет

перераспределения финансовых ресурсов. Принципы налоговой политики 1) При

формировании налоговой системы большое значение имеет соотношения между

 

прямыми и косвенными налогами.

2) Применение прогрессивных ставок  налогообложения.

3) Непрерывность налогообложения. 4) Применение налоговых льгот  и их

характеристика. 5) Исследование системы вычетов, скидок и их целевая

направленность. 6) Степень единообразия налогообложения для различного рода

доходов и налогоплательщиков. 7) Методы формирования налоговой базы. 8)

Соотношение федеральных региональных и местных налогов.

 В современных условиях в  государстве с развитой экономикой  главной

целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней

финансовыми ресурсами в достаточных объемах, бесперебойное пополнение

бюджетных доходов – основа экономического роста, повышение благосостояния

населения , укрепление обороноспособности, решение экологических и др.

проблем общества. Важное значение имеет осуществление при помощи налогов

распределительных и перераспределительных процессов. Реализация налоговой

политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет

собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и

налогоплательщиков. Налоговый механизм включает налоговое Планирование ,

призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей, Прогнозирование –

основа для разработки социально – экономического развития страны,

региона, муниципальных образований на определенный период. Регулирование

налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами

федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными

образованиями. Контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых

доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики : ставки, льготы,

налогооблагаемая база.

 

Метод налоговой политики - это прием (способ), используемый для практического решения целей налоговой политики.

 

Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:

  • управления (регулирования);
  • информирования (пропаганды);
  • воспитания;
  • консультирования;
  • льготирования;
  • контролирования;
  • принуждения.

 

8. Зоны льготного налогооблажения

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это территории РФ с льготным экономико-правовым режимом хозяйственной деятельности, включая более льготный уровень налогообложения.

 

Зоны льготного налогообложения проявляются в двух аспектах. Во-первых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительно экономически обособленной, имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Во-вторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономико-правовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.

Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением деятельности в областях:

 

1) оборонной промышленности, производства  оружия и военной техники, торговли  оружием и военной техникой;

2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных  и наркотических средств, биологически  и генетически активных материалов  и торговли указанными материалами  и средствами;

3) производства, передачи электроэнергии  и торговли ею;

4) добычи, переработки драгоценных  металлов, драгоценных и полудрагоценных  камней и торговли ими (переработка  янтаря и торговля янтарем  и изделиями из него регулируются  соглашениями между Правительством  Российской Федерации и Администрацией);

5) добычи нефти и газа на  участках недр федерального значения;

6) транспорта и связи;

7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии.

Все расчеты в Особой экономической зоне осуществляются только в валюте РФ.

 

8. Понятие и значение налогов. Их виды и классификация

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

 

При уплате сборов большое значение имеет свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

 

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

 

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

Виды налогов

 

1. Налоги по способу взимания.

 

- Прямые налоги взимаются государством  непосредственно с доходов и  имущества налогоплательщиков. Объектом  налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

 

- Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене товаров  или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с  продаж). Эти налоги начисляются  предприятию для того, чтобы оно  удерживало их с других налогоплательщиков  и сдавало финансовому ведомству.

 

2. В зависимости от характера  ставок различают:

 

- Прогрессивный налог – это  налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

 

- Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента  с низких доходов и меньшего  процента с высоких доходов. Это  такой налог, который возрастает  медленнее, чем доход.

 

- Пропорциональный налог – это, когда применятся единая ставка  для доходов любой величины. Пропорциональный  налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых  доходов вычесть обязательные  затраты, останется дискреционный  доход, который может вырасти  или уменьшиться после введения  новых налогов.

 

3. Налоги в зависимости от  источников их покрытия группируются  следующим образом:

 

1) налоги, расходы по которым  относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) - земельный налог, страховые  взносы;

 

2) налоги, расходы по которым  относятся на выручку от реализации  продукции (работ, услуг) - НДС, акцизы, экспортные тарифы;

 

3) налоги, расходы по которым  относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;

 

4) налоги, расходы по которым  покрываются из прибыли, оставшейся  в распоряжении предприятий - лицензионный  сбор за право торговли, сбор  со сделок, совершаемых на биржах.

