Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..3
1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………4
2. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………...12
3. Перспективы развития налоговой системы РФ………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Ханина.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..3

1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………………………4

2. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………...12

3. Перспективы развития налоговой системы РФ………14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговая система  Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой  системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности выплат или выплат заработной платы через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

  1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

Для того чтобы  охарактеризовать налоговую систему  Российской Федерации необходимо исследовать  теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции, обобщить отечественный и зарубежный опыт.

В настоящее  время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой  системы. Так, согласно первому, налоговая  система – это система экономико-правовых отношений между государством и  хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

И.М. Александров  рассматривает налоговую систему  как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему  можно определить как целостное  единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах  и сборах, системы налогов и  сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

На наш  взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Налоговый механизм является наиболее действенным и  эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит  результативность принимаемых экономических  решений. Почти все методы воздействия  государства на развитие экономики  прямо или косвенно включают и  налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование  охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое  регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного  воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может  создавать необходимые условия  для ускоренного привлечения  капитала в наиболее перспективные  отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

К системообразующим  условиям (факторам) формирования и  функционирования налоговых систем относятся:

- собственная  налоговая доктрина и налоговая  политика государства;

- законодательная  база для строительства налоговой  системы;

- механизм  установления и ввода в действие  налогов и сборов;

- виды налогов;

- порядок  распределения налогов по уровням  бюджетной системы;

- система  налоговых органов;

- формы и  методы налогового контроля и  др.

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых  источников по бюджетным уровням; система  долевого участия бюджетных звеньев  в использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим  факторам, характеризующим налоговую  систему можно отнести следующие  показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая  нагрузка; соотношение между прямыми  и косвенными налогами; соотношение  между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество  принципов, применяемых государствами  при строительстве налоговых  систем, и что каждое государство  строит свою налоговую систему с  учётом специфики, складывающихся в  данном обществе условий. Поэтому в  каждой отдельно взятой стране при  выборе системы организационных  принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый  подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях  между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения и  низкий уровень издержек по  взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип  всеобщности налогообложения и  принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

2) принцип  недискриминации (нейтральности)  налогообложения в отношении  форм экономической деятельности  – налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев;

3) принцип  недопустимости создания препятствий  реализации гражданами своих  конституционных прав – недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав; налоги и  сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

4) принцип  единства экономического пространства  – не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип  определённости правил налогообложения  – при установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения; акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.

6) принцип  истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

В экономической  литературе встречается и ряд  других организационных принципов  налогообложения, которые носят  объективный характер. К ним можно  отнести:

1) принцип  подвижности (эластичности) – суть  его заключается в том, что  налоговая нагрузка может быть  оперативно изменена в соответствии  с объективными потребностями  государства;

2) принцип  стабильности – этот принцип  предполагает постоянство налоговой  системы, что важно для субъектов  налоговых отношений (для государства  при формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);

3) принцип  исчерпывающего перечня региональных  и местных налогов – суть  его заключается в исключении  возможности установления и введения  дополнительных налогов субъектами  РФ и органами местного самоуправления.

В мировой  практике имеет место использование  и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип  доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип  создания максимального удобства для  налогоплательщиков; принцип обложения  чистых доходов налогоплательщика  и др.

Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из их функций.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам  присуши следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная  функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

• регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Информация о работе Налоговая система РФ