 

4. По уровню бюджета налоги  бывают:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

 

Классификация налогов: 

 

1. По способу взимания различают:

 

- Прямые налоги взимаются государством  непосредственно с доходов и  имущества налогоплательщиков. Объектом  налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

 

- Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене товаров  или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с  продаж). Эти налоги начисляются  предприятию для того, чтобы оно  удерживало их с других налогоплательщиков  и сдавало финансовому ведомству.

 

2. В зависимости от органа, который  устанавливает и имеет право  изменять и конкретизировать  налоги:

     1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются  законодательством страны и являются  едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит  в действие высший представительный  орган власти. К ним относятся  следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов, Государственная  пошлина.

2) региональные налоги, элементы  которых устанавливаются в соответствии  с законодательством страны законодательными  органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

- Налог на имущество организаций;

- Налог на игорный бизнес;

- Транспортный налог.

 

3) местные налоги, которые вводятся  в соответствии с законодательством  страны местными органами власти. Они вступают в силу только  по принятии решения на местном  уровне, и всегда являются источником  дохода местных бюджетов.

- Земельный налог

- Налог на имущество ФЛ

 

3. По целевой направленности  введения налогов:

1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные  для формирования доходов государственного  бюджета в целом (например, налог  на добавленную стоимость);

2) целевые (специальные) налоги, которые  вводятся для финансирования  конкретного направления государственных  расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто  создается специальный внебюджетный  фонд.

 

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1) налоги, взимаемые с физ. лиц;

2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций);

3) смежные налоги, которые уплачивают  как физ., так и юр. лица (например, земельный налог).

 

5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж:

1) закрепленные налоги, которые  непосредственно и целиком поступают  в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

2) регулирующие налоги, которые  поступают одновременно в различные  бюджеты в пропорции, определенной  законодательством (например, налог  на прибыль организаций, налог  с продаж).

 

6. По порядку введения:

1) общеобязательные налоги, взимаемые  на всей территории страны  независимо от бюджета, в который  они поступают (например, налог на  доходы физических лиц, акцизы);

2) факультативные налоги, которые  предусмотрены основами налоговой  системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и  местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные  сборы).

 

7. По срокам уплаты:

1) срочные налоги, которые уплачиваются  к сроку, определенному нормативными  актами (например, государственная  пошлина);

2) периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются  на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы  физ. лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций  уплачивается ежемесячно или  ежеквартально).

 

8. По характеру отражения в  бухгалтерском учете различают  налоги:

1) включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

 2) уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

 3) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

4) включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

 5) удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физ. лиц).

 

10.правовой механизм  избежания двойного налога шпоргалка

Каждое соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает лиц, к которым оно применяется, и налоги, на которые распространяется его действие, определяет компетентные органы стран-партнеров и порядок обмена информацией между ними, предусматривает понятия резидентов, постоянных представительств, регулирует порядок налогообложения доходов (прибыли), дивидендов, процентов, гонораров, вознаграждений и пенсий. В таких соглашениях обязательно предусматривается и сам правовой механизм устранения двойного налогообложения.

 

В настоящее время используются два основных метода устранения двойного налогообложения, а именно:

 

- зачет налога, уплаченного в  одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом  договаривающемся государстве;

 

- освобождение от налогообложения  доходов в одном договаривающемся  государстве в случае, если налоги  с них были уплачены в другом  договаривающемся государстве.

 

Зачет налога, уплаченного в одном договаривающемся государстве, при определении размера налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве, как механизм устранения двойного налогообложения наиболее распространен. Так, в ст. 21 Типового соглашения об избежании двойного налогообложения в случае, когда лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве (резидент) получает доход, который, в соответствии с положениями соглашения, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом из упомянутых государств. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с правилами, предусмотренными его налоговым законодательством.

Информация о работе Налоговая система РФ